В крестьянских избах села Субботино под Ярославлем давно погасли огни. В ночной темноте светилось лишь окошко в господском доме. За столом сидела девушка. Склонившись, она что-то писала. Потом вдруг поднимала голову, задумчиво смотрела перед собой. И вновь перо скользило по бумаге. Бежали строчки: «Ночь. Всё тихо. Только звезды \ Неусыпные блестят \ И в струя́х реки зеркальной\ И мелькают, и дрожат...» Девушка сочиняла стихи. Звали её — Юлия Валериановна Жадовская.
Юлия была дочерью отставного флотского офицера, дворянина Валериана Никандровича Жадовского. Она появилась на свет 11 июля 1824 года. Девочка родилась с врождёнными увечьями: у неё полностью отсутствовала левая рука, а правая оказалась недоразвитой, всего с тремя пальцами на кисти. Помимо этого, у ребёнка было сильное косоглазие. Впрочем, маленькая Юля очень скоро приспособилась к своему недугу. Когда её исполнилось 4 года, от скоротечной чахотки скончалась её мать, Александра Ивановна. Отец, понимая, что без женского присмотра девочке оставаться нельзя, отвёз дочь к бабушке по матери, Настасье Петровне Готовцевой. Бабушка научила её читать и даже писать, держа перо тремя пальцами. Книги стали лучшими друзьями Юлии. А вскоре она начала сочинять первые стихи.
Произошло это под влиянием тётки, Анны Готовцевой. Она была поэтессой, печаталась в журналах. Тётушка научила племянницу основам стихосложения. В отцовский дом Юлия вернулась, когда ей исполнилось 16. Желая, чтобы она продолжила образование, Валериан Никандрович нанял учителя словесности Петра Перевлесского. Тот искренне восхищался способностями Юлии. Даже отправил несколько её стихотворений в журнал «Москвитянин», и их напечатали. Это побуждало её писать дальше. Скоро молодые люди поняли, что любят друг друга. Они попросили Валериана Никандровича благословить их на брак. Отец согласия не дал. Юлия покорилась его воле. Но сердце её страдало. Свои чувства она переносила на бумагу. Рождались прекрасные стихи.
В 1846 году вышел первый авторский сборник Юлии Жадовской. Знаменитый критик Добролюбов назвал его «лучшим явлением поэтической литературы последнего времени». Произведения Юлии переложили на музыку многие композиторы той эпохи: Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов, Алябьев. Трогательные, лирические романсы на её стихи распевали по всей России. Юлия была счастлива, потому что своими стихами могла дарить людям радость. «Может быть, оттого нравятся они многим, что носят печать моей задушевной искренности. Пусть разбито сердце, но я сумела ещё отыскать много такого, для чего стоило жить», — писала Юлия поэту Михаилу Бартеневу. А жить ей, действительно, было для чего. Точнее, для кого. Юлия Валериановна взяла на воспитание свою осиротевшую племянницу. Ухаживала за отцом, который к тому времени слёг с тяжёлым недугом. И всё-таки нашла семейное счастье. В 1862 году она вышла замуж за доктора, который лечил её отца. Его звали Карл Богданович Севен; он был вдовцом с пятью детьми. Поначалу Юлией двигало христианское милосердие — она пожалела малюток. Однако вскоре пришла и любовь. Письма поэтессы говорят о том, что супругов связывали глубокие чувства. «В муже моём я нашла любовь без конца и границ», — писала Жадовская родным.
Счастливые заботы о большом семействе занимали всё её время, постепенно Юлия оставила поэзию. Но строки её произведений — возвышенных стихотворных молитв, искренних сердечных исповедей — и сегодня звучат. Через столетия поэтесса Юлия Жадовская напоминает, что нам всегда есть для чего жить: «Чтоб взглянуть в глаза несчастью \ С думой смелой и прямой, \ Чтоб не пасть нам перед горем, \ А возвыситься душой...»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Григорьев
Жизнь Николая Григорьевича Григорьева — московского купца 2-й гильдии, основателя крупнейшего в России колбасного производства, храмостроителя и благотворителя — часто сравнивают с судьбой Иова многострадального. Как Иов, Николай Григорьевич был богат, имел большую семью, помогал людям, во всём полагался на Бога. И в конце жизни, подобно библейскому праведнику, со смирением принял обрушившиеся на него испытания.
Николай Григорьевич родился 1 января 1845 года в Ярославской губернии, в селе Ратманово под Угличем. Родители его были экономическими крестьянами — то есть, принадлежали не помещику, а государству. И поэтому фактически были людьми свободными, владеющими даже собственной землёй. Когда Николаю исполнилось 10 лет, отец определил его подмастерьем к колбаснику в Угличе. Колбасное дело в России тогда ещё не было развито. Производилась колбаса в основном в небольших мастерских, и являлась скорее деликатесом, чем повседневным продуктом. Смышлёный паренёк быстро освоил технологию. И в 1861-м, когда ему исполнилось 16, отправился в Москву с мечтою о собственном деле. Но для этого нужно было накопить некоторую сумму. В Первопрестольной Николай устроился на работу. Трудился разносчиком пирожков в Охотном ряду — это был в то время главный рынок города. Потом управляющим в продуктовой лавке. И через несколько лет строгой экономии смог открыть небольшое колбасное производство. И вскоре москвичи потянулись в Охотный ряд специально за «григорьевской» колбасой. Стало понятно, что дело нужно расширять. 29-летний Николай Григорьев выкупил здание заброшенной фабрики на Ордынке. Отремонтировал и переоборудовал её под колбасное производство. Со временем фабрика росла, и постепенно превратилась в огромный комплекс — с 16-ю корпусами и штатом в три сотни человек. На работу к себе Николай Григорьевич звал бывших односельчан. Давал им возможность хорошо заработать в городе, обеспечить семью. Для своих рабочих и служащих фабрикант построил на территории фабрики несколько жилых корпусов, открыл столовую и медпункт.
Дело Григорьева росло и процветало. Он стал поставщиком двора Его Императорского величества. И был щедрым благотворителем. Рядом с фабрикой Григорьева находилась церковь Воскресения Христова в Кадашах, куда ходил молиться сам предприниматель и его рабочие. Николай Григорьевич постоянно помогал храму деньгами. При церкви действовало приходское попечительство о бедных, в работе которого фабрикант принимал деятельное участие. Прихожане Воскресенского храма однажды преподнесли ему благодарственный адрес, в котором были такие слова: «За свою любовь к дому Божию, за свои щедрые пожертвования, московский купец Николай Григорьевич Григорьев достоин величайшей благодарности и всегдашней памяти».
Служил Григорьев и старостой церкви Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте. Он находился в селе Петровском, где у Николая Григорьевича была дача. На свои средства купец провёл капитальный ремонт храма. А на родине, рядом с селом Ратмановым, в месте, где по преданию когда-то стояла монашеская пустынь, основанная преподобным Сергием Радонежским, построил храм во имя святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя. К крестьянам родного села и жителям окрестных деревень, Николай Григорьевич относился как к родственникам. Обеспечивал приданным бедных невест. По праздникам отправлял из Москвы в село обозы с подарками. Но пришёл 1917 год, и всё изменилось.
В октябре 1917-го власть захватили большевики. И вскоре к Григорьеву пришли. Его обвинили в том, что он — «церковник», строит храмы, помогает им. И конфисковали всё — фабрику, дом, накопления. Сыновей предпринимателя арестовали и отправили в ссылку. Вскоре после этого, не выдержав горя, скончалась супруга Николая Григорьевича. А он, 72-летний старик, был вынужден скитаться и просить милостыню. В 1918-м году Николай Григорьевич вернулся в Ратманово. 5 лет прожил он на родине, в заброшенной избушке на краю села. А в 1923-м крестьяне нашли его в поле — скончавшимся. Односельчане похоронили его у стен Никольского храма, который он когда-то построил. В 2000 году купец Николай Григорьевич Григорьев, чья жизнь оказалась так похожа на историю библейского Иова, был причислен к лику местночтимых святых — новомучеников и исповедников российских — как пострадавший за веру.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Генетический анализ для Платона Прудникова

В свои 11 лет Платон совсем невысокого роста. У подростка редкое заболевание, которое встречается у одного ребёнка из тысячи. Оно не даёт Платону нормально расти и развиваться физически, а ещё лишает его активной жизни. Ноги быстро устают и начинают болеть, поэтому долгие прогулки с друзьями для него недоступны. И всё же Платон смотрит на мир не с грустью, а с любопытством, ведь в нём столько интересного! Ему нравится узнавать про космос, планеты, звёзды и галактики. Он может часами увлечённо рассказывать об этом другим...
Сейчас в жизни Платона наступил важный и во многом определяющий этап. Подростку необходимо пройти генетическое исследование. Оно поможет врачам определить точную причину болезни, даст прогноз на будущее и, главное, возможность составить правильный и эффективный план лечения.
Для семьи Платона, в которой все силы и ресурсы уходят на постоянную реабилитацию, сумма такого исследования слишком высока. Поэтому на помощь пришёл благотворительный фонд «Страна-детям» и открыл для подростка сбор.
Платон мечтает больше времени проводить с друзьями и гулять без боли. И чтобы это желание воплотилось в реальность, нужна ваша поддержка. Принять любое посильное участие в сборе можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинства Крещения и Миропомазания». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинствах Крещения и Миропомазания, об их истории и значении. О том, как правильно подготовиться к Крещению, о роли крестных, как совершается крещение, и почему сегодня таинства Крещения и Миропомазания чаще всего совершаются вместе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











