Великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал» — Иван Константинович Айвазовский — представлял на своих картинах море живым существом, способным заворожить любого своими красками.
Иван Константинович родился в Феодосии, покинул родной край в возрасте 16 лет, отправившись учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Объехав ряд стран в Европе, весной 1845 года Айвазовский вернулся в любимый и родной город на постоянное место жительства. Айвазовский безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Именно благодаря ему в городе появились и железная дорога, и фонтан с питьевой водой. В 1893 году император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла.
О чем говорилось в царском послании, сопровождавшем награду?

1962-й год. Разгар Карибского кризиса. Мир на пороге ядерной войны. Президент Соединённых Штатов Америки Джон Кеннеди вызывает советского посла в Белый дом для решительных переговоров. Накануне встречи, обеспокоенная напряжённой ситуацией, супруга президента Кеннеди, Жаклин, решается на любопытный шаг. Она арендует у Вашингтонской галереи искусств два полотна кисти русского художника Ивана Айвазовского: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». В конце 19 века живописец лично подарил эти картины музею во время своего визита в Америку. На них отражены события 1892 года, когда после засухи и неурожая в России начался страшный голод. Тогда простые американские крестьяне организовали сбор гуманитарной помощи и отправили в Российскую Империю несколько кораблей с зерном, мукой и крупами. Жаклин Кеннеди повесила картины Айвазовского в зале переговоров. Она надеялась таким образом ненавязчиво напомнить супругу и советскому послу о дружественном прошлом русского и американского народов. В конце концов державам удалось преодолеть разногласия. Угроза ядерной войны отступила. Жаклин Кеннеди до конца своей жизни была уверена, что русский художник Иван Константинович Айвазовский помог разрешить конфликт.
При жизни великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал», тоже помогал людям. «Стремлюсь принести трудами благодарную дань матушке России», — говорил Айвазовский. Живописец родился в Феодосии. Родной уголок он покинул в 16 лет, когда отправился учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Потом была Европа — Италия, Голландия, Англия, Испания. Художественный мир восхищался талантом русского художника, на картинах которого море представало живым существом и завораживало своими красками. Однако ни жизнь в столице, ни мировая слава не смогли затмить для Айвазовского провинциального очарования Феодосии. Весной 1845 года Иван Константинович перебирается в любимый город на постоянное место жительства. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — сообщал он в письме Павлу Третьякову. В особняке, который художник приобрёл для себя и своей семьи, он открыл публичную картинную галерею. Каждый житель города мог прийти и полюбоваться его картинами. Теперь новые полотна живописца феодосийцы лицезрели первыми — задолго до того, как они попадали на столичные выставки.
Благодаря Ивану Константиновичу в тихом, сонном городке появилась... железная дорога! Она связала город с Джанкоем — населённым пунктом на севере Крыма. Айвазовский отстаивал этот проект в самом Петербурге, понимая, какой мощный толчок для развития Феодосии он даст. Художник вспоминал, как знакомые с удивлением спрашивали, что за охота ему добиваться железной дороги. Ведь она испортит чудный вид на бухту из окон его дома. «Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке. Но те, кто для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь», — отвечал на это Айвазовский.
Из этих побуждений в 1887 году Иван Константинович безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Город, катастрофически страдающий от нехватки воды, получил дополнительные 50 тысяч вёдер в сутки! В центре Феодосии Айвазовский на собственные средства построил фонтан с питьёвой водой. А горожане сочинили в честь художника благодарственную песню, которая стала памятником феодосийского фольклора: «Айвазовский поставил фонтан из мрамора чистого, Айвазовский воду провёл в фонтан из своего источника быстрого. Посмотрите, как вода бежит, послушайте, как струя журчит, выпейте воды, пожалуйста, вспомните Ивана Константиновича».
В 1893 году Император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла. «Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием всемирной известности художественных трудов Ваших», — говорилось в царском послании, сопровождавшем награду.
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема