
У нас в гостях были представители благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи»: руководитель авторской группы по созданию календаря Георгий Бежанидзе и директор по развитию проекта Илья Рыбаков.
Разговор шел о серии календарей «От Пасхи до Пасхи», которая в этом году посвящена патерикам — поучительным историям из жизни подвижников благочестия.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели здравствуйте это «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать, и у нас сегодня традиционная программа, уже третий или четвертый, может быть, раз мы собираемся таким составом здесь, в этой студии: Георгий Бежанидзе, руководитель авторской группы по созданию календаря «От Пасхи до Пасхи». Добрый вечер.
Г. Бежанидзе:
— Здравствуйте дорогие друзья!
А. Пичугин:
— И Илья Рыбаков, директор по развитию проекта «От Пасхи до Пасхи». Здравствуйте.
И. Рыбаков:
— Добрый вечер.
А. Пичугин:
— Давайте напомним что это за проект, накануне Великого поста обычно мы встречаемся и рассказываем еще и еще про этот проект и в третий говорим, четвертый раз вы уже к нам приходите, как минимум дважды мы с вами общались, еще один раз мой коллега Костя Мацан, и вот сейчас мы снова с вами здесь встречаемся, и это красочный очень календарь, интересный который мы на протяжении, наверное, последних двух десятилетий точно, нет трех десятилетий, живем в ситуации, когда православные календари можно достать, они всегда есть, совершенно разные, вот это замечательный пример православного календаря который каждый год о чем-то рассказывает. Кстати, это, по-моему, наследует традицию дореволюционных календарей которые в свое время тоже вот так издавались с целью не просто рассказать что сегодня понедельник, 11 сентября, а то, что сегодня еще и к тому же такой-то-такой-то день вот Церковь отмечает, такие-то светские события происходят, то есть вот календарь такой из истории и очень-очень необычный. Давайте все-таки я вам слово предоставлю, и вы расскажете подробно про историю проекта, а потом поговорим о том, чему посвящен в этом году календарь и как он создавался.
И. Рыбаков:
— Ну, можно я скажу: этому календарю уже в этом году исполняется 16 лет, как он пишется и дарится как подарок на Пасху родным и близким, друзьям и знакомым, сослуживцам. И суть этого проекта в том, чтобы люди, делая от себя подарок на Пасху, тем самым становились участниками и миссионерских трудов, и просветительских, и популяризации добрых православных традиций праздников. Вот в этом году наш календарь, к сожалению, тираж его ограничен, и с начала Великого поста в нашей редакции на улице Станиславского, дом 4 мы будем производить раздачу по себестоимости, в этом году себестоимость календаря составила 300 рублей...
А. Пичугин:
-... что в общем немного, можно зайти в любой книжный магазин посмотреть, сколько сейчас стоит бумажная книга и убедиться, что 300 рублей, это я бы даже сказал, что себе в убыток, а не себестоимость.
И. Рыбаков:
— Да, и вот суть этого проекта в том, что половину тиража раздаем на благотворительные цели бесплатно, а половину тиража друзья нашего календаря, они выкупают по себестоимости и уже сами от своего имени делают подарки на Пасху.
А. Пичугин:
— То есть актуальный календарь стоит 300 рублей, я помню, мы с вами пару лет назад, наверное, смотрели на самой популярной в интернете площадке по продаже различных б/у товаров, вот там, например, можно найти все выпуски календаря «От Пасхи до Пасхи», мы специально смотрели, что они там стоят зачастую дороже, выпуски прошлогодние, чем актуальный, вот я смотрю на календарь посвященный Сергию Радонежскому, наверное, это был юбилейный год, 2015 года календарь, который стоит 1000 рублей, вот календарь за 400 рублей, вот за 300 редкий случай, а так обычно дороже, то есть, видите, это уже становится таким раритетом.
И. Рыбаков:
— Да, и в этом году календарь посвящен патерикам, и вот я считаю, что Георгий Вениаминович лучше всех может рассказать о содержании нового календаря. И, конечно, ждем всех у нас в редакции за новыми календарями, приходите с 10 до 19.00 в рабочее время, адрес: улица Станиславского дом 4, это район Таганки.
Г. Бежанидзе:
— Спасибо, Илья Ильич. Надо сказать что, по моему мнению, календарь получился замечательный, во-первых, потому что он очень хорошо оформлен в этом году, весьма красочное оформление, и мне кажется, что здесь вот именно со стороны оформления тоже очень хорошо потрудились те, кому это было поручено. Ну а что касается темы календаря и самого календаря с точки зрения его содержания, то в этом году мы, по просьбам читателей прежде всего, несколько изменили по сравнению с прошлыми выпусками саму структуру календаря: если раньше он был очень жестко тематический и даже лицо, лицевые страницы календаря были посвящены определенной теме, и я бы сказал, он был в большей степени научный, то сейчас мы сделали акцент на просветительском характере календаря, он стал, может быть, где-то и попроще, где-то и подоходчивее стали статьи, но, с другой стороны, он действительно стал интереснее для более широкого круга читателей, интереснее для тех, кто, может быть, еще на пути к Церкви, кто, может быть, еще не очень разбирается в каких-то богословских тонкостях но тем не менее и научность статей тоже совсем не пропала, и я уверен, и сегодня вы в этом убедитесь, что наш календарь будет интересен и тем, кто уже давно в Церкви, кто уже читал богословскую литературу, кто начитан и в житиях святых, но тем не менее там присутствуют такие очень интересные статьи, где какие-то мифологемы, так сказать, развенчиваются, уточняется что-то важное, что-то очень интересное, сегодня я приведу такие примеры.
А. Пичугин:
— Смотрите, вот мы говорим «патерики», сразу люди, которые знают о чем идет речь, понимают значение слова, то понятно, что тут жития святых представлены, на каждый день соответствует ему житие, мы еще поговорим, как шла процедура выбора, но любопытно, что тут, например, не просто Серафим Саровский, не просто Александр Ошевенский, но где-то есть истории образов или портретов, серебряковский портрет Серафима Саровского соответствует пятому августа, причем я так понимаю, что на пятое августа не приходится никакой даты памяти Серафима Саровского, но тем не менее очень интересно почитать про то, как создавался самый известный портрет, который, кстати говоря, послужил образом для написания ряда икон преподобного Серафима.
И. Рыбаков:
— Ну, поподробнее о теме нашего календаря, во-первых что такое собственно патерик: «патерик» в переводе с греческого означает «отечник», это собственно, жанр литературы, поучительные истории из жизни подвижников благочестия, и этот термин появился достаточно поздно, только в VII веке, однако сами патерики появились гораздо раньше и в отличие от жития которое подробно рассказывает о жизни святого, патерик сообщает самые значительные и поучительные эпизоды, которые носят нравоучительный характер. Этот жанр начинает развиваться в четвертом-шестом веках и самые известные патерики этого времени, это «Азбучно-анонимное собрание» истории египетских монахов, Лавсаик.
А. Пичугин:
— Кем и для кого это писалось?
И. Рыбаков:
— Писалось монашествующими и писалось в первую очередь, для монашествующих же, но не только, и для тех, кто хочет узнать о жизни монашествующих, кто хочет подражать их жизни и в конце концов, для тех, кто просто живет богоугодной жизнью.
А. Пичугин:
— А давайте немного перенесемся в эпоху раннего христианства, в эпоху становления монашества — понятно, что тогда монашество это был некий (сейчас здесь нет никакого негативного оттенка) экстремальный способ жизни, ухода из больших городов, больших поселений, ухода от государственного христианства зачастую, к тихой и уединенной жизни, то есть до того времени, когда монашество займет свое прочное место и, скорее, даже победит вот такой вот приходской вариант, пройдет еще достаточно много времени, то есть простые люди интересовались жизнью монахов отшельников, почему они уходят, что это за обители?
И. Рыбаков:
— Да, безусловно, интересовались, и действительно, монахи это не протестанты, конечно же, это те, кто воспользовался возможностью тихого и безмятежного жития во всяком благочестии и чистоте, то есть монахи удалялись в пустыни не ради какого-то протеста, осуждая иных христиан, которые не являются монахами, они просто хотели подвизаться Единому Богу, чтобы ничто их не отвлекало от их подвигов, и мы знаем, что множество мирян впоследствии приходили в обители, созданные этими подвижниками и уже тогда, уже в древности напитывались их наставлениями, и естественно, они хотели и письменных наставлений монашествующих, поэтому очень рано эти наставления стали записываться и распространяться в христианской среде. Я бы сказал еще вот что: что в отличие от житий которые имеют очень такой характер поздний и ранние жития часто апокрифические, мы об этом говорили с вами в прошлый раз, если я не ошибаюсь, когда говорили про жития святых апостолов, например, потому что вот эти так называемые «Деяния святых апостолов», не те Деяния, которые входят в книгу Нового Завета, а деяния в смысле житий святых апостолов, они, конечно первоначально появлялись в неправославной среде, но именно патерики являются теми жизнеописаниями, которые исходили из уст либо самих монашествующих, либо тех, кто этих монашествующих видели, с ними разговаривали, то есть патерики — это наиболее важная для нас литература и наиболее ценная в смысле ее аутентичности.
А. Пичугин:
— Потому что они максимально приближены и по времени и по месту создания.
И. Рыбаков:
— Безусловно. И никто не сомневается, даже самые серьезные критики, зарубежные критики, которые привыкли критиковать все что угодно в христианской традиции, даже они не сомневаются в том, что текст патериков восходит к самим преподобным или к тем, кто с этими преподобными лично беседовал.
А. Пичугин:
— Друзья, напомню что в гостях у нас сегодня создатели благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков. Я не знаю, кому больше этот вопрос адресован, наверное, все-таки, Георгий Вениаминович, к вам: как вы отбирали сюжеты, которые войдут в календарь, поскольку где-то это совпадает с теми празднованиями святых, которые приходятся на конкретный день, где-то не совпадает, где-то, ну как, каждый день мы отмечаем память разных совершенно святых, но из них, скажем, из шести выбирается один?
Г. Бежанидзе:
— Здесь опять возникает та же самая проблема: как соотнести принцип календаря и тему календаря, и здесь всегда возникают определенные сложности, потому что далеко не все подвижники из патериков, они имеют свои даты, даты памяти, и более того, об этом тоже в календаре говорится, некоторые их дни памяти, они формировались вследствие патериков, вот это очень интересно, потому что их кончина неизвестна, но дни памяти их угруппировались в зависимости от места их подвига и даже того патерика, в котором о них повествуется, то есть вот этот принцип мы тоже использовали, безусловно, и действительно, рассказывали и о тех святых, чьи памяти, в общем-то, в календарях отсутствуют. Но тем не менее мы старались соотноситься и с календарным принципом, то есть прежде всего выбирали жития преподобных: если в один день несколько житий, то мы выбираем те жития которые соответствуют основной тематике календаря — преподобные отцы.
А. Пичугин:
— А почему? Наверное, потому, что исторически это связано с монашеством, да?
Г. Бежанидзе:
— Да, именно поэтому, потому что именно преподобные отцы, они подвизались в монастырях, именно о них прежде всего и повествуют патерики.
А. Пичугин:
— А вот тут можно вопрос, мне иногда задают его, а я, соответственно, его в некоей измененной форме вам переадресую: в христианстве большинство святых, если речь идет о святых мужах, мужчинах — это люди, имевшие священный сан, но ведь неужели у нас так мало людей, показавших святость, среди простых людей, которые не имели сана?
Г. Бежанидзе:
— Вы разумеете сан или монашество, или и то, и другое?
А. Пичугин:
— Нет: и/или. Мы в целом, но это, наверное, в большей степени относится к нашей Церкви, поскольку у нас действительно, если мы не берем в расчет святых князей древнерусских, в основном, мы увидим, что у нас прославлены святители, у нас есть некое расхождение к тому, как прославляются преподобные, поскольку это или монахи, или священники, но очень часто священники выделяются отдельно, а монашествующие в сане священника прославляются как преподобные, ну вот, например, отец Дмитрий Клепинин и среди парижских мучеников прославлен как преподобный, хотя он монахом не был, но это уже отдельно вопрос к тому, кто принимал решение о канонизации. Но вопрос не в этом, простите, мне кажется, я сейчас всех запутаю, поэтому я просто его упрощу: для других Поместных Православных Церквей все-таки среди патериков много простых людей, мы встречаем там простых прославленных крестьян среди мучеников, просто крестьян, которые своей благочестивой жизнью удостоились святости, вот у нас с этим есть некоторая проблема, вот просто, может быть, я подумал, в вашем календаре она как-то будет более представлена, эта категория людей, обычных простых людей, не священников и не монахов.
Г. Бежанидзе:
— Ну теперь я понял, да. Но на самом деле, вы, наверное, имеете ввиду подвижников благочестия, может быть, даже и не прославленных, потому что среди святых действительно, «обычных» в кавычках людей не так много, мы знаем чин святости «святые и праведные», да, он существует безусловно этот чин, мы знаем Симеона Верхотурского, Артемия Ве́ркольского, но действительно, такие люди есть. Надо сказать, что даже святых священников, не монашествующих, не так много, Иоанн Кронштадтский, конечно же, вспоминается сразу же, затем есть...
А. Пичугин:
— Огромное количество новомучеников, но мы их тоже не берем здесь.
Г. Бежанидзе:
— Да, но они все-таки прославлены в чине мученичества, не как праведные. Есть почитаемые весьма святые тоже в этом чине святых священников именно, но они как бы так, я бы сказал, не очень широко именно известные, хотя в Орловской, например, епархии почитаются святые священнослужители. Ну и, с другой стороны, все-таки календарь посвящен именно патерикам, в древней традиции в патерики входили только монашествующие, эпизоды из их жизни и их высказывания. Женское монашество тоже представлено, безусловно, в патериках, но все-таки именно монашествующие, не епископы, не святители, хотя епископы тоже, конечно — монахи, но тем не менее вот их высказывания, их жития, их жизнеописания все-таки в патериках не представлены, если, конечно, святители не подвизались именно в монашеской жизни, исключительно в монастырях, поэтому все-таки это древняя традиция, она отражена и в древнерусских патериках, в Киево-Печерском патерике, в Волокаламском патерике и в тех патериках, которые возникли уже значительно позже, но тоже, как ни странно, в русской традиции, например Афонский патерик, хотя он и Афонский, а он тем не менее возник в русской традиции, вот это, мне кажется, очень интересно, действительно, его авторы были связаны со Свято-Пантелеимоновым монастырем, и они впервые собрали жизнеописание преподобных отцов Афонской горы. Поэтому, как мне кажется, всё-таки правильно было бы следовать этой традиции, и наш календарь всё-таки посвящён именно преподобным, в первую очередь. Хотя, мне кажется, всё-таки где-то мы пишем и о подвижниках благочестия, а не только о преподобных, но таких статей очень мало.
А. Пичугин:
— Мы буквально через минуту вернёмся к нашей программе. Я напомню, что сегодня мы говорим, как всегда, примерно плюс-минус, в зависимости от того, когда Пасха, в это время года, с авторами календаря благотворительного проекта «От Пасхи до Пасхи», это календарь, и сегодня у нас в студии Илья Рыбаков, директор по развитию этого проекта, и Георгий Бежанидзе, руководитель авторской группы. Я Алексей Пичугин, через минуту мы вернёмся.
А. Пичугин:
— Возвращаемся в студию Светлого радио, друзья. Напомню, что сегодня мы говорим про благотворительный проект «От Пасхи до Пасхи», это замечательный календарь красочный, который мы представляем. Сегодня у нас в студии его авторы Георгий Бежанидзе, руководитель авторской группы и директор по развитию проекта Илья Рыбаков. Да, да, Илья, вы тянете руку...
И. Рыбаков:
— Да, еще немножко добавлю: просто в этом году, те, кто знают по прошлым годам, то место выдачи календарей было по адресу улица Станиславского, дом 6, а в этом году редакция переехала, вот, внимание — в дом 4, рядом, это буквально метров 10 от того места, где было раньше, но будьте внимательны. И для наших друзей, которые живут вне Москвы, компания «Ситилинк» пошла навстречу и помогает бесплатно транспортировать эти календари в те пункты и в те города, где есть магазины «Ситилинк», и люди в других городах могут также по себестоимости 300 рублей, которые в Москве, купить и в других городах России этот календарь, для этого нужно зайти на сайт нашего календаря «От Пасхи до Пасхи» или на сайт «Ситилинка».
А. Пичугин:
— Формат, давайте еще скажем, что удобный, вот передо мной лежит экземпляр как раз современного календаря, актуального календаря, «Патерики» он называется, и вот я его могу поставить перед собой, у нас нет камеры, чтобы показать, как это делается, но я могу в микрофон пошуршать, правда, Рома, наш звукорежиссер, не будет этому рад, но могу чуть-чуть пошуршать (шуршит), вот такой перекидной календарь, который, если вы работаете за столом, у нас все-таки есть традиция того, что православный календарь — это на полстены, огромная икона, все это хорошо, но иногда нужна какая-то лаконичность, я думаю, вот здесь удобно — он стоит перед вами, вы работаете и перелистываете этот календарь изо дня в день, и перед вами тут, кстати говоря, зачастую и совсем неизвестные святые, я вот случайно сейчас открыл, так перевернул на 7 мая, а там преподобная София (Хотокуриду), я ничего про нее не знаю, но это современная греческая святая, человек, живший в минувшем XX веке — интересно? Конечно, интересно, поскольку, когда мы читаем жития святых из Средневековья, из поздней Античности, про мучеников, мы зачастую задаемся вопросом: а насколько достоверны источники, насколько это актуальная информация, насколько она исторически выверенная? Можно долго говорить о том, что жития святых — это определенный жанр, это канон, по определенному канону написаны тексты, но все-таки важно, что мы, люди, которые критически достаточно относимся теперь уже к информации, которая к нам приходит, хочется ее проверять, получать более достоверную, вот мы видим, конечно же, истории святых XX века, которые там за несколько поколений до нас жили, а иногда, если речь о мучениках, новомучениках, так это люди, которые вообще могли бы до нас дожить, до наших дней, практически до наших дней могли бы быть нашими современниками, конечно, их история представлена куда более достоверно, чем истории средневековые, вот хорошо и здорово, что у вас в календаре такие тоже святые присутствуют. Но все-таки бывают у вас какие-то споры: какого святого вы берете, какого не берете, если речь идет о преподобных, а их несколько в конкретный день, кому-то из вашей авторской группы ближе один человек, вам другой, кому-то третий?
Г. Бежанидзе:
-Ну, не то, что споры, скорее обсуждения — да, такие бывают, когда мы формируем план календаря и действительно, высказываются разные мнения, и в таком случае мы выбираем с точки зрения такой, может быть, яркости этого эпизода, чтобы он был интересным, чтобы он был поучительным, вот это является главным критерием для отбора, хотя действительно бывает, что разные точки зрения. Но обычно в таких случаях, если мы хотим поместить оба эпизода, то мы находим такую возможность, потому что календарь все-таки достаточно длинный, места там все-таки много, и если даже в один день не помещается, такое тоже бывает, потому что в один день бывает много святых, преподобных именно святых тоже, то мы сдвигаем на другую дату, и в таком случае все-таки все такие вот интересные эпизоды обычно мы имеем возможность поместить, и читатели могут с ними ознакомиться.
А. Пичугин:
— Еще очень важная задача у календаря, я уже говорил, это удобный формат — уместить текст, иногда у некоторых святых очень обширное житие, а здесь, зачастую, здесь просто необходимо уместить его в 20-30 строк по формату издания, это же еще такая тонкая редакторская работа.
Г. Бежанидзе:
— Ну, да, это непростая задача, действительно. Конечно, написание кратких житий имеет свои плюсы и минусы, и главное, существует проблема в том, что они будут, ну, такие вот, как бы, очень похожие друг на друга, что вот «в один монастырь поступил, потом в другой монастырь поступил», такие вот жизнеописания иконописного, может быть, характера с некоторой разницей в месте подвигов святых, то есть вот яркие эпизоды в таком случае могут просто не войти, и поэтому мы стараемся все-таки разнообразить жанр написания нашего, не сводить краткие жизнеописания к изложению всего жития святого, полноценного жития, а в некоторых случаях берем какой-то яркий эпизод и его излагаем и пересказываем, либо несколько таких эпизодов, если они помещаются, то есть тут разный подход возможен.
А. Пичугин:
— За время работы над календарем наверняка у вас появляются какие-то любимые истории, которые у каждого свои, конечно, но наверняка есть какие-то люди наиболее близкие, их жизнеописание наиболее близко как-то на сердце ложится, вот у вас кто?
Г. Бежанидзе:
— Ну, вот если мы будем говорить о календаре, который мы представляем сейчас, то, пожалуй, это преподобный Антоний Великий, Макарий Египетский — действительно, удивительные жития, удивительные подвижники, и их изречения они такие, очень необычные, и жития тоже необычные. Например, интересный эпизод из жития преподобного Макария, когда он вместе с своим учеником шёл по пустыне, ученик был впереди, ему встретился языческий жрец, и ученик обратился к этому жрецу: «Куда ты идёшь, нечистый язычник?» Жрец нёс бревно, он оставил это бревно, избил ученика и потом отправился дальше. И тут он встретился с преподобным Макарием, который обратился к нему: «Куда идёшь, трудолюбец?» Жрец удивился, оставил бревно, подошёл к преподобному, говорит: «Вот твой ученик меня обругал, а ты меня похвалил, почему?» — «Ну, как почему? Потому что ты действительно нёс это бревно, выполнял определённый труд, конечно, я не мог тебя не похвалить». Жрец ещё больше удивился и впоследствии стал христианином, и преподобный Макарий по этому поводу говорил своему ученикам, что «злое слово и доброго человека делает худым, а доброе слово может и злого сделать благим». И преподобный Антоний Великий, он тоже, действительно, такой, один из удивительных святых. Известно, что когда он шёл в пустыню, он по дороге встретил такое место с сокровищами, то есть с золотом, рассыпанным по дороге, можно сказать, и этого золота было достаточно много. И помысел ему стал говорить: «Возьми, собери всё это богатство, сделай много доброго, много хорошего, много благого, послужи людям, построй лечебницы, странноприимницы, и получишь награду на небе, потому что сам Господь говорит в притче о Страшном суде: если вы послужите ближним, значит, вы спасётесь». Но преподобный Антоний переступил через это золото и пошёл дальше в пустыню, и стал подвизаться там в одиночестве очень долгое время. И нам, конечно, сейчас не очень понятен его поступок, почему он так поступил, почему он действительно вроде бы не исполнил слова самого Христа? Но на самом деле молитва монашествующих, она может сделать гораздо больше и в мире, и для него самого также, для его собственного спасения, чем такой вот деятельный труд, и в этом, собственно, суть монашеского подвига.
А. Пичугин:
— Илья, у вас тоже наверняка есть какие-то близкие сердцу истории из календаря, которыми можно было поделиться, я думаю, что это, может быть, сподвигнет людей прийти к вам за календарем.
И. Рыбаков:
— Ну да, я согласен с Георгием Вениаминовичем, что, конечно, преподобный Антоний, но вот мне приходит на память его высказывание, оно, кстати, очень злободневное, и в наше время, преподобный Антоний Великий сказал, что «Вот наступят такие времена, когда из десяти человек девять больных будут говорить на одного здорового, что он больной, потому что он не такой, как мы», и вот мы видим это, время потихоньку приходит. А также меня еще в ранней юности очень вдохновил подвиг преподобного Марка Фра́чевского, такой очень известный преподобный, который в своем житии передвигал горы, если вы знаете, вот это один из редчайших святых. А так, конечно, на этих патериках, особенно люди, которые начинают свой молитвенный какой-то духовный подвиг, это очень, ну, не то, что стимулирует, а вдохновляет на подвиги молитвы и поста.
А. Пичугин:
— Ну, главное, что во всем должна быть умеренность, потому что мы смотрим на подвижников полуторатысячелетней давности и порой пытаемся бездумно, автоматически переложить их опыт на себя, тогда как это были люди, жившие в определенных условиях. Причем это же нельзя сказать, что это были люди, которые были духовно гораздо выше тех, кто живет в XXI веке, возможно, если мы изымем подвижника 4-го столетия, из 4-го столетия выместим в XXI век, мы увидим, что для него это будет смертельно, поскольку вот этот наш ритм, вот эта наша жизнь, она даже в монастырях современных, наверное, совсем не похожа на то, что было в IV веке.
И. Рыбаков:
— Мне по этому поводу вспомнился тоже тот эпизод, который отражен в нашем календаре, когда один из подвижников пришел в монастырь, а там шумел камыш очень сильно, и он говорит: «Как вы здесь вообще можете подвизаться при таком шуме страшном?»
А. Пичугин:
— Был такой фильм, середина 60-х годов, знаменитая короткометражка, ну такая условно короткометражка Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник», где в конце он как раз изымается с этого столпа и переносится в XX век на самолете, на Боинге, который за ним прилетает, и он оказывается в прокуренном баре где-то, и диалог с дьяволом, который у него происходит, где дьявол в образе женщины говорит: «Теперь тебе придется все пройти до конца, Симеон». Вот мне почему-то вспомнилось про подвижника, которого изымают как раз из его привычной среды и помещают в среду современную. Но к чему я опять об этом говорю — к тому, что когда мы перекладываем на себя какие-то истории подвижников древности, очень просто сломаться, поскольку мы живем в абсолютно разной реальности. Но, с другой стороны, это тоже зачастую бывают очень поучительные истории для каждого.
И. Рыбаков:
— Да, и знаете, вот я еще застал такого батюшку как отец Василий Ермаков, и сейчас вот начинается Великий пост, и все очень сильно переживают, что нам есть, вот люди, которые только воцерковленные или только начинают свой духовный путь. И вот отец Василий говорил, что наша вера православная, она не гастрономическая. И даже он так говорил, что «за еду не будешь в аду». Я просто хотел сказать, что не надо, вот как старцы говорили: не надо влезать в содержание продукта.
Г. Бежанидзе:
— У меня по этому поводу тоже вспоминается одна замечательная история с одним известным подвижником, тоже у нас в календаре об этом говорится, когда он со старцами вместе пришел, остановился у одного мирянина, и у мирянина не было никакой еды, и он поставил мясо. Ну все, естественно, стали есть, потому что все считали себя очень рассудительными, так оно и было на самом деле, а преподобный старец есть не стал. И все очень удивились, они думали, что он-то как раз самый рассудительный из них всех, так оно и было. Он сказал: «Да вы знаете, если я буду есть, так мои ученики вообще пост не будут соблюдать». И мне вспоминается тоже один эпизод, который связан с рассудительностью, когда два старца пришли на трапезу, и один из них сел за стол с известными старцами, а другой сел за стол с послушниками. И потом, когда закончилась трапеза, они опять встретились и спрашивает тот, который сел с послушниками: «Как ты вообще смел сесть за этот стол вместе со старцами?» Он говорит: «Да все очень просто, если бы я сел с послушниками, я там был бы старший, и мне бы сказали благословить трапезу: „там, скажи нам какое-то поучение“. А когда я сел со старцами, я там был самый младший». Поэтому вот это вот рассуждение, ему, конечно, надо много учиться.
А. Пичугин:
— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня создатели благотворительного проекта, календаря «От Пасхи до Пасхи», Георгий Бежанидзе, Илья Рыбаков. У нас была такая в нашей стране история, уже тоже достаточно древняя, если смотреть на нашу историю в целом, все-таки это русское Средневековье — это Северная Фиваида, северные русские монастыри, где подвизались подвижники вот такого нашего благочестия. Вы знаете, всегда очень нравились их истории жизни, потому что они были, ну вот, очень многие из них это были люди, которые добровольно шли в незнакомые места, они монастыри основывали где-то далеко, вот как люди уходили в пещеру, я даже где-то видел икону, созданную в одном из наших северных монастырей, икона, сюжет, не помню, что там был за сюжет, но он представлял какую-то пустыню, и вот какого-то пустынного жителя, возможно, монаха известного, я не помню, но я вот представил, как иконописец сидит в своей северной келье, занесенной снегом по самые окна, где-то рядом срубленная деревянная церковка, он никогда в жизни не видел и не увидит пустыни, он никогда не увидит никаких южных растений, но тем не менее он грамотный, он читал их жития, и он представляет себе, как выглядят пустынные растения, как выглядит вот этот монах с препоясанными чреслами, старой одеждой, и вот это очень трогательная история, но вот они сами примерно этот подвиг повторяли, потому что они уходили зачастую из Москвы, вот Кирилл Белозерский из Москвы ушел на Белое озеро, и, между прочим, он плохо себе представлял, что его там ждет, но вот эти святые тоже, некоторые из них, не самые известные, присутствуют в вашем нынешнем календаре.
И. Рыбаков:
— Да, у нас достаточно много жизнеописаний и таких историй уже из русских патериков о наших удивительных святых, и действительно, если дух, безусловно, один и тот же, и даже высказывания святых наших средневековых и святых древних, они схожи, то образ жизни несколько иной бывает, потому что все-таки у нас холодно, требуется больше трудиться для своего собственного пропитания, требуется больше отдыхать. Вот интересно, что преподобный Серафим Саровский в одном из своих поучений говорил, что монаху (имелось в виду монаху русскому) нужно спать не менее шести часов, в отличие от монахов древности, которые, безусловно, спали меньше, чем шесть часов однозначно. Вот поэтому тот образ жизни, который вели наши подвижники, он в чём-то, может быть, ещё более удивительный, потому что они противостояли ещё и суровой природе, которая была часто весьма негостеприимна.
А. Пичугин:
— Но мы даже из самой, наверное, известной пустынножительной истории Марии Египетской представляем, что природа была очень неблагосклонна к людям, которые ходили по пустыне. Но, опять же, для этих северных подвижников, наверное, пустыня была бы вообще смерти подобна, а здесь можно выжить. И наоборот, если поместить пустынножителя в наши вологодские леса, он бы там, наверное, через три дня бы и помер, но вот, однако же, каждому своё.
Г. Бежанидзе:
— Ну, так и было, кстати, когда вот греки очень многие не могли жить в тех кельях на Афоне, где раньше жили русские, потому что русские селились и повыше, и такие более прохладные места, и после того, когда русские уходили, уже греки не могли там селиться, потому что слишком холодно для них и по климату, и по всему, хотя это тоже Афон.
А. Пичугин:
— Мне ещё очень нравится, что наших северных святых нет у многих физических мощей, то есть мы не можем совершить перенесение их мощей, возить их мощи, мы можем только приехать в то место, где они подвизались, и посмотреть своими глазами. Я если проезжаю где-то там, ну, не знаю, из Вологды в Москву, из Москвы в Вологду, это крайне редко бывает, но иногда, мимо Павло-Обнорского монастыря, я всё время заезжаю, потому что вот как — к человеку звери приходили, он в дупле некоторое время жил, даже икона есть: Павел Обнорский живёт в дупле липы, мощи его под спудом в часовенке, ты заходишь, там дверь открыта всегда, епитрахилька висит, маслице с кисточкой от лампадки над мощами, и вот это какая-то такая очень трогательная обстановка, нет ажиотажа никакого, ты чувствуешь ту же природу, которая обступает тот вековой лес, этот монастырь так и обступает уже тысячу лет почти, ну вот это как-то всё очень близко, что ли. Давайте ещё раз напомним про то, как можно календарь получить. Илья?..
И. Рыбаков:
— Дорогие друзья, будьте внимательны! В этом году у нас новое место раздачи календарей (почти новое), рядом со старым: улица Станиславского дом 4. Был дом 6, сейчас дом 4, это буквально не доходя до прошлого места раздачи. И в этом году всё так же надо зайти на сайт календаря «От Пасхи до Пасхи», там сделать свой заказ, и уже приехав к нам в редакцию, получить свой подарок, и по себестоимости, которая в этом году составила 300 рублей, можно купить любое количество календарей для подарков своим родным, близким, друзьям, знакомым, сотрудникам. И для остальных жителей и наших друзей календаря, которые находятся вне Москвы, мы напоминаем, что вот группа компаний «Ситилинк» нам помогает с бесплатной доставкой в те города, где есть у них пункты выдачи, и там человек уже не сможет получить подарок, который только в редакции даётся на улице Станиславского, дом 4, а там уже по себестоимости, которая и в Москве составляет 300 рублей, наши друзья могут получить календари. И мы напоминаем, что в этом году тираж немножечко сократился, и просим вас быть внимательными и с начала Великого поста приобретайте календари «От Пасхи до Пасхи» и делайте ваш подарок на Пасху.
А. Пичугин:
— Ну и уже есть такая добрая у нас с вами традиция: под конец программы делать такой задел на будущий год, чему будет, вы уже знаете, посвящен календарь уже следующего, 24-го — 25-го годов?
Г. Бежанидзе:
— Да, мы уже начали активно работать над следующим календарем, посвящен он будет теме Ветхого Завета. Это новая тема, я бы сказал, совершенно новая тема, ничего подобного раньше не было, и мы к ней приступили с некоторой даже осторожностью, она оказалась для нас весьма необычной. Во-первых, ветхозаветных святых достаточно мало в календаре, ну и, во-вторых, сама тема, связанная с Ветхим Заветом, она, как мне кажется, это такой новый вызов, что ли, для нашей группы, но будем надеяться, что по молитвам читателей мы справимся.
А. Пичугин:
— Ну что ж, мы тоже желаем вам справиться и ждём, мы, конечно, всегда вам рады и на какие-то ещё темы приходите поговорить, но с календарём ждём вас через год. Спасибо большое. У нас в гостях сегодня были создатели календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков, Георгий Бежанидзе. Прощаемся, до новых встреч, я Алексей Пичугин, до свидания.
Г. Бежанидзе:
— До свидания, дорогие друзья.
И. Рыбаков:
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Собор святителя Николая в Ницце

Если приехать во французскую Ниццу и прийти на проспект Николая Второго, то можно увидеть величественный русский собор во имя святителя Николая Чудотворца. История, с которой связано его появление, началась в 1865 году, когда в Ниццу прибыл наследник российского престола — цесаревич Николай, сын императора Александра II. Он приехал сюда на лечение после травмы позвоночника. Но болезнь, возникшая в результате травмы, прогрессировала, и в ночь с 11 на 12 апреля наследник скончался на вилле Бермон. До последнего мгновения у его постели были безутешные родители, брат Александр и невеста Николая — датская принцесса Дагмар. Родные цесаревича и вся страна тяжело переживали его утрату. Известный русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев тогда записал:
«Все решено, и он спокоен,
Он, претерпевший до конца,
Знать он пред Богом был достоин
Другого, лучшего венца...»
Сын императора Александра II был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а виллу, на которой умер цесаревич, приобрел его отец. Уже в 1868 году в память о наследнике по проекту архитектора Давида Гримма на месте снесённой виллы была выстроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя наследника, а близлежащую улицу переименовали в «Бульвар цесаревича».
Новым наследником российского престола стал царевич Александр — будущий император Александр III. Он женился на невесте своего покойного брата — принцессе Дагмар, в православии получившей имя Мария Фёдоровна. В том же 1868 году у них родился сын. В память об умершем брате Александр назвал сына Николаем.
В 1894 году он стал императором Николаем II. Именно при нём в Ницце рядом с памятной часовней был выстроен величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Михаила Преображенского. Храм возвели в неорусском стиле и украсили мозаиками мастера Владимира Фролова. В 1912 году состоялось торжественное освящение собора, а близлежащая улица получила название «Проспекта Николая II». Однако уже спустя пять лет в России произошла революция, и основными прихожанами храма стали русские эмигранты, покинувшие страну. Так одной из прихожанок была вторая супруга императора Александра II — княгиня Екатерина Долгорукова. Храм стал для русских эмигрантов местом единения: здесь они вместе молились, отмечали национальные праздники, делились своими радостями и скорбями. В 1931 году храм временно оказался в юрисдикции Константинопольского патриархата, но в 2011-м был вновь возвращён Русской православной Церкви. В соборе были проведены реставрационные работы и открыт музей. Сейчас в нём регулярно совершаются богослужения, где каждый путешественник может помолиться и прикоснуться к русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.
Псалом 88. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 88. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 88. На струнах Псалтири
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой".
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки - десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах".
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.