Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из крупнейших музеев мира. Энтузиасты подсчитали, что для осмотра всех его экспонатов потребуется целых 11 лет! И это если проводить в музее каждый день по 8 часов. Художественная коллекция Эрмитажа невероятно богата и разнообразна. А начиналась она с небольшого частного собрания.
7 декабря 1764 года Екатерина Вторая приобрела сразу 225 работ кисти фламандских и голландских мастеров. Коллекцию, среди которой были полотна Рембрандта и Йорданса, императрица купила у немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Предприниматель наделал много долгов, и чтобы заплатить по счетам, был вынужден выставить шедевры на продажу. Екатерина неплохо разбиралась в живописи, и, осмотрев коллекцию, приобрела её целиком. Однако во дворце для картин места не нашлось. Поэтому по распоряжению императрицы архитектор Жан-Батист Деламонт построил рядом с Зимним дворцом в Петербурге небольшой павильон, который по-французски назвали «Эрмитаж» — что означает «место уединения». Там и расположили коллекцию. Екатерина часто проводила в павильоне время наедине с полотнами. «Любуемся картинами только я да мыши», — писала она немецкому публицисту и критику Фридриху Гримму. Впрочем, время от времени императрица приглашала в Эрмитаж почётных гостей. Иностранцы, которым довелось там побывать, утверждали, что российская правительница скрывает от посторонних глаз одно из самых богатых собраний Европы. Это, в сущности, была правда. С момента приобретения первых картин императрица увлеклась коллекционированием живописи. На стенах Эрмитажа появлялись всё новые и новые полотна — настоящие шедевры! Так, например, в 1767 году Екатерина приобрела картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», а в 1772-м — «Святое семейство» Рафаэля Санти. Собирала императрица не только живописные полотна: к 1790 году, по собственноручной записи Екатерины, в Эрмитаже помимо картин хранились «38 000 книг и гравюр, 10 000 резных камней и собрание естественнонаучное, заполняющее две большие залы».
Потомки Екатерины Великой продолжили её дело. Император Александр Первый систематизировал коллекцию. К примеру, живопись при нём была распределена по эпохам, школам и мастерам. В 1852 году император Николай Первый открыл Эрмитаж для посещения. Правда, пускали туда только дворян по специальному пропуску, который нужно было оформлять заранее. Существовал и дресс-код: мужчины допускались в Эрмитаж исключительно во фраках, военные — в мундирах. Впрочем, это ограничение впоследствии отменил император Александр Второй. При нём Эрмитаж стал настоящим публичным музеем. С 1866 года он открылся для всех желающих. Больше не нужно было заранее заказывать билеты, а пройти разрешалось даже в лаптях.
На протяжении всего времени коллекция Эрмитажа постоянно пополнялась. После революции 1917 года многие частные коллекции из дворцов и усадеб аристократов были национализированы в пользу музея. Кроме того, собрание Эрмитажа прирастало уникальными находками из археологических экспедиций. По сей день собрание Государственного Эрмитажа постоянно расширяется. Он остаётся не только крупнейшим музеем мира, но и центром культуры и науки, куда стремятся попасть миллионы людей со всего мира.
Все выпуски программы Открываем историю
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.
11 октября. О подлинном человеческом счастье
8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В первосвятительском слове по завершении богослужения он говорил о подлинном человеческом счастье.