— Андрюша, взгляни на картину Ивана Творожникова «Старушка». Вроде бы ничего особенного. Скромная женщина лет семидесяти, а то и старше, сидит, чуть сгорбившись, на табурете, покрытом тканью. Одежда на ней в тёмных тонах — коричневое пальто, чёрный атласный чепец с бантом у подбородка. И фон у изображения размытый, невыразительный. А смотришь на полотно — и на сердце светлеет.
— Это потому что выражение лица у старушки доброе, смиренное. В её ласковых глазах — источник света.
— Радостно, что такое замечательное полотно есть у нас в Тверской картинной галерее.
— Биография Ивана Творожникова вообще тесно связана со здешними местами. Он родился в середине девятнадцатого века в Тверской губернии, в деревеньке Большое Жуково.
— А где это?
— Там, где река Шоша впадает в Волгу, сейчас это Конаковский район. Деревни уже не существует, в середине двадцатого столетия она попала в зону затопления при строительстве Иваньковского водохранилища.
— У Творожниковых в тех краях было имение?
— Нет, Иван Иванович из семьи бедных крепостных крестьян.
— Как же ему удалось стать художником?
— Он рисовал с детства, в основном угольком на бревенчатых стенах сеновала, сеней. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители отправили его в Санкт-Петербург на заработки. Иван служил в трактире, был подручным в сапожной мастерской, помощником продавца в лавочке.
— В большом городе у одарённого юноши, наверное, появилось больше возможностей для творчества.
— Точно! И он использовал каждую — рисовал на всяком клочке бумаги, что попадал ему в руки. Случайный знакомый увидел один из таких рисунков и помог самородку поступить в рисовальную школу. После неё Творожников окончил Академию художеств с большой серебряной медалью. Имел немало выгодных заказов. Даже два портрета императора Александра Второго написал, и государю они понравились.
— Так значит, Творожников в зрелом возрасте жил в столице?
— Вовсе нет. В восьмидесятых годах девятнадцатого века Иван Иванович вернулся в родную деревню. Подлатал ветхий родительский дом и поселился в нём на несколько лет. Тогда и был написан вот этот портрет неизвестной старушки.
— Значит, она землячка наша — как и мы, тоже родом из Твери! А может быть, даже родственница. Очень уж бабушку напоминает!
— Мне кажется, с нашей бабушкой героиню картины роднят не столько черты лица, сколько его выражение. И это неудивительно, они обе верили в Бога.
— Ты по взгляду определил, что старушка с картины верующая?
— Не только. Видишь, у неё в руках круглый хлебец? Это большая просфора. Именно такие используют во время богослужения для приготовления Причастия. После службы священник раздаёт большие просфоры по своему усмотрению. Получить дар может именинник, или тот, у которого в жизни настало время испытаний — во всяком случае, человек, близкий храму.
— Какой ты внимательный, Андрюша! Я вот внимания на просфору не обратила. А теперь эта деталь стала для меня завершением цельного образа. Иван Творожников на картине «Старушка» показал внутренний свет человека, и объяснил, что источник этого света — во Христе.
Картину Ивана Творожникова «Старушка» можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема