
Нашими гостями были руководители благотворительного проекта календаря "От Пасхи до Пасхи": кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков.
Мы говорили о серии календарей "От Пасхи до Пасхи", которая в этом году посвящена апостолам: о том, как и с какой целью создавался этот календарь, какую информацию и из каких источников там можно найти, чем он может стать полезным для читателей, а также где его можно приобрести.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. С удовольствием представляю наших гостей — здесь вместе с нами и вместе с вами ближайший час проведут руководители благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского университета, ПСТГУ, Георгий Бежанидзе. Здравствуйте.
Г. Бежанидзе
— Здравствуйте, дорогие друзья.
А. Пичугин
— Илья Рыбаков. Добрый вечер.
И. Рыбаков
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Мы каждый год, последние несколько, поддерживаем, примерно в это время встречаемся с разными людьми, которые так или иначе имеют отношение к проекту календаря «От Пасхи до Пасхи», и беседуем о том, что это за календарь, для чего он выходит, какую практическую пользу приносит и все вот, что связано и с календарем, и с его изданием. Давайте, наверное, начнем с того, что нашим слушателям напомним про сам календарь, про сам этот проект, кому-то расскажем впервые. Перед нами перед всеми лежат красочные издания, очень хорошо сделанные, очень удобные — и мы-то все видим, а вы, к сожалению, дорогие слушатели, не видите, но поверьте, календарь сделан очень хорошо. Пожалуйста. Наверное, Илья Ильич Рыбаков.
И. Рыбаков
— Да, ну еще раз добрый вечер. Хочется сказать, что это календарь уже стал самым популярным календарем у православных христиан в России. И не только в России, но и, например, и на Украине, и в Белоруссии, и даже мы каждый год отправляем наши календари и в Соединенные Штаты Америки, в храм в Сан-Франциско, где покоятся мощи святителя Иоанна Сан-Францисского, и в Австралию — то есть наш календарь расходится по всей земле. И мы вышли уже, значит, уже 14-й год этот календарь издается по темам, так вот предыдущая тема календаря была — «Святые иконы Божией Матери», чудотворные, по дням года, очень уникальные собраны материалы были в этом календаре. И в этом году стараниями богословов Свято-Тихоновского гуманитарного университета был создан уникальный календарь — «Апостольский» так называемый, в котором собраны уникальные материалы об апостолах, которых мы даже и не все знаем, такие, так сказать, воцерковленные христиане. Ну кроме двенадцати апостолов были еще и апостолы от семидесяти, и апостол, как в переводе, это как посланник, посланник учения Христа. Но об этом скорее всего лучше расскажет Георгий Вениаминович. А я могу сказать вот про техническую часть нашего благотворительного проекта, то что сейчас мы вышли уже на тираж 150 тысяч экземпляров в год.
А. Пичугин
— 150 тысяч экземпляров и, насколько я понял из того, о чем вы говорили перед началом программы, у вас в офисе уже календарь этого года закончился. Да, вот от Пасхи, 2 мая, до отдания Пасхи уже все календари разошлись. И в этом благотворительном проекте нам еще помогают друзья из такой компании «Ситилинк», которые благотворительно, бесплатно доставляют наши календари, которые печатаются в Химках, по всей России — у них более 800 пунктов выдачи календарей. Но в этом году так как, так сказать, был тяжелый предыдущий год, и в этом году у нас, например, на благотворительные цели бесплатно было роздано 60 тысяч, около 60 тысяч штук календарей, а остальную часть этого тиража мы отдаем по себестоимости. То есть люди сами, значит, вкладывают свои средства...
А. Пичугин
— А себестоимость какая?
И. Рыбаков
— 200 рублей.
А. Пичугин
— Ну честно признаться, за такой...
И. Рыбаков
— Если вы увидите на «Авито» за 1500 — это мошенники. Там написано на календаре: «Не для продажи» — это чисто благотворительный проект, некоммерческий.
А. Пичугин
— Я хорошо помню, как в 90-е на развалах с дисками кассетами и фильмами на каждой первой кассете было написано: «не для продажи», «не для продажи в Москве» «демонстрационный образец», но все это порой продавалось втридорога. Может, вы уже находили на таких площадках?
И. Рыбаков
— Знаете, ну даже есть такие православные издатели, которые видя, значит, этот наш новый календарь, говорили: сколько стоит? 200 рублей? Да не может быть. У нас в магазине мы по 500 будем отдавать спокойно. Мы говорим: это не для продажи. Ну ладно, говорят, так сказать, это мы решим.
А. Пичугин
— А когда вы решили, что это будет не для продажи, а для такой благотворительности?
И. Рыбаков
— Это вот принцип такой.
А. Пичугин
— С самого начала, уже 14-й год?
И. Рыбаков
— Да, это с 2008 года этот проект уже существует, и он по благословению, такой игумен Ефрем Ватопедский, игумен Ватопедского монастыря, который в 2011 году привозил в Россию Пояс Богородицы. И в этом году мы будем отмечать десятилетие принесения этого Пояса, и очень много был чудесных событий у нас в России. И принцип этого календаря, что это подарок на Пасху. То есть, люди, участвуя своими, так сказать, деньгами, когда они покупают себе по себестоимости эти календари, они делают подарки от себя для родных, близких, знакомых, для сослуживцев. Некоторые крупные компании — мы очень благодарим, так сказать, всех, кто откликнулся в этом году, чтобы состоялся этот тираж. Милость Божия будет с вами, да преумножит Господь, так сказать, ваши старания.
А. Пичугин
— Георгий Вениаминович, а по наполнению календаря... Ну очень жалко, конечно, что никак наши слушатели вообще не могут получить календарь этого года?
И. Рыбаков
— Ну, к сожалению, уже сейчас только мы читаем этот календарь на радио «Благовещение» еще, так сказать, начитываем. В интернете есть у нас.
А. Пичугин
— Ну здесь видите, начитка в формате... Он очень хорошо издан. Я сейчас вот держу его в руках, понимаю, конечно, что даже 200 рублей за него это совсем небольшая, невеликая цена. Но жалко, жалко. Ну хорошо, все равно, будем считать... А есть календари за прошлые годы, которые могли бы наши слушатели получить? Потому что здесь дело не в том, что это 25 июня, пятница... Вот у меня, кстати, открыто как раз 25 июня, сегодняшняя пятница, здесь с двух сторон на двух страницах — с одной стороны это просто церковный календарь где перечисляются святые, чью память сегодня отмечает Церковь, а ниже здесь рассказ о первых днях, первых каких-то моментах жизни апостолов уже после сошествия Святаго Духа в Иерусалиме. И на другой странице — это история первого путешествия апостолов Павла и Варнавы, уже после обращения апостола Павла. И все это красочно, все это с хорошими картинками. Понятно, что это будет ценно, наверное, вместе с всей информацией. Невзирая на то, что в следующем году 25 июня будет не в пятницу или там какое-нибудь событие будет отмечаться не 25 июня, но наполнение, оно останется актуальным.
И. Рыбаков
— Да, можно я отвечу? То что мы вот сталкиваемся, когда мы раздаем эти календари, мы сталкиваемся с людьми, которые коллекционируют эти календари каждый год. И у нас в издательстве, в редакции — это на улице Станиславского, дом 6, — есть календари за прошлые года, и мы бесплатно их раздаем для всех желающих, кто приходит в редакцию.
А. Пичугин
— Это Георгий Вениаминович, про наполнение.
Г. Бежанидзе
— Ну надо сказать, что проект очень непростой. И, конечно, разработка этого проекта требовала таких значительных усилий, как научных, так и публицистических. В общем-то, разработкой этого календаря занимается целая группа сотрудников, и здесь есть несколько существенных проблем. Во-первых, мы должны соотнести, насколько это возможно, то что мы пишем, с календарными датами. И это очень важно, потому что все-таки это особый формат — это календарь, и поэтому необходимо, чтобы было это соотнесение. Но, с другой стороны, мы делаем всегда тематические календари, и поэтому, естественно, далеко не всякое событие, далеко не всякую информацию можно соотнести с той или иной датой. Здесь, конечно, требуется, ну я бы даже сказал, особое искусство, чтобы соединить то и другое, чтобы, с одной стороны, календарь не превратился в просто некое собрание житий святых под день...
А. Пичугин
— Как делают многие.
Г. Бежанидзе
— Да. И, с другой стороны, чтобы он не превратился в некий, так сказать, учебник, где просто, так сказать, друг за другом следуют некие, так сказать, главы из какой-то книжки, например посвященной там святым апостолам или Соборам. И здесь, конечно, вот этот синтез, он требует...
А. Пичугин
— Золотая середина.
Г. Бежанидзе
— Да, золотая середина. Во-первых, привлечения огромного массива источников. То есть для того, чтобы извлечь какую-то информацию, связанную с некоей датой, необходимо проработать очень большое количество источников.
А. Пичугин
— То есть именно поэтому наполнением занимаетесь вы и, я так понимаю, какое-то количество людей под вашим руководством. Потому что это не просто собрать информацию из открытых источников в интернете, скомпилировать ее, удачно, может быть, скомпилировать и выдать в виде календаря, но это еще и такая своеобразная, почти научная работа.
Г. Бежанидзе
— Да, я думаю, что на этапе подготовки календаря действительно проходит настоящая научная работа. Потому что... Ну я приведу несколько примеров. Как соотнести календарную дату с темой? Ну вот сейчас речь идет о календаре, посвященном святым апостолам — каким образом это можно сделать? Во-первых, если на эту дату попадает память святых апостолов, но понятно, что таких дат немного. И поэтому что делать с остальными датами? Далее можно найти цитаты из святых отцов, которые попадают на эту дату, их память попадает на эту дату, о святых апостолах. Но, как вы понимаете, для этого надо проработать все их наследие, чтобы найти там те цитаты, которые есть.
А. Пичугин
— И дата будет все равно не абсолютной.
Г. Бежанидзе
— Да, конечно. Но тем не менее здесь есть связь. И, конечно, далеко не все источники есть в открытом доступе, хотя сейчас действительно святоотеческие труды представлены достаточно хорошо именно в электронном виде, и это несколько облегчает такой поиск. Но, кроме этого, есть еще и тематические статьи, которые посвящены апостольским путешествиям, которые посвящены апостольским деяниям, чудесам, связанным с апостолами и, конечно, эти статьи требуют особой проработки, и здесь уже действительно научный подход к их написанию необходим. И особенно это касается этой темы, связанной с святыми апостолами. Ибо этот календарь, как мне кажется, он достаточно удачно получился как по своему оформлению, так и по тем текстам, которые находят в календаре. И здесь существовала опять же серьезная проблема, связанная с тем, что жития святых апостолов были составлены достаточно поздно — ну те канонические жития, которые мы знаем, а персональные сведения об апостолах находится в апокрифах. И, конечно, вот работа с этими источниками, работа с апокрифами, это отдельная, можно сказать, история. Потому что мы, с одной стороны, должны эту информацию тоже донести до читателя, но, с другой стороны, оградить читателя от тех заблуждений апокрифических, которые, естественно, встречаются в этих источниках. А наиболее древние источники — деяния так называемые святых апостолов, они как раз неканоничны, в общем-то, в целом...
А. Пичугин
— Ну Дидахе мы можем вспомнить, да, которое вообще достаточно поздно было обнаружено, переобнаружено вернее — потеряно когда-то, найдено и так далее.
Г. Бежанидзе
— Ну здесь с Дидахе еще ситуация более или менее нормальна, потому что Дидахе это все-таки источник вполне ортодоксальный, православный. Но есть, например, такие крупные Деяния как «Деяния апостола Андрея», «Деяния апостола Петра» прежде всего, да, «Деяния апостола Павла», которые, конечно, содержат ну в том числе и еретические мысли, еретические такие сведения. Их, конечно, надо должным образом представить.
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у нас сегодня Георгий Бежанидзе, кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского университета, Илья Рыбаков. Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков — руководители благотворительного проекта по изданию календаря «От Пасхи до Пасхи». А откуда мы знаем о неканоничных текстах, об апокрифах, которые повествуют о жизни и деяниях апостолов?
Г. Бежанидзе
— Ну эти тексты, в общем-то, достаточно известны сейчас, они опубликованы, достаточно давно уже, в общем-то, корпус этих апокрифических текстов.
А. Пичугин
— Они преимущественно поздние или это тексты все-таки аутентичные, I века?
Г. Бежанидзе
— Наоборот, эти тексты самые ранние.
А. Пичугин
— Самые ранние. А почему мы тогда говорим, что они содержат в себе какие-то еретические вещи, если это идет все из I века?
Г. Бежанидзе
— Потому что они отринуты Церковью в целом, скажем так, как вот и цельный такой вот источник. Нельзя сказать, чтобы Церковь не использовала те предания, которые в том числе в этих источниках апокрифических находятся. Вот здесь некая двойственность. Ну вы знаете, наверное, уважаемые слушатели, что существуют и апокрифические евангелия, а не только апокрифические деяния.
А. Пичугин
— Ну это вопрос, знают ли наши слушатели об этом или нет. Поэтому, может быть, стоит в двух словах, хотя бы в общих чертах рассказать.
Г. Бежанидзе
— И эти апокрифические евангелия, они являются в большинстве своем гностическими, например, «Евангелие детства» так называемое. И там, конечно, очень мало находится того...
А. Пичугин
— Ну это же очень поздний источник — «Евангелие детства».
Г. Бежанидзе
— Ну я бы не сказал, что он поздний. Он поздний по сравнению с Евангелиями.
А. Пичугин
— Да, безусловно. Нет, конечно же, это не новое время.
Г. Бежанидзе
— Безусловно.
А. Пичугин
— Но насколько я понимаю, если мы говорим именно о «Евангелии детства», то этот текст, он наполнен такими, относительно средневековыми представлениями о воздаянии, например, да. Это же оттуда небольшой кусочек о том, как Христос умертвил людей, которые... Вот я сейчас рискую ошибиться, но там вот есть такие места.
Г. Бежанидзе
— Ну там есть место, например, где Господь, будучи еще ребенком, лепил из глины.
А. Пичугин
— Да, да.
Г. Бежанидзе
— И потом, это было в субботу, и фарисеи, так сказать, стали ему запрещать, почему Он делает это в субботу. Ну и Он совершил так называемое чудо, когда вот то, что Он делал, ожило. Но эти евангелия все-таки гностические, а гностицизм это все ересь первых веков. Естественно, они потом встречались и в Средневековье, но все-таки первично эти материалы достаточно древние. Другое дело, что Евангелия аутентичные, они, конечно, естественно, принадлежат самим святым апостолом. И Книга Деяний Святых Апостолов, тоже написана евангелистом Лукой, как вы знаете. Но что я имею в виду, говоря о том, что эти источники древнее чего-то — они древнее житий святых апостолов, вот чего они древнее. То есть, конечно же, книги Священного Писания наиболее древние. Но когда мы говорим о тех житиях святых апостолов, которые мы имеем сейчас, например, у святителя Димитрия Ростовского, да, то эти тексты все-таки, и византийские, и русские, они составлены достаточно поздно.
А. Пичугин
— И они составлены все-таки, сообразуясь с неким каноном.
Г. Бежанидзе
— Да, безусловно.
А. Пичугин
— А тут историчность опускается в угоду каноническому такому образцу.
Г. Бежанидзе
— Ну тут еще стоит вопрос, насколько те сведения, которые там представлены, они истинные, а не выдуманные. Оттого что источник древний, это не означает, что все что там написано есть истина.
А. Пичугин
— Вот именно поэтому я и...
Г. Бежанидзе
— Да. И мы, например, знаем, что то деяние святого апостола Андрея, которое канонично, которое вошло потом в его житие, это деяние, оно было составлено, в общем-то, достаточно поздно, в IX веке только. И тот путь святого апостола Андрея, его путешествие, к которому мы привыкли, включая Крым, да, включая Причерноморье — это, в общем-то, достаточно поздняя редакция.
А. Пичугин
— Возникшая под влиянием, не без влияния, вернее, византийского господства. Ойкумена, она и включала в себя путь апостола Андрея.
Г. Бежанидзе
— Да. И то же самое касается и тех мест этого жизнеописания святого апостола Андрея, которые связаны с его кончиной мученической. Мы знаем из жития святого апостола Андрея, что он был распят на кресте за проповедь Евангелия, и это, в общем-то, понятно и объяснимо. Но в древних вот апокрифических «Деяниях апостола Андрея» сказано еще и о том, что он призывал супругу правителя воздерживаться от супружеской жизни и это, согласно тексту вот апокрифических деяний, послужило одной из важнейших причин вот этой ненависти к апостолу со стороны проконсула. Поэтому вот здесь, конечно, мы видим некоторое такое изменение в восприятии кончины святого апостола и причин этой кончины.
А. Пичугин
— Но Андреевский крест — это очень позднее представление.
Г. Бежанидзе
— Ну сложно сказать, все-таки оно тоже имеет под собою древнее основание.
А. Пичугин
— Но есть древние, относительно древние гравюры, которые представляют распитие апостола Андрея на обыкновенном кресте.
Г. Бежанидзе
— Да, безусловно, это так, но тем не менее это предание тоже имеет под собою серьезные основания. И, в общем-то, мы знаем о том, что это предание распространено как на Востоке, так и на Западе.
А. Пичугин
— Да, очень широко. И если я не ошибаюсь, начинает активно проявляться века с IX. А до этого оно, видимо, устно как-то распространялось. А вот в IX веке, с появлением шотландского флага, оно уже начинает как бы в образе шотландского флага распространяться по миру. Ну это одна из версий.
Г. Бежанидзе
— Ну это верно, но тем не менее это предание существовало и раньше.
А. Пичугин
— Предание, да.
Г. Бежанидзе
— И, в общем-то, есть достаточно серьезные основания, и они указаны, кстати говоря, в нашем календаре, их можно прочитать, которые говорят о том, что это предание древнее и, безусловно, ему тоже стоит верить. Вот еще один такой вопрос интересный, связанный с «Деяниями апостола Петра». Все мы знаем о том, как святой апостол Петр — из жития опять же святого апостола, —полемизировал с Симоном волхвом. И вот это вот их противостояние, их борьба, она, конечно, является центром жития святого апостола Петра, как мы его сейчас знаем, это житие. Ну и, естественно, в древних текстах тоже об этом противостоянии сказано достаточно много, но сказано немного по-другому. Вот я даже могу рассказать такую интересную историю...
А. Пичугин
— Давайте буквально через минуту. У нас сейчас небольшой перерыв, мы вернемся к нашему разговору. Напомню, что в нашей студии сегодня руководители благотворительного проекта по изданию календаря «От Пасхи до Пасхи», Илья Рыбаков и Георгий Бежанидзе. Я Алексей Пичугин. Через минуту мы продолжим.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня мы говорим о календаре «От Пасхи до Пасхи». Руководители проекта по изданию этого календаря, Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков, сегодня наши гости. К сожалению, еще раз приходится констатировать тот факт, что календарь на текущий год уже закончился. Вполне возможно, что он появится где-то впоследствии и будет продаваться уже в интернете. Мы с Илья Рыбаковым сейчас посмотрели на одной из самых известных крупных площадок по продаже, вторичной продаже — календари «От Пасхи до Пасхи» есть за разные годы. Стоят они, правда, как правильно сказал Илья, от тысячи рублей — вы угадали прямо, — от тысячи рублей, ну и вот самая низкая цена это 150 рублей. Но тем не менее эти календари частично раздаются бесплатно, по замыслу авторов этого проекта, частично продаются по себестоимости в 200 рублей. Те календари, которые остаются, свою актуальность они не теряют. Неважно, что там сегодня пятница, а в следующем году 25 июня будет другим днем, но информация, которая в этих календарях сдержится, его наполнение, оно будет актуально всегда. И я напомню, что перед перерывом Георгий Вениаминович Георгий Бежанидзе начал рассказывать про... Напомните, пожалуйста, про...
Г. Бежанидзе
— Про «Деяния апостола Петра». Вот я даже немножко прочитаю статью из календаря, посвященную как раз деянию апостола Петра — я имею в виду, апокрифическому деянию апостола Петра. Прибыв в Рим, святой Петр увещает братию, а затем направляется к дому Марцелла, где остановился Симон волхв. Возле дома сидел великий пес, связанный крепкой цепью. По слову апостола пес бросился в дом и, встав на задние лапы, сказал волхву: «Петр, раб Христов, стоящий у дверей, говорит тебе: выходи». Присутствующий при этом Марцелл выбежал из дома и покаялся перед апостолом. В этот момент некий бесноватый разбивает статую кесаря — то есть императора византийского. Марцелл в ужасе, потому что это действительно серьезное преступление. Но по слову апостола статуя становится целой. А тем временем в доме происходит нечто очень интересное, а именно перепалка между Симоном и псом. Волхв просит собаку сказать апостолу, что его нет дома, а пес в ответ обличает и проклинает мага. Наконец собака возвращается к апостолу и говорит ему о победе над волхвом. А затем святой апостол Петр по просьбе народа являет особое знамение: он запускает в ванну копченых сардин, и они начинают плавать и поедать крошки хлеба, которые народ с радостью им кидает. Ну и в итоге люди веруют апостолу, а волхв изгоняется из дома Марцелла. Ну вот такое вот замечательное повествование.
А. Пичугин
— Я заметил, что каких-то чудесных событий, которые описывают происходившее с апостолами ли, со Спасителем ли, в них чудесных событий гораздо больше, чем в каноническом корпусе текстов.
Г. Бежанидзе
— Да, именно так, такую напоминает сказочку, но дело в том, что в древности люди любили именно такие повествования — вот с чудесами, с людоедами. Как вот повествование об апостоле Андрее, тоже древнее, когда он проповедовал в городе людоедов и, между прочим...
А. Пичугин
— Это «Гаргантюа и Пантагрюэль», получается, скорее.
Г. Бежанидзе
— И, между прочим, даже в канонических, в общем-то, повествованиях также говорится об этом городе людоедов. Но, правда, людоеды истолковываются там немножечко по-другому — что это не настоящие людоеды, а это просто зверообразные иудеи, которые, накинувшись на святого апостола Андрея, даже вот откусили у него палец, в своей такой...
А. Пичугин
— Который наверняка тут же прирос.
Г. Бежанидзе
— Нет, это каноническое повествование, да, там палец не прирастал. И я просто и говорю о том, что вот это повествование о городе людоедов, как оно преломилось и в канонических текстах, посвященных апостолу Андрею, но это преломление уже получило совсем иное наполнение. А если мы возьмем первоначальный текст «Деяний апостола Андрея», то там совершенно реальные настоящие людоеды, которые захватили апостола, собирались его съесть, и уже съедали некоторых людей. И здесь имеется в виду съесть не апостола Андрея, а апостола Матфия, который сопровождал святого апостола Андрея в этом городе, городе людоедов. И там тоже постоянного происходят какие-то чудеса, в этом повествовании, и тоже об этом, конечно, интересно почитать. Но тем не менее, еще раз повторяю, мы в календаре четко отделяем канонические писания от неканонических.
А. Пичугин
— Но хорошо, что вы приводите и какие-то, может быть, минимально, но все-таки приводите неканонические истории, которые позволяют полнее что ли понять это время. Вы рассказываете вот про таки чудесные события, а я вспоминаю, что это же апогея своего достигло в Константинополе, где-то примерно в VIII–IX веке, когда на улицах города просто устраивали для жителей города вот такие чудеса: могли устроить пролет иконы, например, ее как-то так хитро устанавливали, так чтобы никто не видел, и она вроде бы как сама летала. Но вот это было в духе Константинополя того времени, и его подходов к христианству.
Г. Бежанидзе
— Ну надо сказать, в целом, да, что вообще средневековая древность, она слишком много внимания обращала на вешнее. Вот это вот даже обрядоверие, да, с которым столкнулась и наша русская действительность, она тоже связана с вот этими внешними эффектами. Мы не должны забывать о том, что большинство христиан в это время были необразованные и, конечно, им сложно было отделить вот такие вот внешние проявления от внутренней духовной жизни. И мы не должны удивляться тому, что эти деяния, в общем-то, даже апокрифические, они имели хождения и в православной среде. И в Византии, и на Руси, в общем-то, были такие тексты, которые имели своих читателей и даже своих почитателей. И, в общем-то, задача Церкви как раз была в том, чтобы отделить зерна от плевел, и чтобы оградить, может быть, неискушенного читателя от текстов не православных все-таки по своей сути. И, с другой стороны, сейчас мы не должны вот действовать таким же образом. Потому что сейчас все-таки ситуация в Церкви иная, и я думаю, что наши читатели все-таки даже сами способны по характеру текста понять, этот текст апокрифический или он все-таки канонический. Но все-таки мы всегда оговариваем в наше календаре, потому что здесь эта опасность тоже существует для воцерковленных читателей, как-то вот смешать одно с другим. И это будет какое-то искушение для человека, только знакомящемся с церковным преданием — он не будет верить в настоящие чудеса, если ему будут подсовывать ложные, скажем так.
А. Пичугин
— Да, это очень верное замечание. Илья Ильич, вы занимаетесь в этом проекте, я так понимаю, в целом вопросами, связанными с изданием. Вот наполнением Георгий Вениаминович, я так понимаю, а вы в целом координируете этот проект.
Г. Бежанидзе
— Да, и координирую, и мы еще стараемся продвигать этот проект, потому что мы уже понимаем, что 150 тысяч экземпляров на нашу большую страну не хватает. И очень многие люди переживают и расстраиваются, что им не хватает, в этом году не хватило календарей. И мы с радостью и с готовностью хотели бы и увеличить наш тираж, чтобы всем желающим были бы и подарки, и они могли бы эти календари приобрести за себестоимость.
Г. Бежанидзе
— Но это непросто.
И. Рыбаков
— Да, это непросто, потому что это у нас плановое производство, и уже в начале сентября мы должны понимать, какой у нас будет тираж на следующую Пасху. Представляете? То есть это как, ну вот кто из православных христиан в августе или в сентябре думает о Пасхе? Ну редко.
А. Пичугин
— Кто-то, наверное, думает.
И. Рыбаков
— Редкий православный христианин.
А. Пичугин
— Здесь же дело все-таки в стратегии. А эта стратегия, она характерна будет и для христиан, и для нехристиан, для людей, которые что-то делают, там у них какой-то проект, издают...
