Древние скандинавы называли Русь «Гардарика», что в переводе означает «страна городов». И не случайно. Уже к XIII-му веку, по подсчётам историков, на территории Руси находилось около трёхсот городских поселений. Шумели улицы и звонили по утрам колокола церквей в Рязани, Курске, Юрьеве, Угличе, Брянске, Чернигове, Воронеже и Москве. Как же возникали на просторах древнерусских земель города? И для чего они были необходимы?
Слово «город» переводится с древнерусского как «ограда, забор, огороженное место». Этим города, прежде всего, и отличались от сельских поселений: были огорожены и укреплены стенами, деревянными или каменными. Знаменитый историк Василий Ключевский полагал, что возникали города, прежде всего, в местах оживлённой торговли. Так, например, он отмечал, что многие городские поселения были основаны вдоль «пути из варяг в греки» — главной водной транспортной и торговой артерии Древней Руси. Другой исследователь, Михаил Тихомиров, связывал появление городов с активным развитием земледелия. Часто города возникали на месте военных крепостей — кремлей или детинцев. Разрастались вокруг монастырей — как, например, Сергиев Посад или Кириллов. В любом случае, строились города, как правило, вблизи рек или озёр, преимущественно на возвышенностях. Такое расположение защищало поселение от возможных вражеских набегов и уберегало от разлива воды. Водоёмы при этом, по сути, обеспечивали горожанам жизнь: давали пресную воду и пропитание — рыбу.
Изучая многочисленные древнерусские городища — то есть, руины древних городских укреплений — археологи и историки пришли к выводу, что после принятия Русью христианства любой город начинался с храма. Сначала строилась церковь. И только потом возводились все остальные строения и оборонительные сооружения. О таком принципе градостроительства говорят сохранившиеся до наших дней городища в окрестностях современных Суздаля, Ярославля, Ростова Великого, Нижнего Новгорода, Коломны и многих других городов.
Поселиться в городе мог всякий, кто пожелает. В XIX веке в славянском языке появилось специальное слово, обозначающее жителя города — «горожанин». Самым густонаселённым городом в XII-XIII веках был Киев — историки называют цифру в 50 тысяч жителей. Одним из крупнейших городских центров был и Великий Новгород. В XIII-м столетии там проживало около 30 тысяч человек. Чтобы города имели между собою постоянную связь, строили их на расстоянии «дневного перехода лошади» — то есть, примерно, в 40-70 километрах друг от друга. Это позволяло гонцам быстро доставлять срочную почту, торговцам и покупателям — ездить в соседние города на ярмарки.
Подобное взаимодействие между городами и их жителями, торговый и культурный обмен, во многом способствовали объединению русских земель. В результате к XV-му столетию на востоке Европы появилась новая, крупная и мощная держава — Российское государство.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христово Рождество, которое продолжает праздновать наша Церковь, это тот праздник, который наполнен глубоким и крайне важным для нашего спасения богословским содержанием. Церковь доносит до нас богословие Рождества Христова самыми разными способами: через богослужебные песнопения, через уставные чтения святоотеческих назиданий, которые, впрочем, в современной практике как правило не совершаются, и, конечно же, через Священное Писание. Богословскому раскрытию смысла Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа посвящён и отрывок из 2-й главы Послания святого апостола к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Несмотря на то, что Христос не был упомянут в только что прозвучавшем отрывке по имени, весь этот отрывок говорит о Нём, ведь именно Сошедший с Небес Христос назвал нас братьями и детьми, именно Он воспринял нашу плоть, и именно Он Своей смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В эти зимние дни мы празднуем Христово Рождество, праздник, который больше, чем какое-либо иное церковное торжество, ориентирован на детей, и это понятно, ведь мы вспоминаем тот момент евангельской истории, который повествует о Младенце Христе, а потому и сами народные традиции празднования Христова Рождества ориентированы на детей, ну а история Пришествия в мир Спасителя совершенно изумительно может быть воспринята даже едва научившимися говорить младенцам. Однако оказывается, что своим богослужением Церковь призывает нас не столько умиляться Богомладенцу Христу, сколько думать о конечном смысле Его Пришествия. Многим кажется, что Он пришёл лишь для того, чтобы показать пример нравственно безупречной жизни, а также рассказать, как люди должны себя вести в отношениях с Богом и друг другом. Это довольно удобная позиция, ведь она позволяет видеть во Христе всего лишь очередного учителя нравственности, коих история человечества знает чрезвычайно много, и если Христос — лишь учитель, равный всем прочим, то и Евангелие не имеет никаких принципиальных отличий от любых других назидательных книг.
Церковь же настаивает: Христос не только и не столько Учитель, Он — Бог, Который стал Человеком не ради учительства, а ради того, чтобы собственной «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола», и вместе с этим освободить нас от порабощения диаволом, или, как это сказано в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям, «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». Эти слова напоминают нам хорошо известную древним христианам истину: страх смерти приводит к рабству греху, и, следовательно, к рабству врагу рода человеческого. Христос Своими Смертью и Воскресением уничтожил смерть, а это означает, что можно больше не бояться, быть свободными и исполнять волю Божию чего бы нам это не стоило. Собственно, именно так поступали апостолы, христианские мученики, и все прославленные Церковью святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы помощь детям с инвалидностью стала более эффективной
Елизавета Павленко — педагог-психолог из города Ростова. Она работает в центре, который организует социальную и двигательную реабилитацию для детей и взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
С этим центром Лиза познакомилась более 10 лет назад, когда была ещё студенткой. Она пришла сюда в качестве волонтёра. Девушка играла, занималась с особенным детьми и у неё получалось находить к ним подход. Однажды Елизавета поняла, что хочет поддерживать их профессионально. Поэтому после окончания медицинского университета устроилась в центр педагогом-психологом. Уже 7 лет она занимается социальной адаптацией детей с нарушениями в развитии.
Параллельно Елизавета организовала проект «Тренировочная квартира», чтобы учить взрослеющих ребят самостоятельности. «Они не умеют ориентироваться в повседневной жизни, и я не смогла оставить их без поддержки», — говорит специалист.
Елизавета много трудится и успехи подопечных вдохновляют продолжать своё дело. Однако девушка остро чувствует, что ей не хватает профессиональных навыков для определения индивидуальных потребностей и возможностей пациентов. А без этого сложно строить эффективную реабилитацию.
Таким навыкам специалистов обучает Фонд «Игра», который много лет развивает в России систему качественной помощи детям с инвалидностью. Его команда старается сделать так, чтобы в каждом регионе нашей страны появлялись компетентные врачи, способные проводить эффективную реабилитацию для маленьких и юных пациентов.
Вы можете помочь Елизавете и ещё 25 специалистам из разных уголков страны пройти обучение и получить компетенции, которые позволят им улучшить жизнь ребят с тяжёлой инвалидностью. Для этого переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Рождественских песнопений». Священник Александр и Варвара Волковы
У нас в студии были настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков и его супруга, регент, руководитель хора «Артос» Варвара Волкова.
Разговор шел о духовных смыслах Рождественских богослужений и церковных песнопений, посвященных Рождеству Христову.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер