— Мама, смотри, портрет настоящей принцессы!
— Нет, доченька, это великая княгиня Мария Александровна. Видишь, написано. Нарисовал её художник Иван Макаров.
— Но почему же она в короне?
— Не знаю, что тебе сказать, Наташа. Умеешь ты меня озадачить. С тобой по музеям без экскурсовода нельзя ходить.
— Позвольте, я вам помогу. Я хоть и не экскурсовод, а такой же посетитель Дагестанского музея изобразительных искусств, но разрешить ваше затруднение мне вполне по силам.
— Помогите, пожалуйста. Интересно узнать, кто прав — я или дочка?
— Вы обе правы, милые дамы. Великая княгиня — это русский аристократический титул, аналогичный европейскому званию «принцесса». Женщина, которую мы видим на портрете, появилась на свет в семье немецкого герцога и при рождении звалась Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, принцесса Гессенская и Прирейнская. А вступив в брак с наследником русского престола, стала именоваться великой княгиней Марией Александровной. На портрете она вскоре после свадьбы, это 1841 год. Здесь её высочеству всего семнадцать лет.
— А кто был её мужем?
— Александр Николаевич Романов. Он вошёл в историю как Александр Второй, царь-освободитель, отменивший крепостное право в России.
— Так значит, принцесса стала царицей? Поэтому она в короне?
— Мария Александровна прожила в России пятнадцать лет, прежде чем её супруг занял императорский трон. На портрете великая княгиня не в короне, а в кокошнике — это часть русского национального костюма. И декоративный головной убор, и традиционный для России парчовый сарафан символизируют, что немецкая принцесса стала русской.
— Разве это возможно — сменить национальность?
— Принадлежность к народу определяется не кровью, а любовью. Тут сразу вспоминается история библейской героини по имени Руфь. Урождённая язычница, она так прикипела к семье мужа-иудея, что даже после его смерти не оставила свою свекровь Ноеминь. Сказала ей: «Твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом». Так и Мария Александровна приняла православие, стала частью семьи Романовых и русской истории.
— Интересно, а великая княгиня искренне сменила веру или потому что так было положено?
— Мария Александровна была искренним человеком. К переходу из лютеранской веры в православие принцесса готовилась ответственно. После первого Причастия лицо девушки светилось радостью — это отметили все, кто присутствовал на богослужении. И в дальнейшем вся жизнь Марии Александровны соответствовала канонам и традициям Русской Православной Церкви.
— Как это?
— Она жила по-христиански. В семье мужа её полюбили за кротость, а в стране — за милосердие. Мария Александровна была равнодушна к роскоши, не любила украшений и охотно занималась благотворительностью. Она содержала огромное количество сиротских приютов и богаделен для одиноких стариков. Супруга Александра Второго создала в России общество Красного креста, а во время русско-турецкой войны 1877 года открывала на свои средства госпитали для раненых.
— По картине Ивана Макарова видно, что великая княгиня была милостивой. Мне кажется, художник смог отразить её характер.
— Это правда. Живописцу удалось запечатлеть и внешнюю красоту, и внутреннее благородство великой княгини. С картины на нас смотрит девушка, которая надеется прожить свою жизнь праведно. И сегодня мы знаем, что её надежды осуществились.
«Портрет великой княгини Марии Александровны кисти Ивана Макарова можно увидеть в Дагестанском музее изобразительных искусств имени Гамзатовой».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер