Личное религиозное чувство оживляется Евангелием.
Этот принцип кажется самоочевидным, пока не обнаруживаешь, как часто сам его нарушаешь. Мне, например, нравится цитировать мысль Достоевского, что христианин в любой ситуации должен рассуждать: «А как бы на моем месте поступил Христос?». Мне также нравится выражение о том, что Христос — мера всех вещей. Но при частом повторении слова «Христос» оно из имени превращается в символ. В абстрактное обозначение чего-то главного, большого, безусловного. Словом, становится чем-то. Но перестает быть Кем-то, за Кем ты реально можешь следовать и Чье реальное присутствие рядом с собой можешь переживать.
Недавно у меня был такой случай. Я поленился достаточно подготовиться к Причастию. Исповедовался накануне, а вот домашние молитвы вычитал нестарательно. Именно что «вычитал»… Кусок пробормотал утром, одеваясь, другой — краем уха послушал в машине, что-то вообще упустил. Так и подошел к Чаше с ощущением школьника, не сделавшего домашнее задание. И почему-то именно в этот раз священник причастил меня с особой теплотой, с особо радушной улыбкой. Мне стало стыдно… Господь же все видит, и все равно — допустил к Причастию.
И тут же вспомнились другие случаи из жизни. Когда, наоборот, внимательно молился дома накануне — а к Чаше приступить в тот день не удалось.
В такие моменты понимаешь, что Бог — Живой. Намного более Живой, чем нам, часто, кажется. И нет такого человека, для которого Богу было бы жалко своей любви (её еще называют благодатью). И невозможно быть достойным этой благодати, мы не заслуживаем Причастия тщательностью подготовки — будто медаль или оценка за домашнее задание. Можно только принять эту благодать как вечно незаслуженный дар. Другие логические взаимосвязи. Другой принцип отношений человека и Бога.
Некоторые толкователи Евангелия говорят, что на Тайной Вечери, когда была установлено само Таинство Причастия и апостолы причащались впервые, Иуда Искариот, уже замысливший предательство, причастился тоже. И вот в тот день, подойдя к Чаше неподготовленным, я был таким Иудой. И как тогда всё заранее знающий Христос допустил его, так сегодня допустил меня. А значит, все написанное в Евангелие — повторилось со мной.
Стоит только это понять, как мир переворачивается. И Христос — больше не символ, не мировоззренческая категория, а Живой Бог, с Которым у тебя отношения. И Евангелие, где сказано про конкретных людей в конкретном месте в конкретный исторический период, — это про тебя сегодня. Но не в смысле — «мудрая книга на все века с универсальными полезными советами», а конкретно. Христос, Который на страницах Евангелия, — это Тот же Христос, Который допустил меня сегодня к Чаше.
Так что личное религиозное чувство оживляется Евангелием. Этот принцип кажется самоочевидным, пока не обнаружишь, что по-другому просто не бывает.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема