
Фото: Piqsels
На юго-западе Московской области, в Наро-Фоминском районе, есть село Каменское — на первый взгляд, совсем неприметное. Таких в России великое множество: домики, растянувшиеся вдоль дороги, мост через речку, белая церковка. Между тем, храм этот, возведённый в память святителя Николая Мирликийского, — один из древнейших в Подмосковье. Как и само село Каменское, которое было свидетелем и участником самых значимых событий отечественной истории. И не спроста носит звание «населённого пункта Воинской доблести».
Первое упоминание о Каменском учёные нашли в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты, датируемой 1328 годом. В документе князь завещает село своему сыну Ивану Красному. В 1389-м году упомянул Каменское в своём завещании и Дмитрий Донской. Таким образом, село долгое время являлась великокняжеской вотчиной. Села Каменское так или иначе коснулись некоторые события Смутного времени — восстание Ивана Болотникова, поход на Москву литовского гетмана Ходкевича и Лжедмитрия II. В 1612-м году Второе народное ополчение под руководством Минина и Пожарского погнало польско-литовских захватчиков из Москвы. Отступая, интервенты прошли через Каменское и попытались уничтожить село. Жители отважно защищались. И всё же поляки основательно разрушили и село, и древний Никольский храм. Полностью восстановить его удалось только при царе Алексее Михайловиче. При нём же, в 1649-м году Каменское было передано во владение Архангельскому собору Московского кремля.
Жители Каменского доблестно проявили себя и во время Отечественной войны 1812 года. Когда наполеоновская армия отступала по Ново-Калужской дороге, один из отрядов зашёл в село в надежде пополнить запасы провианта — проще говоря, отнять его у сельчан силой. Здесь их и встретили местные партизаны. Сохранилось донесение об этом событии поручика лейб-гвардии Измайловского полка Михаила Фонвизина в ставку фельдмаршала Кутузова.
В Великую Отечественную, в 1941-м году, на территории Каменского шли кровопролитные бои. Село входило в рубеж Наро-Фоминской оборонительной операции в ходе битвы за Москву. Удерживала рубеж 33-я армия Западного фронта. Это была последняя попытка немецких войск прорваться к городу — советские солдаты не дали им этого сделать. О тех страшных и героических днях и сегодня напоминает табличка на одной из улиц села с надписью «линия фронта». В памятные даты жители и гости Каменского собираются здесь у мемориала «Братская могила», чтобы помянуть воинов и вспомнить славную историю древнего села.
Все выпуски программы Открываем историю
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема