
— Андрюша, взгляни на картину Ивана Творожникова «Старушка». Вроде бы ничего особенного. Скромная женщина лет семидесяти, а то и старше, сидит, чуть сгорбившись, на табурете, покрытом тканью. Одежда на ней в тёмных тонах — коричневое пальто, чёрный атласный чепец с бантом у подбородка. И фон у изображения размытый, невыразительный. А смотришь на полотно — и на сердце светлеет.
— Это потому что выражение лица у старушки доброе, смиренное. В её ласковых глазах — источник света.
— Радостно, что такое замечательное полотно есть у нас в Тверской картинной галерее.
— Биография Ивана Творожникова вообще тесно связана со здешними местами. Он родился в середине девятнадцатого века в Тверской губернии, в деревеньке Большое Жуково.
— А где это?
— Там, где река Шоша впадает в Волгу, сейчас это Конаковский район. Деревни уже не существует, в середине двадцатого столетия она попала в зону затопления при строительстве Иваньковского водохранилища.
— У Творожниковых в тех краях было имение?
— Нет, Иван Иванович из семьи бедных крепостных крестьян.
— Как же ему удалось стать художником?
— Он рисовал с детства, в основном угольком на бревенчатых стенах сеновала, сеней. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители отправили его в Санкт-Петербург на заработки. Иван служил в трактире, был подручным в сапожной мастерской, помощником продавца в лавочке.
— В большом городе у одарённого юноши, наверное, появилось больше возможностей для творчества.
— Точно! И он использовал каждую — рисовал на всяком клочке бумаги, что попадал ему в руки. Случайный знакомый увидел один из таких рисунков и помог самородку поступить в рисовальную школу. После неё Творожников окончил Академию художеств с большой серебряной медалью. Имел немало выгодных заказов. Даже два портрета императора Александра Второго написал, и государю они понравились.
— Так значит, Творожников в зрелом возрасте жил в столице?
— Вовсе нет. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Иван Иванович вернулся в родную деревню. Подлатал ветхий родительский дом и поселился в нём на несколько лет. Тогда и был написан вот этот портрет неизвестной старушки.
— Значит, она землячка наша — как и мы, тоже родом из Твери! А может быть, даже родственница. Очень уж бабушку напоминает!
— Мне кажется, с нашей бабушкой героиню картины роднят не столько черты лица, сколько его выражение. И это неудивительно, они обе верили в Бога.
— Ты по взгляду определил, что старушка с картины верующая?
— Не только. Видишь, у неё в руках круглый хлебец? Это большая просфора. Именно такие используют во время богослужения для приготовления Причастия. После службы священник раздаёт большие просфоры по своему усмотрению. Получить дар может именинник, или тот, у которого в жизни настало время испытаний — во всяком случае, человек, близкий храму.
— Какой ты внимательный, Андрюша! Я вот внимания на просфору не обратила. А теперь эта деталь стала для меня завершением цельного образа. Иван Творожников на картине «Старушка» показал внутренний свет человека, и объяснил, что источник этого света — во Христе.
Картину Ивана Творожникова «Старушка» можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема