— Этюд Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» притягивает вас, Маргарита Константиновна, как магнит. Вы в этот зал Феодосийской галереи уже в четвёртый раз возвращаетесь.
— Да, Андрей Борисович, не могу налюбоваться. Этюд и тревожит меня, и утешает одновременно. Пытаюсь понять, в чём его загадка.
— Ну, тревожит, возможно, потому, что напоминает, как мы с вами в шторм попали. Помните, когда рыбак в маленьком поселке нам в своей лодке любезно разрешил покататься, и внезапно буря началась?
— И вправду очень похоже! Так же солнце садилось за Кара-Даг, последние лучи озаряли сумерки. И странно было видеть в тающем свете весь спектр цветов, всю радужную палитру. Небо в зените ещё оставалось нежно голубым. Синие глубины моря вскипали пеной, золотой от солнца. Горные отроги в оранжевом ореоле заката казались фиолетовыми. Всё как на этой картине!
— И наша лодка, терпящая бедствие в ста метрах от берега — совсем как парусник у Айвазовского.
— Вот вы смеётесь, Андрей Борисович, а мне и сейчас не по себе, как вспомню. До сих пор удивляюсь, как мы не перевернулись. Так горячо я, наверное, ещё никогда не молилась.
— Да, в минуту опасности вспоминаешь о Боге.
— Пожалуй. Но тут я испытала парадоксальное чувство. Одновременно и страх разбиться о скалы и... радость. В мощи и красоте волнующейся воды мне вдруг открылось присутствие Творца, душа трепетала. Я и просила помощи у Бога, и славила Его.
— Как сказал царь Давид в сто третьем псалме: «Господи Боже мой, безмерно величие Твоё! Одеваешься Ты светом, словно ризою, простираешь небо, как шатёр кожаный. Покрываешь водами высоты Свои, на облаках совершаешь восхождение Своё, шествуешь на крыльях ветра».
— Вот и картина Ивана Айвазовского «Море. Коктебель» свидетельствует о том, как в сотворённой Богом природе открывается Его величие.
— А ещё о способности верующего человека доверять Творцу в самые грозные моменты своей жизни. Бушующие волны в этюде Айвазовского символизируют невзгоды, которые нам выпадают, а радужная палитра картины — словно весть о том, что Христос рядом, и Он не даст погибнуть. Как бы ни трепало нас житейское море, стоит постараться увидеть за испытаниями благой Промысл.
— Не сомневаюсь, что художник верил в Бога!
— Верил, причём с детства. Айвазовский родился в набожной семье, всю жизнь был прихожанином старейшей армянской церкви Феодосии. В храме Сурб Саркис, то есть святого Сергия, Ивана крестили младенцем, в нем он венчался со своей женой Анной. Там же художника и отпевали. И похоронен Айвазовский в церковной ограде.
— Андрей Борисович, а давайте сходим к нему на могилу?
— Непременно, Маргарита Константиновна. Сегодня же почтим память художника, создавшего картину «Море. Коктебель» — живописный псалом, славящий Бога.
«Картину Ивана Айвазовского „Море. Коктебель“ можно увидеть в Феодосийской картинной галерее».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди