— Доброе утро, Владимир Николаевич! Вы, я смотрю, с рюкзаком. В путешествие собрались?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! На дачу еду. Собираюсь немножко свой домик облагородить. Нашёл вчера дочкину коллекцию репродукций мировых шедевров — она вырезала из журналов. Дай, думаю, в рамки вставлю и стены украшу.
— Как интересно!
— Очень! Я уже и таблички сделал красивые — автор, название, год создания картины. Только на одной репродукции никаких данных нет. А она мне так понравилась! Там доктора в белых халатах, три женщины и мужчина-бородач, осматривают больное ухо девочки-подростка. Бедняжка зябнет, в шаль кутается, видно, температура у неё. А доктора глядят заботливо, лица у них мудрые. Вот как узнать, кто написал картину?
— Если бы я могла взглянуть на неё, возможно, назвала бы автора.
— Так я вам её сейчас покажу! Она у меня вот здесь, в рюкзаке, в папке... Вот, пожалуйста, Маргарита Константиновна!
— Да, я узнаю полотно! Это одна из самых выразительных работ художницы Эмилии Шанкс — «Медицинский осмотр в русской богадельне».
— Где же здесь богадельня? На картине нет старичков.
— Богадельня — это не только дом для престарелых, но и любое благотворительное заведение. Название произошло от словосочетания «дело, которое совершается ради Бога». Эмилия Шанкс запечатлела сюжет из жизни детского приюта. Таких в России немало открыли в восьмидесятых годах девятнадцатого века, когда была написана эта картина.
— Необычная какая фамилия у художницы — Шанкс.
— Отец Эмилии был англичанином.
— А почему вдруг англичанка заинтересовалась темой благотворительности в России?
— Эмилия Шанкс родилась и выросла в Москве — её папа состоял в русском купечестве, владел магазином на Кузнецком мосту. Эмилия ничем не отличалась от своих московских ровесниц. В отрочестве она близко дружила со старшей дочерью Льва Толстого, Татьяной, и очень любила книги писателя. Художнице были близки идеи сострадания, помощи бедным.
— А рисовать Эмилия где так научилась?
— Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По итогам учёбы получила серебряную медаль.
— Мастер, что говорить! Смотрите, как правдиво картина написана. Люди на ней словно живые.
— Верно, Владимир Николаевич! К тому же работа правдива и с исторической точки зрения. Как вы обратили внимание, среди докторов на картине всего один мужчина и три женщины. Сегодня нам такой расклад кажется привычным, а в девятнадцатом веке он выглядел революционно. Эмилия Шанкс подчеркнула в своей работе, что в России появились женщины-врачи.
— Так вот когда милые дамы начали работать докторами.
— В конце девятнадцатого века медицина была для женщин скорее служением, чем работой. Но всё изменилось после земской реформы 1864 года. Суть реформы была в создании местных органов власти в российских губерниях и уездах. Таким образом, заботу о больных и бедных в провинциях взяло на себя местное самоуправление — земство. В сёлах и небольших городах одна за другой стали открываться больницы и богадельни. Возникла острая нехватка врачей.
— И женщины восполнили собой этот дефицит?
— Именно так. Многие дамы почувствовали тогда призвание послужить народу. И правительство создало условия, чтобы этот порыв реализовался — в Санкт-Петербурге открылись высшие медицинские курсы для девушек, а земствам позволили принимать выпускниц на работу. Вот такими они и были, первые русские женщины-врачи — как на картине Эмилии Шанкс.
— А где сейчас находится полотно «Медицинский осмотр в русской богадельне», не знаете, Маргарита Константиновна?
— Знаю. На родине отца Эмилии Шанкс, в Великобритании, в краеведческом музее города Челмсфорд. Картина русской художницы с английскими корнями свидетельствует жителям туманного Альбиона о традициях милосердия в России.
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов