— Доброе утро, Владимир Николаевич! Вы, я смотрю, с рюкзаком. В путешествие собрались?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! На дачу еду. Собираюсь немножко свой домик облагородить. Нашёл вчера дочкину коллекцию репродукций мировых шедевров — она вырезала из журналов. Дай, думаю, в рамки вставлю и стены украшу.
— Как интересно!
— Очень! Я уже и таблички сделал красивые — автор, название, год создания картины. Только на одной репродукции никаких данных нет. А она мне так понравилась! Там доктора в белых халатах, три женщины и мужчина-бородач, осматривают больное ухо девочки-подростка. Бедняжка зябнет, в шаль кутается, видно, температура у неё. А доктора глядят заботливо, лица у них мудрые. Вот как узнать, кто написал картину?
— Если бы я могла взглянуть на неё, возможно, назвала бы автора.
— Так я вам её сейчас покажу! Она у меня вот здесь, в рюкзаке, в папке... Вот, пожалуйста, Маргарита Константиновна!
— Да, я узнаю полотно! Это одна из самых выразительных работ художницы Эмилии Шанкс — «Медицинский осмотр в русской богадельне».
— Где же здесь богадельня? На картине нет старичков.
— Богадельня — это не только дом для престарелых, но и любое благотворительное заведение. Название произошло от словосочетания «дело, которое совершается ради Бога». Эмилия Шанкс запечатлела сюжет из жизни детского приюта. Таких в России немало открыли в восьмидесятых годах девятнадцатого века, когда была написана эта картина.
— Необычная какая фамилия у художницы — Шанкс.
— Отец Эмилии был англичанином.
— А почему вдруг англичанка заинтересовалась темой благотворительности в России?
— Эмилия Шанкс родилась и выросла в Москве — её папа состоял в русском купечестве, владел магазином на Кузнецком мосту. Эмилия ничем не отличалась от своих московских ровесниц. В отрочестве она близко дружила со старшей дочерью Льва Толстого, Татьяной, и очень любила книги писателя. Художнице были близки идеи сострадания, помощи бедным.
— А рисовать Эмилия где так научилась?
— Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По итогам учёбы получила серебряную медаль.
— Мастер, что говорить! Смотрите, как правдиво картина написана. Люди на ней словно живые.
— Верно, Владимир Николаевич! К тому же работа правдива и с исторической точки зрения. Как вы обратили внимание, среди докторов на картине всего один мужчина и три женщины. Сегодня нам такой расклад кажется привычным, а в девятнадцатом веке он выглядел революционно. Эмилия Шанкс подчеркнула в своей работе, что в России появились женщины-врачи.
— Так вот когда милые дамы начали работать докторами.
— В конце девятнадцатого века медицина была для женщин скорее служением, чем работой. Но всё изменилось после земской реформы 1864 года. Суть реформы была в создании местных органов власти в российских губерниях и уездах. Таким образом, заботу о больных и бедных в провинциях взяло на себя местное самоуправление — земство. В сёлах и небольших городах одна за другой стали открываться больницы и богадельни. Возникла острая нехватка врачей.
— И женщины восполнили собой этот дефицит?
— Именно так. Многие дамы почувствовали тогда призвание послужить народу. И правительство создало условия, чтобы этот порыв реализовался — в Санкт-Петербурге открылись высшие медицинские курсы для девушек, а земствам позволили принимать выпускниц на работу. Вот такими они и были, первые русские женщины-врачи — как на картине Эмилии Шанкс.
— А где сейчас находится полотно «Медицинский осмотр в русской богадельне», не знаете, Маргарита Константиновна?
— Знаю. На родине отца Эмилии Шанкс, в Великобритании, в краеведческом музее города Челмсфорд. Картина русской художницы с английскими корнями свидетельствует жителям туманного Альбиона о традициях милосердия в России.
«Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
![Анастасия Чернова в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/10/Anastasija-Chernova.jpg)
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук, доцент Университета имени Разумовского Анастасия Чернова.
Разговор шел о том, как в народном творчестве, а также в произведениях поэтов разных времен раскрывалось отношение к празднику Рождества Христова.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, регент, композитор Александр Демидов и музыкант, музыковед Татьяна Любомирская размышляли о том, какую роль музыка играет в жизни верующего человека, как музыка разных жанров и эпох влияет на душу и как через музыку и песни можно говорить о вере и Христе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Весной в келье»
![Купола церкви в окружении розовых соцветий](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/01/pexels-natalia-s-499435271-18427864.jpg)
Фото: Natalia S / Pexels
Наступила долгожданная весна. И в келье под куполом с крестом снова запахло свежим весенним воздухом. Он вместе с шумом уходящего поезда ворвался ко мне сквозь щели конусообразного деревянного потолка — здесь царствует благодать.
Она рассыпалась горстью звёздочек на ночном небосклоне, убаюкала красных толстых рыбок в пруду и сомкнула листочки кувшинок. Она зажгла за окном пульсирующую ниточку таинственных и загадочных огоньков.
Она разметала ненужный сор, покрыла тени перемен, восстановила, подняла на ноги душевное равновесие и ту самую тишь. Тихонечко сижу, вдыхаю ночную красоту и слушаю лай брехливых собак. Любуюсь уютной цветной скатертью и букетом цветов на столе. Здесь для всех дом. В келье под куполом с крестом.
А утром сиреневый рассвет, взметнувшись искрами от кадила в светлеющее небо, постучит в моё окошко. В мою бесконечную, без конца и без края, юность.
Все выпуски программы Утро в прозе