
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Среди пятнадцати Православных Церквей, существующих сегодня в мире, есть одна, официальным языком которой является арабский. Церковь эта именуется Антиохийской — в честь древнего города Антиохия. В настоящее время Антиохия представляет собой небольшой город, называется Антакьей и находится на территории Турции. В древности же Антиохия была крупным христианским центром. Именно здесь последователи Спасителя впервые стали называть себя христианами.
В восьмом веке Антиохия оказалась в эпицентре мусульманского нашествия, но не исчезла, а, наоборот, продолжила осуществлять христианскую миссию среди арабов и прочих народностей Ближнего востока. Если вы приедете в Ливан или Сирию и посетите православное богослужение в храме Антиохийской Церкви, то сможете слышать слова и выражения, свойственные, казалось бы, совсем иной религии: «Аллах», «Аллах акбар!» Причем, нельзя делать вывод, что Антиохийская Церковь поддалась влиянию ислама и переняла традиционные для мусульман формы обращения к Богу.
Для христиан ближневосточного региона обращаться к Богу — Аллах — привычно ничуть не меньше, чем мусульманам. Более того, можно смело утверждать, что именно у древних арабов-христиан последователи Магомета позаимствовали привычные для себя религиозные формулировки. Слово «Аллах» имеет семитские корни и произошло, скорее всего, от еврейского «Элои» и «Элохим». Так в первой книге Библии, книге Бытия, именуется Господь. «Берешит бара Элохим» («В начале сотворил Бог...») Церковнославянское Евангелие также сохранило это древнее еврейское именование Бога. Распятый на кресте Христос, обращаясь к Богу Отцу, восклицает: «Или, Или, лама савахфани!» Или по-русски: «Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?»
До появления ислама «Элои» или «Аллах» было совершенно привычным для христиан Палестины и Ближнего востока в целом именованием Бога. Мусульмане же просто не стали его менять и также стали называть Господа Аллахом. Совместное использование слова Аллах жителей Ближнего востока, что христиан, что мусульман, не смущает.
В отличие от иной страны — Малайзии. Несколько лет назад в Малайзии, где большинство граждан мусульмане, разгорелся скандал. Последователи Мухаммеда решили в суде запретить местным христианам именовать Бога Аллахом, хотя иного слова в малазийском языке для этого нет. Ситуация разрешилась для христиан благополучно. Они отстояли свое право обращаться к Богу Аллах, а для усиления своих позиций даже ввели новое неприемлемое для мусульман обращение — «Аллах Иса акбар!» («Велик Господь Иисус!») Мусульмане Иисуса Христа Богом не считают, а малазийские христиане, сознательно изменив устоявшуюся фразу «Аллах акбар», указали на свою веру в Божественное достоинство Спасителя.
Все выпуски программы Вселенная православия
Бесплатное обучение и стажировка в сфере IT для школьников от фонда «Будущие лидеры»

«КОД» — это бесплатный образовательный онлайн-проект для молодых людей из малонаселённых городов России, созданный фондом «Будущие лидеры». Проект даёт возможность ребятам от 14 до 17 лет освоить программирование и дизайн, попасть на стажировку в айти-компании и найти первую работу.
17-летняя Кристина Ломонос, студентка Симферопольского колледжа радиоэлектроники, познакомилась с «КОДом» чуть больше года назад. Она подала заявку на участие в проекте и прошла конкурсный отбор. Благодаря этому в жизни Кристины произошли кардинальные перемены. Девушка успешно окончила первый этап обучения и недавно перешла на второй. За это время Кристина освоила программирование с нуля, и её пригласили на стажировку в Санкт-Петербург. Там талантливую девушку заметили и предложили ей вакансию в одной из крупных айти-компаний. Сейчас Кристина совмещает работу, обучение в колледж и участие в проекте «КОД». Она продолжает развиваться в выбранном направлении и планирует совершенствовать свои навыки. Кристина от всей души желает другим ребятам верить в свои силы и не пасовать перед трудностями.

Сейчас образовательный онлайн-проект «КОД» вновь принимает заявки на обучение от молодых людей. Регистрация участников продлится до 30 сентября. Узнать об этом больше можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский — богословие и психология». Борис Братусь

У нас в студии был доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Борис Братусь.
Разговор шел о наследии митрополита Антония Сурожского, в частности, о психологических аспектах его богословия, а также о том, как владыка Антоний строил отношения с прихожанами и какие советы давал в различных ситуациях.
Владыка Антоний говорил о ценности настоящего момента — вспоминая угрозу своего ареста, он отмечал, что тогда не было ни прошлого, ни будущего, а только подлинная глубина встречи «здесь и сейчас». Он писал и о том, что жизнь нельзя прожить как черновик, рассчитывая переписать её заново.
Наш гость в беседе подчёркивает: в основе служения психолога не техника и не набор методик — одних их недостаточно. Настоящая работа рождается из личной ответственности перед Богом и человеком, из способности услышать ближнего и быть рядом с ним. Этому владыка Антоний умел учить своим словом и примером.
В финале звучат слова о полноте человеческой жизни, которая открывается как путь и как привал: мгновения, в которых неожиданно открывается истина о человеке и его встрече с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Владимир Киевский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и трудах священномученика Владимира, митрополита Киевского, который считается первым новомучеником среди епископов.
Отец Анатолий рассказывает о его пути: о служении в Самаре и Грузии, о плодотворных пятнадцати годах в Москве, о непростом переводе в Петербург и о последних днях в Киеве.
В центре внимания — личность владыки Владимира: его энергия, дар проповеди, забота о просвещении и социальной помощи, внимание к каждому человеку. Батюшка вспоминает его борьбу с голодом и болезнями, просветительские труды и молитвенный подвиг, а также испытания клеветой и гонениями.
Его мученическая гибель в годы революции стала символом испытаний, через которые проходила Церковь в XX веке. Образ владыки Владимира — пример верности Богу, стойкости и любви к людям, который и сегодня укрепляет православных христиан.
Все выпуски программы Светлый вечер