
— Кто бы это мог быть? Паша? Вот так радостная неожиданность! Здравствуй, племянник!
— Дядя Андрей, привет! Если бы ты знал, как я замёрз! Мы с ребятами на катке катались, а потом весь центр Москвы обошли, я не чувствую ни рук, ни ног!
— Давай, проходи скорее, садись за стол, у меня как раз борщ горячий. Как же так можно себя не беречь?
— Так хорошо гуляли — не замечал холода. Погода чудесная — солнышко светит совсем по-весеннему!
— Какая там весна — минус двадцать на улице! День начал прибывать, и настали настоящие холода. Всё как в поговорке: «Солнце на лето — зима на мороз!»
— Как-как ты сказал? «Солнце на лето — зима на мороз»? В первый раз слышу такое выражение!
— Вот так да! Поговорка старинная! Даже картина есть с таким названием, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов написал её в 1910 году. Мы с тобой видели это полотно в Пензенской картинной галерее.
— Не помню, дядя Андрей.
— А вот, посмотри, у меня репродукция есть.
— О, вот именно так сегодня и было на улице! Небо пронзительно голубое, деревья в инее. Только в Москве дороги чистят, а на картине «Солнце на лето — зима на мороз» всё утопает в снегу.
— Ну, мы же сейчас не ездим на санях, как во времена Горюшкина-Сорокопудова. А снег, безусловно, прекрасен! И художник в полной мере передал его очарование! Смотри, какие живописные белые шапки на скатах крыш. Деревянная церквушка, что виднеется за деревьями — словно невеста в подвенечном уборе.
— Заснеженное пространство занимает большую часть картины. Казалось бы — сплошной белый цвет. А выглядит так живописно!
— А ты приглядись, какое тут богатство оттенков — голубой, сиреневый, жёлтый, чуть розоватый. Я бы назвал этот эффект радужной белизной. Горюшкин-Сорокопудов подчеркнул её, изобразив для контраста прохожую барышню в ярко-красном кафтане.
— Смотришь на эту красавицу, и кажется, слышишь, как снег хрустит у неё под ногами. Как будто художник не только прекрасный зимний вид передал, но и звуки.
— И аромат морозной свежести! Однажды почувствовав его, запомнишь на всю жизнь. Все эти запахи, звуки, краски образуют в душе особую нежность к родным местам.
— А где родился Горюшкин-Сорокопудов?
— В Тамбовском крае. А в зрелые годы он долго жил в Пензе. Это юго-восточнее Москвы, климат там, как и здесь, умеренно-континентальный. Зимы довольно мягкие, хотя, бывает и до тридцати градусов температура опускается. Такой момент и запечатлел художник.
— С любовью запечатлел!
— Это верно. Горюшкина-Сорокопудова вдохновляло очарование русской природы, красочный патриархальный быт, нарядность старинной архитектуры. Любовь Ивана Силыча к Отечеству отмечал его наставник в Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Как-то он подарил ученику открытку с такой надписью: «Художнику, проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте».
— И это чувство разделяешь, глядя на пейзаж «Солнце на лето — зима на мороз».
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Солнце на лето — зима на мороз» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер