
Иван Ильичёв, биограф певицы Анны Герман, познакомился с творчеством знаменитой исполнительницы, когда ему было 6 лет. У бабушки он нашёл старую пластинку. С обложки добрым и немного печальным взглядом смотрела красивая длинноволосая женщина. Игла проигрывателя зашуршала по винилу, и полился чудесный, кристально чистый голос. С этого момента жизнь Ивана Ильичёва оказалась связанной с именем Анны Герман. Много лет писатель коллекционировал всё, что касалось жизни и творчества певицы — записи, афиши, фотографии. Но главным богатством стал уникальный биографический материал, который Ильичёв собирал, на протяжении 15-ти лет. Он встречался с людьми, близко знавшими Анну Герман — её родственниками, друзьями, коллегами. Из их рассказов Иван Ильичёв составил книгу «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице».
Чтобы по крупицам собрать столь уникальную информацию, автору пришлось побывать во многих уголках нашей страны и за рубежом — в Польше, Узбекистане, Казахстане, Киргизии. Собеседниками писателя стали авторы песен и артисты, администраторы концертных залов; фотографы, журналисты, и самые обычные зрители. А ещё — соседи Анны, друзья её детства, однокурсники и самые близкие люди: мама, супруг, дядя. Добрые, тёплые воспоминания этих людей дают нам возможность соприкоснуться с Анной Герман — её душой, жизнью, музыкой, переживаниями.
К примеру, поистине бесценные факты о певице можно узнать из воспоминаний её мужа, Збигнева Тухольского. В книге он рассказывает не только историю своего знакомства с Анной, но и делится деталями, благодаря которым раскрывается необыкновенная личность Герман. Вряд ли, например, даже самые преданные почитатели таланта исполнительницы знали, что Анна сама писала сказки для своего сына. А последним выступлением певицы стал маленький домашний концерт, на котором присутствовали только родные и близкие друзья. Тяжело больная Анна Герман спела тогда молитву «Отче наш», которую положила на музыку собственного сочинения. О том, что исполнительница была глубоко верующим человеком, рассказывает в книге «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице» её соседка и подруга юности, Мария Дудзинска. По её словам, в религиозном духе воспитала Анну бабушка. Вместе они ходили в храм, читали Библию, молились. Немало светлых и тёплых слов сказали о певице музыканты её ансамбля. Пианист Борис Фрумкин вспоминал, как на студии звукозаписи «Мелодия» они записывали знаменитую композицию «Надежда». Солнечные лучи падали через огромные окна в комнату, и казалось, что свет исходит от самой Анны, настолько проникновенно и душевно она пела.
В своей книге Иван Ильичёв, публикует по-настоящему эксклюзивные материалы: фрагменты писем Анны Герман к родным и близким, которыми с ним поделились сами адресаты певицы, фотографии из личных архивов. А ещё на страницах сборника мы найдём любимые кулинарные рецепты исполнительницы. Анна Герман всегда была близка и понятна зрителям. Она бесконечно дарила людям свою доброту. «Светлый ангел» — называли певицу благодарные слушатели. Именно такой она и предстаёт перед читателями в книге Ивана Ильичёва «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.