
— Не могла предположить, что вас так заинтересует мой семейный альбом, Андрей Борисович!
— Разве могло быть иначе, Маргарита Константиновна? По фотографиям можно проследить, какой путь человек прошёл в жизни, увидеть истоки его души. Школьные, юношеские кадры открыли мне вас с новых сторон и как будто сделали ещё роднее.
— Правда? Ну тогда я вам сейчас покажу, как выглядели мои первые шаги на жизненном пути. Вот, взгляните.
— Неужели малышка в смешном белом чепчике — это вы?
— Ну конечно! Преодолеваю расстояние в один метр от старшей сестры к маме. А бабушка смотрит на нас и смеётся. Это папа фотографировал.
— Чудесная фотография! И кстати, она мне напомнила картину Юрия Кугача «Первые шаги». Помните её?
— Помню и очень люблю. Я в свое время видела эту работу в Нижегородском художественном музее. И у меня ведь репродукция была. Где же, где же... Не на дачу же я ее увезла?.. Нет, вот она, на полке, за книги спряталась!
— Согласитесь, композиция один в один.
— Да, похоже. В центре на заднем плане старушка. Слева — молодая женщина, напротив неё — девочка-подросток. Они образовали круг, в котором топает кроха в тёплом платьице. Мама вытянула вперед руки, манит младшую дочку, и дитя доверчиво тянется в ответ.
— Первые шаги человек делает навстречу любви.
— Какая неожиданная мысль! И она мне нравится.
— Эта картина богата на смыслы. Над ней можно размышлять бесконечно. Одно только колористическое решение чего стоит!
— Да, цвета богатые! Яркие, насыщенные.
— И говорящие! Смотрите — все четыре героини в одеждах ярко-красного цвета, который традиционно олицетворяет жизнь. При этом оттенки разнятся между собой. На малышке платье розоватое, пёстрое. Девочка подросток — в ярко-алом.
— А в одеждах бабушки с красным соседствует синий.
— Цвет неба! И кровать, на которую она опирается, покрыта васильковым одеялом из лоскутков. Автор показывает так, что для пожилой женщины настало время перехода из земной жизни в вечность. Об этом напоминают и гирьки часов-ходиков слева на стене.
— О быстротечности жизни говорит сам набор персонажей: младенец, девочка, женщина, старушка. Этот приём уже неоднократно использовался в живописи. Ещё в шестнадцатом веке немецкий художник Ганс Бальдунг написал несколько картин на тему старения.
— И австрийский живописец Густав Климт в начале двадцатого века живописал в своей работе «Три возраста» переход женщины от детства к расцвету, а потом к увяданию. Но, Маргарита Константиновна, все полотна, что мы с вами припомнили, показывают старость как неизбежное фиаско — неудачу, провал. А у Юрия Кугача всё иначе.
— Пожалуй. Если у Климта старуха в отчаянии заламывает руки и закрывает лицо, то здесь бабушка исполнена спокойствия и тишины.
— И художник объясняет, почему это так. Действие картины «Первые шаги» разворачивается на фоне золотистых обоев. На иконах этот оттенок символизирует благодать, присутствие Бога.
— Который есть Любовь.
— В пространстве любви легко делать первые шаги, радостно взрослеть, поднимать детей. И умирать не страшно!
Картину Юрия Кугача «Первые шаги» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело