Кто не знает его знаменитых полотен: «Девятый вал», «Ночь в Венеции», «Лунная ночь на Босфоре»?! Музеи во многих странах считают честью для себя иметь в собрании картины, написанные им. Иван Константинович Айвазовский, художник, завоевавший мировую славу изображением морских пейзажей.
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского негоцианта. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли и море. Талант юного рисовальщика привлек внимание городского архитектора Коха, который помог определить его в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую академию художеств. В 1835 году столичные критики положительно встретили первую картину Айвазовского «Этюд воздуха над морем». В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину «Штиль» ему присуждают Первую золотую медаль. И, как исключение, сокращают академический курс на два года с условием, что за это время им будут написаны пейзажи ряда крымских городов. В результате творческой командировки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя и Керчи, картины «Лунная ночь» и «Буря». Новые крымские работы успешно экспонировались на выставке в Академии художеств. В качестве поощрения в 1840 году Ивану Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.
И здесь живописцу сопутствует успех: для Ватиканского музея приобретают его картину "Хаос". Талант художника признают и ценители искусства, и коллеги.
В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями», – вспоминал Айвазовский. Одно из них – звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. На родине такого же звания его удостаивает Петербургская академия художеств.
Весной 1845 года Айвазовский возвращается в Феодосию. «Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, – писал художник, – но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю».
Выстроив дом-мастерскую, Иван Константинович окончательно обосновался в Феодосии. Здесь были созданы тысячи полотен. Все они поражают точной передачей характера моря: то свирепого в безудержной ярости шторма, то светлого и прозрачного в легкой солнечной дымке, то загадочного и таинственного с лунной дорожкой.
Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели. Его усилиями в городе были сооружены Археологический музей (один из первых в России), школа, клуб. В 1880 году открылась картинная галерея. Из мастерской живописца вышло много всемирно известных художников – Лагорио, Куинджи, Богаевский.
«Родившись смертным, он оставил о себе бессмертную память». Такие слова высечены на могиле выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии.
20 мая. О святых Афона

Сегодня 20 мая. Собор преподобных отцов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
О святых Афона — игумен Лука (Степанов).
К сонму русских святых, святогорцев, относятся и славяне, принадлежащие соседним народам: Моисей Угрин, святитель Савва Сербский. Наибольшее количество из святых подвязалось в русском Пантелеимоновом монастыре, и список этих святых продолжается и в XIX веке.
В новейшие времена прославлены замечательные подвижники: Иларион Громов, священномученик, и Силуан Афонский, который в монастыре Пантелеимоновом закончил свою великую подвижническую жизнь. Эти святые, которые представились уже совсем недавно. Преподобные Кукша Одесский и Иов Угольский.
Так что сонм этих святых молитвенников об Отечестве нашем пополняется, и надеемся, что и сегодня подвизающиеся на святой горе Афон наши русские братья тоже являются преемниками той великой благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 мая. Об истории Жировицкой Иконы Богородицы

Сегодня 20 мая. Церковь чтит Жировицкую Икону Богородицы.
О её истории — священник Алексий Долгов.
Чудотворный образ Божьей Матери явился в 1470 году в местечке Жировичи на территории современной Беларуси.
Однажды пастухи в лесу увидели яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, и обрели на нём небольшую икону Божьей Матери. Образ они отнесли православному вельможе, который запер икону в ларец, из которого она чудесным образом исчезла. Через некоторое время пастухи опять обрели икону на том же самом месте, в лесу, и опять отнесли её вельможе. Но в этот раз он отнёсся к иконе благоговейно и дал обет построить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Около 1520 года деревянный храм, в котором находилась икона, сгорел, и она считалась утраченной. Однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, стали свидетелями чудесного явления: дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у неё была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали о своём видении взрослым, и вместе со священником жители отправились к горе, где на камне у зажжённой свечи стояла икона Божьей Матери. Когда на этом месте построили каменный храм, туда поместили чудотворный образ. Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавляло борьбу за чистоту православия против униатов и латинян. Но, несмотря на это, Жировицкая икона Божьей Матери пользовалась почитанием как среди униатов, так и среди католиков.
Во время Первой мировой войны икону Божьей Матери перевезли в Москву, но затем она была возвращена в Беларусь. Сейчас она находится в Успенском соборе Жировицкого монастыря Минской епархии. И по сей день Жировицкая икона Божьей Матери, находящаяся в монастыре, пользуется всенародным почитанием. К ней едут не только из Беларуси, но и из России, из других стран. И все люди, которые к ней приезжают, получают помощь Царицы Небесной.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 мая. О духовном смысле праздника Воспоминания явления на небе Креста Господня

Сегодня 20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме стало божественным ответом на преследование христиан, которое началось в царствование Констанция, сына равноапостольного императора Константина Великого. К сожалению, Констанций уклонился в арианскую ересь. И хотя к концу жизни этот император раскаивался в своем преследовании православных, но в описываемые церковным историком Созоменом события Констанций увеличил религиозные раздоры того времени.
Однако явление Честного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом, оказало огромную духовную поддержку гонимым за истинную веру христианам. Несомненно, для тех, кто видел это явление, и для нас, живущих более чем через 1600 лет после описываемых событий, понятно, что Господь никогда не оставляет своих детей.
Испытания закаляют христиан, поэтому мы не избежим трудностей. Зато уверены, что Спаситель всегда помогает своей духовной силой страждущим. Вот слова Господа, записанные в Псалтыри: «Воззовёт ко мне, и услышу его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его».
Будем уповать на Господа и не бояться трудностей.
Все выпуски программы Актуальная тема