И. Рыбаков
— Да, это такой проект, он не сугубо такой церковный, а он, я был сказал, миссионерско-просветительский. И очень многие люди нам даже пишут и рассказывают, как очень такие происходят духовные изменения с неверующими людьми, которые сталкиваются так или иначе в своей жизни вот с нашим календарем. Хотя это, так сказать, ну как промысл Божий, это неизвестно, через что человек приходит к Богу. Но календарь — это вот такое наше миссионерство, апостольство наших дней. И поэтому мы призываем всех неравнодушных людей в нашей стране, кто хочет поучаствовать в этом благотворительном проекте, обращайтесь к нам в редакцию, и мы с радостью будем с вами сотрудничать.
А. Пичугин
— А какие формы сотрудничества могут быть?
И. Рыбаков
— Ну формы сотрудничества — увеличение тиража. Мы предоставляем тираж для подарков на Пасху.
А. Пичугин
— У вас есть адрес в интернете: http://pravoslavniy-calendar.ru/. Здесь есть раздел «Контакты», где вы найдете телефоны, по которым можно обратиться — и тогда вас и проконсультируют и, если вы как-то хотите помочь, вам подскажут, как это можно сделать. Или прийти, так я понимаю, по адресу: Москва, Станиславского, дом 6, строение 1 — это ближайшее метро «Таганская» или «Марксистская».
И. Рыбаков
— Да, и там можно получить бесплатно календари за предыдущие годы, кто собирает и коллекционирует. Мы с радостью раздаем.
А. Пичугин
— Я думаю, что приходы часто к вам обращаются. Потому что в храме, просто даже в храме самом, неважно... Я тоже хорошо помню, у нас вот есть такой музей, с которым мы делаем совместно программу, музей «Советский Союз: вера и люди», где мы собираем свидетельства о Церкви в советские годы, от послевоенного времени до распада Советского Союза, и у нас очень много там таких вот богослужебных принадлежностей, книг, которыми пользовались, использовали десятилетия. Богослужебные указания — не было возможности у прихода получить богослужебные указания за каждый год, и богослужебные указания за 1950 год полностью удовлетворяли эту потребность. Также и с календарем, как я понимаю, что для священника, который готовится к проповеди, для человека, который там помогает в воскресной школе или еще что-то делает на приходе, вот такой календарь может быть хорошим подспорьем. Даже если он не за 2021 год, 2022.
И. Рыбаков
— Вы знаете, и очень многие нам рассказывают, что они читают эти календари как книги. Не как даже календарь, а как книгу, где собраны уникальные тематические сведения. И вот хочется сказать, что на будущий год, уже с 2022 года по 2023, что тема календаря будет уже посвящена Вселенским Соборам — это очень такая глубокая тема. И я думаю, вот если Георгий Вениаминович несколько слов скажет, это очень злободневная тема сейчас.
А. Пичугин
— Сейчас скажет, буквально через несколько мгновений.
А. Пичугин
— А я пока напомню, что у нас в гостях сегодня Георгий Бежанидзе, кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского университета и Илья Рыбаков —руководители благотворительного проекта по изданию календаря «От Пасхи до Пасхи». Уже сейчас известна тема календаря будущего года — это Вселенские Соборы. А почему именно Вселенские Соборы?
Г. Бежанидзе
— Ну конечно, вот эта тема является отчасти продолжением предыдущей темы, то есть темы апостольства. Вообще мы с вами говорили о житии святых апостолов, на это обращали внимание, но мы не должны забывать, что наша Церковь называется Апостольской. И это очень важно. Почему она называется Апостольской? Она называется Апостольской именно потому, что мы сохраняем учение святых апостолов и то учение, которое они получили от Господа Иисуса Христа, ту веру, которую они получили от Бога, и эта вера, это учение православное, оно передается до наших дней. И еще вторая причина, почему наша Церковь называется Апостольской — она называется Апостольской еще и потому, что есть преемство рукоположения. И тот Дух Святой, Который получили святые апостолы от Господа Иисуса Христа для того, чтобы получать Таинства и для того, чтобы являть этим Духом Святым истинную веру, этот Дух Святой передается через рукоположение всем архиереям Православной Вселенской Церкви. Поэтому эти две темы, они близки друг другу, ибо именно на Вселенских Соборах — а будущий календарь будет посвящен Вселенским Соборам, — апостольская вера являлась всей своей полноте, являлась ясно, четко, в виде догматических формулировок. И на этих Соборах были обличены и осуждены все самые значимые ереси, которые искажали апостольское учение, искажали веру православную. И, конечно же, святые отцы, которые были участниками Вселенских Соборов, были преемниками святых апостолов.
А. Пичугин
— Как вы видите этот календарь уже в его готовом виде? Ведь Вселенские Соборы, ну их сложно, наверное, достаточно соотнести с датами в году. То есть есть даты, когда мы вспоминаем отцов Вселенских Соборов, есть даты, которые привязаны к Вселенским Соборам, но это все равно не 365 дней. Вот с апостолами в данном случае, мне кажется, опять же это мне так кажется, проще, а с Вселенскими Соборами — это гораздо более кропотливая работа. Или же нет?
Г. Бежанидзе
— Да, безусловно, у нас как-то от одного календаря к другому, так сказать, восходим от силы в силу, да, действительно задания становятся все более и более сложными. Я с вами совершенно согласен. Здесь эта задача еще сложнее. Но тем не менее есть определенные привязки. Например, опять же святые отцы о Вселенских Соборах — то есть можно найти святоотеческие цитаты, память тех святых отцов, которые празднуются в данный день. Вот мы находим очень важные действительно, значимые святоотеческие цитаты, которые тоже разъясняют нам то, что мы должны знать о Вселенских Соборах. И, с другой стороны, есть участники Вселенских Соборов, которые также прославлены в лике святых, и некоторые из участников Вселенских Соборов имеют свои собственные памяти в календаре. И, таким образом, в этот день мы можем более полно раскрыть и житие этих святых, и степень вот их личного уже участия в Вселенских Соборах. Как правило, это либо патриархи, либо известные святители, участники Соборов, поэтому здесь тоже можно связать.
А. Пичугин
— А как быть с легендарной частью, когда мы не можем точно сказать? Вот мы знаем из жития про святителя Николая о его участии в Соборе, да, а вот о его реальном участии мы практически ничего не можем рассказать. И так еще с рядом очень известных святых, о которых мы там, читая житие, думаем, что они были участниками, активными участниками Собора, а когда мы смотрим на Собор с точки зрения истории, мы понимаем, что тут все было несколько иначе.
Г. Бежанидзе
— Понимаете, с Первым Вселенским Собором ситуация достаточно сложная, потому что деяний этого Собора не сохранилось, и мы знаем об этом Соборе из косвенных источников. Мы знаем из повествований древних историков, мы отчасти немного знаем об этом Соборе от участников этого Собора, в частности, Евсевия Кесарийского, но тем не менее эти сведения скудны. И есть опять же послания императора Константина, который созвал этот Собор, но тем не менее самих деяний, еще раз повторяю, не сохранилось. Поэтому я считаю, что мы не можем здесь с точностью утверждать, как минимум не можем утверждать, что святитель Николай не был на этом Соборе, скорее всего он, наоборот, был на этом Соборе. Но именно стопроцентных, так скажем, документальных подтверждений, видимо, еще не нашли, скажем так. Но тем не менее предания тоже возникают далеко не на пустом месте и, конечно, эти предания надо как-то фильтровать, скажем так, это безусловно так. Но все-таки, все-таки в целом мы не можем это предание отринуть. Ну, например, вот если говорить о святых апостолах, возвращаясь к предыдущему календарю, о посещении апостола Андрея Киева, да. Ну имеется в виду, конечно, не самого Киева, а того места...
А. Пичугин
— Того места, где впоследствии.
Г. Бежанидзе
— Где впоследствии возник Киев.
А. Пичугин
— И якобы он именно предвозвестил впоследствии создание там города.
Г. Бежанидзе
— Воздвиг там крест. Да, с одной стороны, нет об этом никаких исторических свидетельств. Но, с другой стороны, сам факт такого путешествия апостола Андрея вполне возможен теоретически. Поэтому полностью отрицать его мы тоже не можем. Здесь такая же ситуация. То есть мы не можем отрицать участие святителя Николая в Первом Вселенском Соборе. Но тем не менее, да, я с вами согласен, сведений о Первом Соборе у нас немного.
А. Пичугин
— Ну что же, вот у нас уже большая часть программы прошла, я бы даже сказал, что программа подходит к концу. Давайте еще раз, Илья Ильич, напомните, как получить календари, и можно ли уже претендовать на календарь следующего года, и в целом о проекте для тех людей, кто к нам присоединился не с самого начала.
И. Рыбаков
— Хочется сказать огромное спасибо тем нашим друзьям, которые уже участвуют в этом проекте, и уже много лет, и делают предварительные заказы на следующий год. Потому что уже в этом году из 150 тысяч было около 60 тысяч, значит, подарено, а в прошлом году было около 90 тысяч был подарено, и остальное было все отдано по себестоимости. И для производства следующего календаря на следующий год, и мы приглашаем к участию в этом благотворительном проекте всех тех, кто хочет сделать лично от себя или от своей организации, от своей компании, от своей фирмы — там ставятся красивые логотипы на коробки, значит, ваши, и вы уже делаете подарок на Пасху — такой миссионерский, просветительский, очень нужный, оказывается, сейчас в этом современном мире, когда все построено на интернете. И вот люди все равно хотят иметь в руках вот этот календарь на каждый день года, где отображается вот этот дух церковный.
А. Пичугин
— Куда обращаться?
И. Рыбаков
— Обращайтесь к нам в редакцию — это улица Станиславского, дом 6. И на сайте есть телефоны, и так сказать, и на каждом календаре есть наши координаты.
А. Пичугин
— Ну а я напомню адрес сайта: http://pravoslavniy-calendar.ru/. Спасибо большое.
И. Рыбаков
— Спасибо вам.
А. Пичугин
— Напомню, что гостями программы «Светлый вечер» сегодня были кандидат богословия, преподаватель Свято-Тихоновского университета, Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков.
Г. Бежанидзе
— Спасибо за внимание, дорогие друзья.
А. Пичугин
— Спасибо большое. Илья Рыбаков, руководитель благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи». Спасибо. Я Алексей Пичугин. Прощаемся с вами, всего доброго и до новых встреч. До свидания.
И. Рыбаков
— До свидания.
Счетоводы

Фото: Simon / Unsplash
В одном городе жили два брата — Жан и Жак, которые очень уж не любили в школе учиться. Каждый день прогуливали они уроки — то на реку вместе ходили, то за городом в поле играли. Особенно охотно отлынивали мальчишки от уроков математики, где надо было ум напрягать, много запоминать и считать. Беззаботная жизнь ведь куда веселее!
Как-то раз шли наши братья по дороге, и нашли три золотые монеты. Вот так удача! Целых три золотых. Только как их разделить? Мальчишек-то было двое, а монет— три. Вот так задача!
Думали они да гадали, всю голову себе сломали, никак не могли свою находку поровну поделить, и решили посчитаться:
— Раз — твоя! Две — мои! — сказал Жан.
— Нет, так не годится! — возразил Жак. — Почему это тебе больше? Давай-ка я сам посчитаю. Ты да я — это два! А тогда третья монета кому?
Опять ничего у них не вышло, и решили мальчишки пойти за советом к дядюшке лавочнику, который очень даже хорошо умел деньги считать.
Увидел дядюшка три золотых и подумал: «Эге, надо бы эти деньги родителям мальчишек отдать, пусть в моей лавке ботинки и штаны им новые купят, а то ведь сорванцы всё на глупости потратят»...
— Трудную вы задали мне задачку, — сказал лавочник, почесав в затылке, — но я со счётом справлюсь. Значит, так: два минус два и плюс один. И что в итоге? Получается, две монеты вы должны мне отдать, а одну, так уж и быть, можете себе оставить. По-другому эти деньги никак не поделить.
Вышли Жан и Жак из лавки, переглянулись: остался у них единственный золотой. Но опять не понятно: как одну монету на двоих разделить? Не пополам же её распиливать?
И решили они обратиться за советом к дядюшке аптекарю, у которого точные весы есть, да и считает он мелкие деньги ловко.
Увидел аптекарь золотой и не хочет его и рук выпускать: взвесил на аптекарских весах, на зуб попробовал. А сам думает про себя: «Родители мальчишек мне задолжали за порошки и пилюли, похоже, плохо у них в деньгами, и золотой им точно не помешает».
— Так уж и быть, помогу вам с подсчётами, — говорит дядюшка аптекарь. — Один минус два получается минус один. Понятно?
— Не очень, — ответили братья.
— Эх, вы, счетоводы! Минус один — это значит, вам нельзя эту монету себе оставить, придётся мне её забрать. Если не верите — можете сами пересчитать.
Вышли Жан и Жак из аптеки на улицу, ничего понять не могут: как же так получилось? Только что они были богачами, и вдруг остались ни с чем.
Пришли они вечером домой, а родители говорят:
— Вот молодцы, ребята, что не стали себе находку оставлять, а пошли к мудрым взрослым, теперь в семейном кошельке на три золотых прибавилось.
— Как же так? Вроде бы всё время отнимали, и вдруг прибавилось, —удивился Жан.
— Вот что я думаю, братец: пора нам с тобой самим научиться считать, — сказал Жак.
И на следующий день братья отправились в школу, где первым уроком была математика.
(по мотивам французской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор святителя Николая в Ницце

Если приехать во французскую Ниццу и прийти на проспект Николая Второго, то можно увидеть величественный русский собор во имя святителя Николая Чудотворца. История, с которой связано его появление, началась в 1865 году, когда в Ниццу прибыл наследник российского престола — цесаревич Николай, сын императора Александра II. Он приехал сюда на лечение после травмы позвоночника. Но болезнь, возникшая в результате травмы, прогрессировала, и в ночь с 11 на 12 апреля наследник скончался на вилле Бермон. До последнего мгновения у его постели были безутешные родители, брат Александр и невеста Николая — датская принцесса Дагмар. Родные цесаревича и вся страна тяжело переживали его утрату. Известный русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев тогда записал:
«Все решено, и он спокоен,
Он, претерпевший до конца,
Знать он пред Богом был достоин
Другого, лучшего венца...»
Сын императора Александра II был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а виллу, на которой умер цесаревич, приобрел его отец. Уже в 1868 году в память о наследнике по проекту архитектора Давида Гримма на месте снесённой виллы была выстроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя наследника, а близлежащую улицу переименовали в «Бульвар цесаревича».
Новым наследником российского престола стал царевич Александр — будущий император Александр III. Он женился на невесте своего покойного брата — принцессе Дагмар, в православии получившей имя Мария Фёдоровна. В том же 1868 году у них родился сын. В память об умершем брате Александр назвал сына Николаем.
В 1894 году он стал императором Николаем II. Именно при нём в Ницце рядом с памятной часовней был выстроен величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Михаила Преображенского. Храм возвели в неорусском стиле и украсили мозаиками мастера Владимира Фролова. В 1912 году состоялось торжественное освящение собора, а близлежащая улица получила название «Проспекта Николая II». Однако уже спустя пять лет в России произошла революция, и основными прихожанами храма стали русские эмигранты, покинувшие страну. Так одной из прихожанок была вторая супруга императора Александра II — княгиня Екатерина Долгорукова. Храм стал для русских эмигрантов местом единения: здесь они вместе молились, отмечали национальные праздники, делились своими радостями и скорбями. В 1931 году храм временно оказался в юрисдикции Константинопольского патриархата, но в 2011-м был вновь возвращён Русской православной Церкви. В соборе были проведены реставрационные работы и открыт музей. Сейчас в нём регулярно совершаются богослужения, где каждый путешественник может помолиться и прикоснуться к русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.