Как-то раз на духовной беседе священник в качестве назидания рассказал мне притчу про послушника и капусту. Старец дал юноше задание посадить капусту вверх корешками. Молодой человек не исполнил послушание и посадил капусту правильно, корешками в землю, решив, что его духовник ошибся. Капуста дала прекрасный урожай, но наставник был недоволен и сказал, что задание не выполнено.
Долгое время эта зарисовка не давала мне покоя — к чему было такое бессмысленное задание? Зачем старец просил посадить капусту вверх корешками? В монастыре столько дел, а молодой парень должен тратить время на какое-то пустое занятие. Да еще и рассаду зря портить. Зачем?
Стала размышлять, где в Священном Писании есть примеры таких необъяснимых для нас заданий. Вспомнила праотца, Авраама. Как он безропотно готов был принести на заклание своего сына Исаака, когда исполнял требование Бога. Это было страшно и нелогично с нашей, человеческой, точки зрения.
Сначала Господь даровал обещанного сына, а потом Сам же велел его убить. Как мы помним, Авраам послушно принес сына на жертвенник. Но когда занес нож, Ангел Господень остановил руку отца, сказав: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога...».
Притча про капусту и библейский рассказ про Авраамово смирение помогли мне понять важность послушания. Это пригодилось на работе. В мои обязанности входило написание рекламных писем-рассылок. Тексты нужно было писать короткие, с призывающей фразой купить продукт со скидкой.
Всего несколько предложений — но писала я одну такую рассылку почти неделю. Моя начальница очень внимательно относилась к формулировкам и требовала точности. Я раз десять переписала рекламный слоган, уже не могла на него смотреть. И тут перед глазами встал образ... капусты, посаженной вверх корнями. Я перестала роптать, обуздала свое возмущение. И постаралась понять, чего хочет от меня Госфподь?
Через послушание и безропотное выполнение своей работы, через подчинение начальству Господь, мне кажется, хотел научить терпению и смирению. Спустя годы я с благодарностью вспоминаю свои офисные задания и обязанности, которые приучили меня любую работу — творческую или кропотливо-рутинную — делать качественно и хорошо. Как для Бога.
Тому молодому послушнику старец сказал: «Ты сюда пришел учиться не капусту выращивать, а послушанию». Значит, тренировка послушания для юноши была важнее смысла и результата его работы. «Послушание стяжавший уподобился Христу», — писал преподобный Феодор Студит. «Гробом собственной воли и воскресением смирения» назвал послушание преподобный Иоанн Лествичник.
Бывает так, что мы сфокусированы на результате своего дела, хотя в процессе его выполнения приобретаем гораздо более нужные качества и умения. И целое поле капусты не заменит одного ростка духовной добродетели, который взошел на почве доверия и послушания Богу.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема