
Апрельским днём тысяча девятисотого года самарский купец Иван Михайлович Плешанов сидел за своим письменным столом и разбирал многочисленную почту. Одно из писем привлекло его особенное внимание: В конверте был долгожданный проект новой больницы, который он заказывал известному архитектору Фёдору Черноморченко. Самара давно уже нуждалась в новом больничном здании: старое было ветхим, тесным и тёмным. Приёмный покой с трудом мог вместить одновременно двести взрослых и пятьдесят детей. Новое здание будет просторным, светлым и комфортным, как Плешанов и задумывал: проектом предусмотрены два больших зала дневного пребывания, аптека, буфет для больных, амбулатория, даже канализация и водяное отопление с поддержкой индивидуальной температуры в каждой палате! Так что самарцы будут лечиться и обслуживаться по самому последнему слову современной медицины.
В тысяча девятьсот втором году началось строительство новой больницы. Для реализации этого проекта Плешанов отдал городу свой земельный участок и пожертвовал немалые средства. А чтобы медицинскую помощь могли получать и малоимущие жители Самары, Иван Михайлович открыл в городском банке вклад на сто двадцать тысяч рублей.
Плешанов уже не впервые жертвовал деньги на нужды города и всякий раз внимательно следил за реализацией своих благотворительных проектов. Он сам изучал всю техническую документацию, закупал строительные материалы, нанимал рабочих. Плешанову было важно, чтобы все средства дошли по назначению, ни один рубль не пропал зря. Удивляло людей, что Иван Михайлович так много делал для жителей Самары, которая для него не была родным городом: родился Плешанов в Ростове, и начинал свою предпринимательскую карьеру именно там. Но потом переехал в город на Волге: именно в Самаре скотоводство к концу девятнадцатого века достигло наивысшего расцвета. Плешанов построил здесь несколько салотопенных заводов, честным трудом заработал приличный капитал. С возрастанием его состояния увеличивались и размеры его пожертвований: неудивительно, что гласные Самарской городской думы называли его благотворительную деятельность выдающейся.
На его средства был открыт Алексеевский детский приют, в котором разместились шестьдесят сирот. Также с помощью Плешанова при приюте было открыто ремесленное училище имени Александра Второго, которое обеспечивало учащихся высокой рабочей квалификацией. Самарские заводы и фабрики с готовностью брали выпускников училища на работу. Таким образом, сироты находили своё место в жизни, могли найти хорошую работу со стабильным заработком.
Заботился Иван Михайлович и о бездомных стариках. Для устройства Александровской богадельни на тридцать человек Плешанов пожертвовал два деревянных дома с садом и постройками и обеспечил приют внушительным капиталом.
Ещё один дом Иван Михайлович отдал под общежитие для неимущих учениц классической гимназии. Нередко навещал своих подопечных, помогал им деньгами, обувью, книгами, на праздники привозил им сладкие подарки.
Помогал Плешанов и самарским церквям. Когда возникла идея построить в городе кафедральный собор, Иван Михайлович пожертвовал участок земли и немалые средства для строительства храма. Восстановление самой древней самарской церкви - Преображенской, сгоревшей в тысяча восемьсот пятидесятом году, велось именно на средства Плешанова. Для Сретенского храма в Иверском монастыре Иван Михайлович заказал два иконостаса.
Скончался Плешанов в тысяча девятьсот шестом году. Более ста тысяч рублей завещал щедрый купец на различные благотворительные нужды, пятьдесят из них оставив церквям и монастырям Ростова, Казани, Нижнего Новгорода, Самары. Также Иван Михайлович оставил шестнадцать тысяч рублей на погребение нищих и безродных самарцев, которых некому было похоронить по-христиански.
Добрые, бескорыстные дела не забываются людьми. До сих пор жители Самары называют построенную Иваном Михайловичем больницу Плешановской.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер