
Фото: PxHere
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из крупнейших музеев мира. Энтузиасты подсчитали, что для осмотра всех его экспонатов потребуется целых 11 лет! И это если проводить в музее каждый день по 8 часов. Художественная коллекция Эрмитажа невероятно богата и разнообразна. А начиналась она с небольшого частного собрания.
7 декабря 1764 года Екатерина Вторая приобрела сразу 225 работ кисти фламандских и голландских мастеров. Коллекцию, среди которой были полотна Рембрандта и Йорданса, императрица купила у немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Предприниматель наделал много долгов, и чтобы заплатить по счетам, был вынужден выставить шедевры на продажу. Екатерина неплохо разбиралась в живописи, и, осмотрев коллекцию, приобрела её целиком. Однако во дворце для картин места не нашлось. Поэтому по распоряжению императрицы архитектор Жан-Батист Деламонт построил рядом с Зимним дворцом в Петербурге небольшой павильон, который по-французски назвали «Эрмитаж» — что означает «место уединения». Там и расположили коллекцию. Екатерина часто проводила в павильоне время наедине с полотнами. «Любуемся картинами только я да мыши», — писала она немецкому публицисту и критику Фридриху Гримму. Впрочем, время от времени императрица приглашала в Эрмитаж почётных гостей. Иностранцы, которым довелось там побывать, утверждали, что российская правительница скрывает от посторонних глаз одно из самых богатых собраний Европы. Это, в сущности, была правда. С момента приобретения первых картин императрица увлеклась коллекционированием живописи. На стенах Эрмитажа появлялись всё новые и новые полотна — настоящие шедевры! Так, например, в 1767 году Екатерина приобрела картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», а в 1772-м — «Святое семейство» Рафаэля Санти. Собирала императрица не только живописные полотна: к 1790 году, по собственноручной записи Екатерины, в Эрмитаже помимо картин хранились «38 000 книг и гравюр, 10 000 резных камней и собрание естественнонаучное, заполняющее две большие залы».
Потомки Екатерины Великой продолжили её дело. Император Александр Первый систематизировал коллекцию. К примеру, живопись при нём была распределена по эпохам, школам и мастерам. В 1852 году император Николай Первый открыл Эрмитаж для посещения. Правда, пускали туда только дворян по специальному пропуску, который нужно было оформлять заранее. Существовал и дресс-код: мужчины допускались в Эрмитаж исключительно во фраках, военные — в мундирах. Впрочем, это ограничение впоследствии отменил император Александр Второй. При нём Эрмитаж стал настоящим публичным музеем. С 1866 года он открылся для всех желающих. Больше не нужно было заранее заказывать билеты, а пройти разрешалось даже в лаптях.
На протяжении всего времени коллекция Эрмитажа постоянно пополнялась. После революции 1917 года многие частные коллекции из дворцов и усадеб аристократов были национализированы в пользу музея. Кроме того, собрание Эрмитажа прирастало уникальными находками из археологических экспедиций. По сей день собрание Государственного Эрмитажа постоянно расширяется. Он остаётся не только крупнейшим музеем мира, но и центром культуры и науки, куда стремятся попасть миллионы людей со всего мира.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер