— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Какая удача, что я вас встретил!
— Ванечка, добрый день! Ты что-то спросить хотел у меня?
— Да, мне нужен ваш совет! Я еду во Францию, и хочется, чтобы поездка была максимально насыщенной, познавательной. Собираюсь обязательно сходить в Лувр, музей Родена. Подскажите, пожалуйста, куда ещё стоит заглянуть в столице Франции?
— Какие замечательные перспективы, Ваня! Рада за тебя! Я бы обязательно сходила в музей Д,Орсэ! Там богатейшая коллекция живописи конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Последние работы Ван-Гога, знаменитый «Завтрак на траве» Эдуарда Мане... Именно в Орсэ хранится самое известное полотно Эжена Бюрнана, помнишь, где апостолы Пётр и Иоанн бегут ко гробу Иисуса Христа, получив от Марии Магдалины весть о Его Воскресении?
— Нет, к сожалению, не помню.
— Не может быть! Вспоминай: два чётких силуэта на фоне золотистого неба. Юноша в белом и седой человек в тёмных одеждах спешат по дороге. Они устремлены настолько, что почти бегут, наклонившись вперед, словно преодолевая порывы ветра.
— Да, вспомнил! У нас в приходской газете в пасхальном номере репродукцию этой картины печатали под рассказом о Воскресении Христа! Волосы у апостолов развеваются, глаза взволнованные!
— Не просто взволнованные. Там такую сложную гамму чувств отобразил художник!
— Мне только странным показалось, что в этой гамме нет ликования. Казалось бы — ученики услышали весть о том, что Учитель воскрес. Радоваться же надо!
— Художник показал нам апостолов в тот момент, когда до радости им оставалось, образно говоря, несколько шагов. Эжен Бюрнан уловил мгновение между отчаянием, в котором находились ученики Иисуса после Его Распятия и приближающимся торжеством правды, веры и любви. Сколько каждому из апостолов пришлось пережить в те несколько дней, которые мы сегодня называем Страстной седмицей! И художник смог это отобразить. Помнишь заплаканные, широко раскрытые глаза Петра? В них видны и терзания горького раскаяния в троекратном отречении апостола, и надежда на то, что Учитель жив и простит.
— А Иоанн? Он же не предавал Христа, а значит, должен без всяких терзаний спешить навстречу чуду Воскресения!
— Мы с тобой живём в мире, где Благая весть звучит уже две тысячи лет. А тем, кто услышал её первыми, непросто было осознать невероятный факт победы над смертью, особенно до того, как Воскресший Иисус явился им Сам. И в облике Иоанна Бюрнан запечатлел мучительную борьбу с сомнением — об этом свидетельствует и взгляд, напряжённо устремлённый вдаль, и глубокие складки лба, и руки, крепко сцепленные у груди.
— Он как будто и верит в Воскресение, и боится обмануться. И Пётр так переживает, что даже за сердце держится. Я когда смотрел на картину, мне сказать им хотелось: «Не бойтесь, Христос и вправду воскрес!»
— Удивительно! Швейцарский художник, родившийся в конце девятнадцатого века, так поведал о Воскресении, что в двадцать первом столетии русский юноша отозвался на его полотно пасхальным приветствием: «Воистину воскрес!».
— А вы не знаете, Эжен Бюрнан был верующим человеком?
— Глубоко верующим! Большая часть его произведений посвящена религиозным сюжетам. Только теме евангельских притч он отдал семь лет своей творческой жизни. И, Ваня, если бы Эжен не верил во Христа, мне кажется, он не смог бы так проникновенно написать о Его победе над смертью. А между тем, картину «Апостолы Петр и Иоанн, спешащие ко гробу Господню» называют одним из самых пронзительных произведений о Воскресении Христа во всей мировой живописи. Непременно побывай в парижском музее Д,Орсэ, чтобы воочию увидеть это яркое правдивое полотно!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим из нас сегодня кажется, что непременным условием настоящей свободы оказывается богатство. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы второго послания апостола Павла к кориняфанам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Отрывок, который мы сейчас услышали, — это часть пространной речи апостола Павла, в которой он просит коринфских христиан оказать финансовую помощь иерусалимской общине. «Вы верите, — говорит он, — это прекрасно. Как прекрасны ваши речи и стремление к познанию и вообще всякое усердие... Но проявите своё христианство на практике и окажите реальную помочь братьям, которые оказались в трудной ситуации». Апостол не принуждал христиан Коринфа, хотя как основатель их общины мог бы говорить в других выражениях. Вместо этого он просто привёл им в пример другие общины, которые проявили свою щедрость, что для коринфян должно было стать своеобразным вызовом.
В обычной жизни люди уверены, что деньги позволяют им действовать свободнее, потому что свободу мы ассоциируем с удовлетворением желаний. Захотелось съесть то или иное блюдо — пошёл в ресторан и съел, захотелось побывать на курорте — купил билеты и слетал. Не случайно же есть выражение «любой каприз за ваши деньги». Но является ли возможность удовлетворить любой свой каприз, любой грех и страсть настоящей свободой? Думаю, что нет, и это очевидно. И дело не в каком-то христианском морализаторстве, но просто в объективной оценке. Желания у человека могут быть разными. Несомненно, часть из них можно удовлетворить с помощью денег. Но опыт показывает, что привычка удовлетворять желания таким способом приводит к тому, что человек распространяет её на все прочие сферы жизни. Например, ему хочется, чтобы дети его любили и уважали, и он заваливает их подарками... покупая их эмоции. Хочется мирных отношений с супругой или супругом — то же самое. Зачем тратить время на установление личных связей, зачем просить прощения, если обидел, ведь всё могут решить деньги. Естественно, не всегда это так, но опасность очень велика. Стремясь к подлинной свободе, человек призван стать свободным и от этих порочных стратегий в своём поведении. От скупости, от превозношения, которое является частым спутником богатства.
Понимая это, апостол Павел призывает учеников осознать жертвенность Христову и «обогатиться Его нищетою». С филологической точки зрения, это звучит как оксюморон, потому что нищета не может быть богатой. И всё же обогатиться нищетой вполне возможно, так как нищета даёт новый опыт восприятия реальности, в ней есть только ты и Бог, Которому ты доверяешь. Не своим силам, не своим деньгам, но Ему, Творцу мира. При этом важно понимать, что апостол не призывал учеников совершенно всё отдать христианам Иерусалима или кому бы то ни было ещё. Его призыв был призывом к тому, чтобы научиться щедрости и жертвенности, а через них обрести опыт деятельной любви и настоящей свободы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов