— Мама, смотри, портрет настоящей принцессы!
— Нет, доченька, это великая княгиня Мария Александровна. Видишь, написано. Нарисовал её художник Иван Макаров.
— Но почему же она в короне?
— Не знаю, что тебе сказать, Наташа. Умеешь ты меня озадачить. С тобой по музеям без экскурсовода нельзя ходить.
— Позвольте, я вам помогу. Я хоть и не экскурсовод, а такой же посетитель Дагестанского музея изобразительных искусств, но разрешить ваше затруднение мне вполне по силам.
— Помогите, пожалуйста. Интересно узнать, кто прав — я или дочка?
— Вы обе правы, милые дамы. Великая княгиня — это русский аристократический титул, аналогичный европейскому званию «принцесса». Женщина, которую мы видим на портрете, появилась на свет в семье немецкого герцога и при рождении звалась Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, принцесса Гессенская и Прирейнская. А вступив в брак с наследником русского престола, стала именоваться великой княгиней Марией Александровной. На портрете она вскоре после свадьбы, это 1841 год. Здесь её высочеству всего семнадцать лет.
— А кто был её мужем?
— Александр Николаевич Романов. Он вошёл в историю как Александр Второй, царь-освободитель, отменивший крепостное право в России.
— Так значит, принцесса стала царицей? Поэтому она в короне?
— Мария Александровна прожила в России пятнадцать лет, прежде чем её супруг занял императорский трон. На портрете великая княгиня не в короне, а в кокошнике — это часть русского национального костюма. И декоративный головной убор, и традиционный для России парчовый сарафан символизируют, что немецкая принцесса стала русской.
— Разве это возможно — сменить национальность?
— Принадлежность к народу определяется не кровью, а любовью. Тут сразу вспоминается история библейской героини по имени Руфь. Урождённая язычница, она так прикипела к семье мужа-иудея, что даже после его смерти не оставила свою свекровь Ноеминь. Сказала ей: «Твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом». Так и Мария Александровна приняла православие, стала частью семьи Романовых и русской истории.
— Интересно, а великая княгиня искренне сменила веру или потому что так было положено?
— Мария Александровна была искренним человеком. К переходу из лютеранской веры в православие принцесса готовилась ответственно. После первого Причастия лицо девушки светилось радостью — это отметили все, кто присутствовал на богослужении. И в дальнейшем вся жизнь Марии Александровны соответствовала канонам и традициям Русской Православной Церкви.
— Как это?
— Она жила по-христиански. В семье мужа её полюбили за кротость, а в стране — за милосердие. Мария Александровна была равнодушна к роскоши, не любила украшений и охотно занималась благотворительностью. Она содержала огромное количество сиротских приютов и богаделен для одиноких стариков. Супруга Александра Второго создала в России общество Красного креста, а во время русско-турецкой войны 1877 года открывала на свои средства госпитали для раненых.
— По картине Ивана Макарова видно, что великая княгиня была милостивой. Мне кажется, художник смог отразить её характер.
— Это правда. Живописцу удалось запечатлеть и внешнюю красоту, и внутреннее благородство великой княгини. С картины на нас смотрит девушка, которая надеется прожить свою жизнь праведно. И сегодня мы знаем, что её надежды осуществились.
«Портрет великой княгини Марии Александровны кисти Ивана Макарова можно увидеть в Дагестанском музее изобразительных искусств имени Гамзатовой».
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема