— Этюд Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» притягивает вас, Маргарита Константиновна, как магнит. Вы в этот зал Феодосийской галереи уже в четвёртый раз возвращаетесь.
— Да, Андрей Борисович, не могу налюбоваться. Этюд и тревожит меня, и утешает одновременно. Пытаюсь понять, в чём его загадка.
— Ну, тревожит, возможно, потому, что напоминает, как мы с вами в шторм попали. Помните, когда рыбак в маленьком поселке нам в своей лодке любезно разрешил покататься, и внезапно буря началась?
— И вправду очень похоже! Так же солнце садилось за Кара-Даг, последние лучи озаряли сумерки. И странно было видеть в тающем свете весь спектр цветов, всю радужную палитру. Небо в зените ещё оставалось нежно голубым. Синие глубины моря вскипали пеной, золотой от солнца. Горные отроги в оранжевом ореоле заката казались фиолетовыми. Всё как на этой картине!
— И наша лодка, терпящая бедствие в ста метрах от берега — совсем как парусник у Айвазовского.
— Вот вы смеётесь, Андрей Борисович, а мне и сейчас не по себе, как вспомню. До сих пор удивляюсь, как мы не перевернулись. Так горячо я, наверное, ещё никогда не молилась.
— Да, в минуту опасности вспоминаешь о Боге.
— Пожалуй. Но тут я испытала парадоксальное чувство. Одновременно и страх разбиться о скалы и... радость. В мощи и красоте волнующейся воды мне вдруг открылось присутствие Творца, душа трепетала. Я и просила помощи у Бога, и славила Его.
— Как сказал царь Давид в сто третьем псалме: «Господи Боже мой, безмерно величие Твоё! Одеваешься Ты светом, словно ризою, простираешь небо, как шатёр кожаный. Покрываешь водами высоты Свои, на облаках совершаешь восхождение Своё, шествуешь на крыльях ветра».
— Вот и картина Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» свидетельствует о том, как в сотворённой Богом природе открывается Его величие.
— А ещё о способности верующего человека доверять Творцу в самые грозные моменты своей жизни. Бушующие волны в этюде Айвазовского символизируют невзгоды, которые нам выпадают, а радужная палитра картины — словно весть о том, что Христос рядом, и Он не даст погибнуть. Как бы ни трепало нас житейское море, стоит постараться увидеть за испытаниями благой Промысл.
— Не сомневаюсь, что художник верил в Бога!
— Верил, причём с детства. Айвазовский родился в набожной семье, всю жизнь был прихожанином старейшей армянской церкви Феодосии. В храме Сурб Саркис, то есть святого Сергия, Ивана крестили младенцем, в нем он венчался со своей женой Анной. Там же художника и отпевали. И похоронен Айвазовский в церковной ограде.
— Андрей Борисович, а давайте сходим к нему на могилу?
— Непременно, Маргарита Константиновна. Сегодня же почтим память художника, создавшего картину «Море. Коктебель» — живописный псалом, славящий Бога.
«Картину Ивана Айвазовского „Море. Коктебель“ можно увидеть в Феодосийской картинной галерее».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема