Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, то есть к двенадцати самым главным торжествам Православной Церкви. По сравнению с остальными, у Крестовоздвижения есть одна особенность — его начали отмечать сразу же после события, лёгшего в основу праздника. Вот как это произошло.
Орудие казни Спасителя долгое время считалось утраченным. Кресты, на которых распинали преступников, обычно клали им в могилу; это был посмертный акт унижения и наказания. Но Христа хоронили его ученики, они совершенно точно не стали бы так делать. Значит, орудие казни и Славы Спасителя могло сохраниться где-то недалеко от Голгофы. Так рассуждал император Константин, сочувствовавший христианству.
В триста двадцать пятом или триста двадцать шестом годах — историки не пришли к единому мнению — в Иерусалим прибыла экспедиция под руководством матери Константина, императрицы Елены. Она исповедала христианство и с радостью откликнулась на просьбу сына побывать на Святой Земле и найти свидетельства Евангельских событий.
Но Иерусалим сильно изменился. В семидесятом году он был разрушен римскими войсками. На обломках вырос античный город Элия Капитолина. Иудеи были захвачены в плен, обращены в рабство или изгнаны. В городе, где когда-то стоял храм Единому Богу, теперь приносили жертвы Юпитеру и Венере.
Опросив старожилов, изучив исторические документы и рельеф местности, участники экспедиции установили место, где когда-то была Голгофа. Но на нём теперь стоял языческий храм Венеры. Постройку разобрали, начались раскопки и вскоре были обнаружены три креста. Рядом нашли также гвозди и табличку, на которой Понтий Пилат когда-то написал на трёх языках вину Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский».
Но как узнать — какое из распятий стало орудием казни Сына Божия? Существует две версии событий. По одной — епископ Иерусалимский Макарий предложил приложить каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Крест Господень исцелил страждущую. По другой — прикосновение Истинного Древа воскресило умершего, которого проносили мимо. Вокруг собралось множество людей, которые с волнением и трепетом ждали исхода испытания. После совершившегося чуда епископ Макарий поднял, то есть воздвиг Честной Крест над народом и благословил всех.
Вскоре в Иерусалиме началось строительство базилики Воскресения. Большой храмовый комплекс объединил и пещеру Гроба Господня, и Голгофу, и место Обретения Честного Креста. Базилику освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Этот день стали праздновать сначала в Иерусалиме, а потом и во всей Византийской империи. Торжества длились больше недели, на богослужении вспоминали и Обретение Креста Господня. Постепенно смысловым центром праздника стало именно Крестовоздвижение. Этот день почитался как одно из самых значимых событий года, наряду с Пасхой и Богоявлением.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.