Философ Иван Ильин сравнивал свою судьбу с судьбой библейского И́ова, у которого сатана по попущению Божьему отнял всё, и который, однако, со смирением перенёс все невзгоды. Вот только моя супруга Наталия, говорил Ильин, совсем не похожа на жену Иова, призывавшую отречься от Бога. Даже в самой отчаянной ситуации Наталия Николаевна оставалась верна Господу и супругу.
В 1905 году Иван Ильин учился на юридическом факультете Московского университета. Во время студенческой встречи на квартире своей приятельницы Евгении Ге́рцык он познакомился с её двоюродной сестрой — Наталией Во́кач выпускницей Высших женских курсов. Молодых людей сблизили научные интересы. Иван готовил к изданию перевод немецкой книги по политологии, и предложил Наталии, которая превосходно знала немецкий, взять на себя часть работы. Вскоре научное сотрудничество и взаимная симпатия переросли в любовь.
Осенью 1905 года Наталии пришлось уехать из Москвы, и Иван впервые ощутил, что не может жить без любимой, которую нежно называл Та́лей. Свои чувства он поверял дневнику: «Сегодня уехала Та́ля. Мне больно и хочется плакать! Моя душа полна нежного чувства. Боже мой, зачем не со мною моя глубокоо́кая подруга!» Когда Та́ля вернулась, Иван сделал ей предложение. Молодые люди обвенчались в августе 1906 года во Владимирской церкви подмосковного села Бы́ково, где находилось имение дяди Ильина Николая Ивановича.
Окончив университет, Ильин стал преподавателем на Высших женских курсах. Молодая чета жила очень скромно, в маленькой двухкомнатной квартире. Заработок давали переводы. Евгения Ге́рцык вспоминает, что в семейном бюджете Ильиных всё было строго расчислено, вплоть до того, сколько рублей можно в месяц истратить на извозчика.
Впрочем, уже через несколько лет ситуация изменилась: Иван получил должность в университете, много публиковался, защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Наталия занялась изучением итальянского искусства и в 1911 году выпустила книгу о религиозной живописи Ботиче́лли. Ильины стали завсегдатаями интеллектуальных салонов Петербурга. Во время дискуссий о философии и политике вспыльчивый Иван Александрович часто выходил из себя и спор заканчивался ссорой с собеседником. Наталия успокаивала мужа, который благоговел перед её мудрым спокойствием, и не бывало случая, чтобы обиженный философом собеседник не получал письма с самыми искренними извинениями.
После революции Ивана Ильина пять раз арестовывали по обвинению в контрреволюционной деятельности, но всегда отпускали за отсутствием состава преступления. Шестой арест стал последним: в 1922 году Иван Александрович и Наталия Николаевна были высланы из Советского Союза и поселились в Берлине. Супруги воспринимали отъезд как трагедию. «Мы оставались на родине, — вспоминал Ильин, — совсем не потому, что нельзя было выехать, а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. От постели больной матери, лежащей в беспамятстве, не уезжают; разве только — оторванные и выброшенные».
Ситуация повторилась в 1934 году, когда Ивана Александровича, ярчайшего политического публициста русской эмиграции, начали преследовать пришедшие к власти нацисты. Ильины были вынуждены уехать в Швейцарию, где и прожили остаток жизни. Здесь философ написал свой главный труд «Аксиомы религиозного опыта», описывающий основные этапы движения человека к Богу. Этот путь философ Иван Ильин проделал рука об руку со своей любимой супругой.
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема