
Жарким летним днем, зайдя в мастерскую, ижевский оружейник Иван Петров увидел, что ученик, неправильно работая плоским напильником, испортил деталь. Иван Фёдорович вынул деталь из тисков и наглядно показал ученику, что она безнадежно испорчена. Затем снял пиджак, закрепил в тисках другую деталь, по-мальчишески подбросил вверх и ловко поймал напильник. Ученик даже рот раскрыл от такого невиданного зрелища. Быстро и уверенно хозяин начал работать напильником. Закончив, вынул деталь и подал ученику. Тот её сразу выронил: деталь была еще горячей. Затем замерил лекальной линейкой: идеально.
Только благодаря трудовым умениям, мастерству и любви к работе преуспел Иван Федорович Петров в оружейном деле. Родился он в 1850 году в семье зажиточного крепостного мастерового. Начинал работать в заточной мастерской ижевского казённого оружейного завода. Избавление от крепостной зависимости в Ижевске прошло позднее, чем в других районах страны. В 1867 году Иван Фёдорович открыл небольшую мастерскую, в которой работало, помимо хозяина, всего 5 человек. К концу 19 века она разрослась до производства, где изготовлялось 1500 штук одноствольных и 125 штук двуствольных ружей в год. К началу Первой мировой войны только на их изготовлении трудилось 250 человек.
Со временем Петровы открыли свои магазины по всей Российской империи — в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске и других городах. Ружья фабрики Петровых награждались медалями на российских выставках, а в 1907 году получили высокую оценку на европейской выставке в Брюсселе.
Иван Фёдорович считал, что каждый состоятельный человек должен участвовать в благоустройстве родного города. Он финансировал строительство Успенской церкви, долгое время был старостой шестиглавого Покровского храма, построенного на его средства. Принимал активное участие во внутренней отделке и покупке церковной утвари и оплачивал изготовление иконостаса для гордости Ижевска — прекрасного Свято-Михайловского собора, возведённого на деньги заводских рабочих. Его сын, Василий Петров, построил первый в Ижевске родильный дом, а жена Василия Ивановича, Анна Васильевна, стала попечительницей этого медицинского учреждения.
В начале 1917 года множество гостей съехалось, чтобы поздравить Ивана Петрова и его наследников с 50-летием фабрики: звучали теплые поздравления, вручались подарки. Среди присутствующих было собрано 4300 рублей на устройство в Ижевском заводе среднего профессионального женского училища. Сам Иван Петров тогда же внёс ещё 5 тысяч рублей, поставив условием открытие училища не позднее осени 1917 года. Василий Иванович в день празднования юбилея фирмы выделил 5 тысяч рублей на строительство женской гимназии, попечительницей которой стала его супруга, и 20 тысяч — на открытие музыкальных классов.
Через год, 31 января 1918 года, фабрику Петрова конфисковали красноармейцы. Новая власть не желала мириться с тем фактом, что миллионер Иван Фёдорович Петров был выходцем из простых рабочих и добился всего исключительно благодаря своему труду и неутомимой энергии. И хотя революция и гражданская война разметали по белому свету семью Петровых, память о щедрых оружейниках не изгладилась из памяти жителей Ижевска.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер