Апрельским днём тысяча девятисотого года самарский купец Иван Михайлович Плешанов сидел за своим письменным столом и разбирал многочисленную почту. Одно из писем привлекло его особенное внимание: В конверте был долгожданный проект новой больницы, который он заказывал известному архитектору Фёдору Черноморченко. Самара давно уже нуждалась в новом больничном здании: старое было ветхим, тесным и тёмным. Приёмный покой с трудом мог вместить одновременно двести взрослых и пятьдесят детей. Новое здание будет просторным, светлым и комфортным, как Плешанов и задумывал: проектом предусмотрены два больших зала дневного пребывания, аптека, буфет для больных, амбулатория, даже канализация и водяное отопление с поддержкой индивидуальной температуры в каждой палате! Так что самарцы будут лечиться и обслуживаться по самому последнему слову современной медицины.
В тысяча девятьсот втором году началось строительство новой больницы. Для реализации этого проекта Плешанов отдал городу свой земельный участок и пожертвовал немалые средства. А чтобы медицинскую помощь могли получать и малоимущие жители Самары, Иван Михайлович открыл в городском банке вклад на сто двадцать тысяч рублей.
Плешанов уже не впервые жертвовал деньги на нужды города и всякий раз внимательно следил за реализацией своих благотворительных проектов. Он сам изучал всю техническую документацию, закупал строительные материалы, нанимал рабочих. Плешанову было важно, чтобы все средства дошли по назначению, ни один рубль не пропал зря. Удивляло людей, что Иван Михайлович так много делал для жителей Самары, которая для него не была родным городом: родился Плешанов в Ростове, и начинал свою предпринимательскую карьеру именно там. Но потом переехал в город на Волге: именно в Самаре скотоводство к концу девятнадцатого века достигло наивысшего расцвета. Плешанов построил здесь несколько салотопенных заводов, честным трудом заработал приличный капитал. С возрастанием его состояния увеличивались и размеры его пожертвований: неудивительно, что гласные Самарской городской думы называли его благотворительную деятельность выдающейся.
На его средства был открыт Алексеевский детский приют, в котором разместились шестьдесят сирот. Также с помощью Плешанова при приюте было открыто ремесленное училище имени Александра Второго, которое обеспечивало учащихся высокой рабочей квалификацией. Самарские заводы и фабрики с готовностью брали выпускников училища на работу. Таким образом, сироты находили своё место в жизни, могли найти хорошую работу со стабильным заработком.
Заботился Иван Михайлович и о бездомных стариках. Для устройства Александровской богадельни на тридцать человек Плешанов пожертвовал два деревянных дома с садом и постройками и обеспечил приют внушительным капиталом.
Ещё один дом Иван Михайлович отдал под общежитие для неимущих учениц классической гимназии. Нередко навещал своих подопечных, помогал им деньгами, обувью, книгами, на праздники привозил им сладкие подарки.
Помогал Плешанов и самарским церквям. Когда возникла идея построить в городе кафедральный собор, Иван Михайлович пожертвовал участок земли и немалые средства для строительства храма. Восстановление самой древней самарской церкви - Преображенской, сгоревшей в тысяча восемьсот пятидесятом году, велось именно на средства Плешанова. Для Сретенского храма в Иверском монастыре Иван Михайлович заказал два иконостаса.
Скончался Плешанов в тысяча девятьсот шестом году. Более ста тысяч рублей завещал щедрый купец на различные благотворительные нужды, пятьдесят из них оставив церквям и монастырям Ростова, Казани, Нижнего Новгорода, Самары. Также Иван Михайлович оставил шестнадцать тысяч рублей на погребение нищих и безродных самарцев, которых некому было похоронить по-христиански.
Добрые, бескорыстные дела не забываются людьми. До сих пор жители Самары называют построенную Иваном Михайловичем больницу Плешановской.
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







