
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно замечено, что сам окружающий нас мир свидетельствует о Боге. Путь познания Бога через исследование видимого мира в богословии именуется естественным, противопоставлен же ему другой — сверхъестественный, и этот путь подразумевает получение знания о Боге через Его откровение о Самом Себе, то есть, в первую очередь, через Священное Писание. Оба пути познания Бога должны приводить к одному и тому же результату: во-первых, к вере и к жизни по вере, а во-вторых, к вытекающему из веры славословию Творца. Чаще всего Священное Писание подразумевает славословие Бога, в некоторых же случаях Библия говорит о славословии прямо, так, как это сделано в 147-м псалме. Он звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
Псалом 147.
[Аллилуия.]
1 Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,
2 ибо Он укрепляет вереи́ ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;
3 утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;
4 посылает слово Своё на землю; быстро течёт слово Его;
5 даёт снег, как волну; сыплет иней, как пепел;
6 бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?
7 Пошлёт слово Своё, и всё растает; подует ветром Своим, и потекут воды.
8 Он возвестил слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
9 Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.
Только что прозвучавший псалом начался с призыва хвалить Господа. Призыв, как ни странно, был обращён не к людям, а к Иерусалиму и к Сиону, то есть к горе, на которой стоит Иерусалим. Совершенно очевидно, что ни город, ни гора сами по себе никого хвалить не могут, они здесь выступают лишь как символы, под которыми стоит понимать еврейский народ и — шире — любого верующего в Бога человека.
Псалом не голословен, он не просто призывает хвалить Бога, он детально поясняет, почему необходимо это делать.
Так, мы услышали, что Бог укрепляет народ и даёт ему Своё благословение. Услышали, что мир между людьми и народами — от Бога, и Бог его источник, Он же источник и пищи. Бог даёт Своё слово, то есть Он наставляет человека на всякое благо; всё, необходимое для земли и её плодородия, — тоже даёт Бог. Псалом призывает попросту оглянуться вокруг и увидеть, что мир свидетельствует о благости Бога, а потому разумному существу подобает хвалить и славить Творца.
Критический разум здесь не может не восстать: Бог не человек, Бог выше всего, Ему не нужны наши похвалы, для Него они ничего не значат, так почему бы вместо бессмысленной хвалы не заняться созидательным трудом, тем самым трудом, который был заповедан человеку Богом?
Безусловно, исполнять заповеди нужно. Необходимо делать и многое другое, но есть опасность, что если мы перестанем хвалить Бога, то мы попросту забудем об истинном Источнике нашего бытия. Более того, мы разучимся видеть мир так, как его видит Священное Писание и Церковь; вместо прекрасного места, наполненного благодатью Божией, мир в наших глазах превратится в мрачное место страданий; мы утратим способность за всеми невзгодами нашей жизни видеть конечную цель — Христово Царство.
Чтобы этого не произошло, нам необходимо учиться благодарить и хвалить Бога, ведь это тот самый якорь, который позволяет нам, пребывая с Богом, обрести спокойствие в бушующем мире, и, как следствие, не терять нашего человеческого достоинства даже в самой сложной ситуации.
Псалом 147. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 147. (Церковно-славянский перевод)
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема