Философ Иван Ильин сравнивал свою судьбу с судьбой библейского И́ова, у которого сатана по попущению Божьему отнял всё, и который, однако, со смирением перенёс все невзгоды. Вот только моя супруга Наталия, говорил Ильин, совсем не похожа на жену Иова, призывавшую отречься от Бога. Даже в самой отчаянной ситуации Наталия Николаевна оставалась верна Господу и супругу.
В 1905 году Иван Ильин учился на юридическом факультете Московского университета. Во время студенческой встречи на квартире своей приятельницы Евгении Ге́рцык он познакомился с её двоюродной сестрой — Наталией Во́кач выпускницей Высших женских курсов. Молодых людей сблизили научные интересы. Иван готовил к изданию перевод немецкой книги по политологии, и предложил Наталии, которая превосходно знала немецкий, взять на себя часть работы. Вскоре научное сотрудничество и взаимная симпатия переросли в любовь.
Осенью 1905 года Наталии пришлось уехать из Москвы, и Иван впервые ощутил, что не может жить без любимой, которую нежно называл Та́лей. Свои чувства он поверял дневнику: «Сегодня уехала Та́ля. Мне больно и хочется плакать! Моя душа полна нежного чувства. Боже мой, зачем не со мною моя глубокоо́кая подруга!» Когда Та́ля вернулась, Иван сделал ей предложение. Молодые люди обвенчались в августе 1906 года во Владимирской церкви подмосковного села Бы́ково, где находилось имение дяди Ильина Николая Ивановича.
Окончив университет, Ильин стал преподавателем на Высших женских курсах. Молодая чета жила очень скромно, в маленькой двухкомнатной квартире. Заработок давали переводы. Евгения Ге́рцык вспоминает, что в семейном бюджете Ильиных всё было строго расчислено, вплоть до того, сколько рублей можно в месяц истратить на извозчика.
Впрочем, уже через несколько лет ситуация изменилась: Иван получил должность в университете, много публиковался, защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Наталия занялась изучением итальянского искусства и в 1911 году выпустила книгу о религиозной живописи Ботиче́лли. Ильины стали завсегдатаями интеллектуальных салонов Петербурга. Во время дискуссий о философии и политике вспыльчивый Иван Александрович часто выходил из себя и спор заканчивался ссорой с собеседником. Наталия успокаивала мужа, который благоговел перед её мудрым спокойствием, и не бывало случая, чтобы обиженный философом собеседник не получал письма с самыми искренними извинениями.
После революции Ивана Ильина пять раз арестовывали по обвинению в контрреволюционной деятельности, но всегда отпускали за отсутствием состава преступления. Шестой арест стал последним: в 1922 году Иван Александрович и Наталия Николаевна были высланы из Советского Союза и поселились в Берлине. Супруги воспринимали отъезд как трагедию. «Мы оставались на родине, — вспоминал Ильин, — совсем не потому, что нельзя было выехать, а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. От постели больной матери, лежащей в беспамятстве, не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».
Ситуация повторилась в 1934 году, когда Ивана Александровича, ярчайшего политического публициста русской эмиграции, начали преследовать пришедшие к власти нацисты. Ильины были вынуждены уехать в Швейцарию, где и прожили остаток жизни. Здесь философ написал свой главный труд «Аксиомы религиозного опыта», описывающий основные этапы движения человека к Богу. Этот путь философ Иван Ильин проделал рука об руку со своей любимой супругой.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.