
Я не раз убеждалась, как важно постоянно читать Священное Писание. Читать и правильно понимать. К сожалению, не могу сказать о себе, что у меня это получается исполнять неукоснительно, но честно стараюсь прочитывать хотя бы одну главу Евангелия в день. Помню, как непросто было вначале, как постоянно обращалась к толкованиям. Да и сейчас нередко приходит осознание, что без пояснений святых отцов даже, казалось бы, хорошо знакомый евангельский текст понимается или неточно, или неполно.
С апостольскими посланиями отношения ещё сложнее. Может, поэтому мне особенно близка глава Деяний апостолов, в которой рассказывается о встрече святого Филиппа с эфиопским вельможей. Помните, как апостол спросил у него, понимает ли тот, что читает из пророка Исаии? А евнух ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?»
В этом месте всегда вспоминаю свою встречу с человеком, который явно нуждался в таком наставлении.
Мы возвращались в Москву из нашего любимого монастыря. Он находится в небольшом городке Костромской области, и единственный поезд в столицу проходит здесь ночью. После вечернего богослужения мы ещё раз приложились к монастырским святыням, получили у матушки игумении благословение на дорогу, вызвали такси и отправились на вокзал.
Таксист оказался общительным и охотливым поговорить на духовные темы. Без труда распознав в нас паломников, сразу же радостно объявил, что он тоже верующий. В первый момент и мы обрадовались, но быстро поняли, что речь идёт о пресловутой вере в душе. То есть в храм Виктор, наш новый знакомый, если и ходил, то по большим праздникам и ненадолго — только свечку поставить. О том, что надо исповедоваться и причащаться, слышал, но посчитал, что не ему, потому что он «живет, как все». В общем, история с Виктором до боли напоминала то, что происходило со многими нашими родными и знакомыми. Да и сами мы не так давно поняли важность того, что пока не открылось нашему водителю.
Но у Виктора мы вдруг обнаружили замечательное качество — живой, искренний интерес к Священному Писанию. Читал он и Ветхий Завет, но всей душой тянулся к Новому, особенно к Евангелию. Причем, совершенно очевидно относился к людям думающим и сердцем чувствовал, что многое в Благой Вести понимает неправильно. В его окружении людей воцерковленных не было. Поэтому он постарался получить максимум пользы от нашего короткого общения. Мы благополучно доехали до места назначения, а Виктор не спешил с нами расставаться — вызвался донести вещи до вокзала, продолжая задавать вопросы.
В основном они касались Пресвятой Богородицы. Тайна Боговоплощения не укладывалась в его голове, и к Матери Божией он относился как к обычной женщине, которая зачала Сына естественным образом, от мужа. По мнению Виктора, родословие Христа, которое заканчивается Иосифом, указывает на то, что этот праведник и является отцом Господа.
Вот тут-то я поняла, что не зря ходила в воскресную школу для взрослых на беседы по Евангелию, не зря читала Священное Писание с толкованиями! К счастью, Новый Завет был у меня с собой, и, устроившись на лавочке в зале ожидания, мы открыли самую первую главу Благой Вести. Мысленно помолившись и попросив у Господа помощи в непростом, но важном деле, я начала объяснять Виктору:
— Понимаете, апостол Матфей писал Евангелие для иудеев. А у них было принято составлять родословную не по женской, а по мужской линии. Но косвенно родословие Иосифа является таковым и для Девы Марии — ведь жену иудеи брали только из своего рода... Да, Евангелист Матфей дал родословие Христа по плоти — но указал на зачатие Богородицы от Святого Духа. Вот же, читайте: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». И вот ещё, дальше, апостол приводит слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».
Не так уж много успели мы сказать Виктору. Но хорошо помню его заинтересованный взгляд и удивлённый тон: «А мне это почему-то в голову не приходило...»
Много лет прошло, а мне помнится этот случай. Надеюсь, и Виктор не забыл наш разговор, и, как искренне тогда пообещал, пошёл в православный храм. Мобильных телефонов у нас в те годы еще не было, контактами мы не обменялись. Но до прибытия поезда нам удалось разъяснить, когда бывают службы в монастыре и в какое время лучше прийти на беседу к батюшке. А еще под мою диктовку Виктор успел записать на невесть откуда взявшемся листочке бумаги: «Благовестник» блаженного Феофилакта Болгарского. Название книги, которая толкует почти весь Новый Завет и может дать ответы на многочисленные оставшиеся вопросы. Дай Бог и нам всем разумения.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.