
Однажды я увидела по телевизору программу про Оптину Пустынь. И так она меня впечатлила, что я захотела однажды там оказаться. Рассказала бабушке о передаче и своих мечтах. Она меня поддержала и вспомнила, что когда-то в их доме жила семья — папа, мама и дочь Лена. Когда девочка училась в старший классах, родители серьёзно поругались. Для ребёнка это стало настоящим потрясением. Леночка решила во что бы то ни стало помирить родителей.
Городок военный. Люди в нем жили атеистических взглядов. Их семья не была исключением. Но юная душа почувствовала, где искать опоры. Она стала ездить по святым местам, жить в разных обителях, трудиться. Через какое-то время родители помирились. А Лена нашла свой путь. Она приняла решение уйти в монастырь.
«Какой-то рядом с Оптиной» — закончила рассказ бабушка — «Не помню название».
— А как же теперь Леночку зовут? — поинтересовалась я.
— Мать Неонила, кажется.
Это было очень интересно, но Оптина далеко. И оставалась для меня мечтой. Когда я переехала в Москву исполнение мечты стало реальнее. Теперь я сама откладывала поездку. Думала — ещё успею. Теперь ведь совсем рядом живу. Возможно, я ещё долго бы собиралась с силами, но мне позвонила подруга и сообщила, что она сейчас в Оптиной Пустыни. «Приезжай» — говорит, — «я тебя со своим духовником познакомлю».
Её приглашение было таким простым, что мне захотелось тут же выехать. И хотя у меня были планы на ближайшие дни, я с лёгкостью их перенесла.
Приехала утром, к ранней Литургии. Оптина в рассветный час впечатлила меня своей красотой и умиротворением. До чего светлая обитель! Братский хор пел, как мне показалось, одухотворённо и значимо.
В толпе меня отыскала подруга, Катюша. Мы радостно обнялись и пошли на исповедь к ее духовному отцу. Потом Причастились. Уже собирались уходить, когда ко мне подошел Катин духовник и попросил отвезти его до соседнего монастыря. Вечером он служил там. Я, конечно, не отказала.
Приехали в Шамординскую обитель к началу всенощной. Батюшка сразу отправился в храм, а я решила прогуляться по территории.
Ходила и думала: а вдруг та Леночка, соседка моей бабушки, здесь подвизается...
К службе стали прибывать насельницы. Их много. Все одинаково одеты. А я и лица той Леночки не знаю. Как искать? Помолилась своими словами — «Господи, управь, если мне это полезно».
Стала подходить к монахиням, спрашивать, не знают ли они мать Неонилу. Таких в обители оказалось две, но ведь у каждой своё послушание. Они могут быть где угодно, например, в скиту...
Я уже решила, что воли Божьей на эту встречу нет, как вдруг ко мне обратилась молодая монахиня.
— Вы меня искали? — спрашивает.
— Да, Вы могли знать мою бабушку — ответила я. Рассказала ей, кто я и откуда. Мать Неонила улыбнулась, обняла меня. Мы вышли во двор и долго беседовали. Она спрашивала про мою семью, родных, общих знакомых, про наш городок.
Я стала для нее приветом из прошлой жизни, возврату к которой нет. Её родители давно отошли ко Господу. Она хотела бы посетить их могилки, обновить кресты и посадить цветы.
Тогда я предложила остановиться у меня. До кладбища — за 5 минут можно дойти. Она удивленно посмотрела.
— Правда, можно?
— Конечно.
— Тогда я попрошу благословения у настоятельницы поехать на родину.
Я оставила матушке Неониле свой номер телефона и вернулась на службу. Стояла и дивилась. Надо же, как Господь всё мудро устроил. Эта встреча была нужна той Леночке, что через скорбь о рассорившихся родителях пришла к Богу и посвятила себя служению Ему. Но её тянуло за душу неоконченное дело в мирской жизни — привести в порядок могилки родителей. Как это осуществить, когда все контакты потеряны, и обратиться за помощью не к кому? Господь привёл меня.
Матушка Неонила при первой же возможности приехала. Мы накопали в моем саду цветов, и она несколько дней занималась цветниками у родителей. Заказала новые кресты, покрасила оградку.
По вечерам мы разговаривали. Я рассказывала о своей такой суетной, полной страстей, жизни, а матушка Неонила делались своим духовным опытом, поддерживала меня. Дом был наполнен какой-то особенной тишиной в те дни и покоем.
Преподобный Ефрем Сирин в своём творении «О Рае» пишет: «но более нежели красота рая, восхитил сердце покой рая».
Прощаясь, мы не могли сдержать слёз. За время, что у меня гостила мать Неонила мы очень сроднились. И казалось, будто ангел покинул мой дом, когда она уехала. Но я благодарила Бога за эту дивную встречу, и дивилась этой цепочке событий. Надо же как управилось! Я мечтала побывать в обители, а мать Неонила — на родной стороне. Господь исполнил два прошения сразу, даровал радость, каждую укрепил на её пути.
Вся история — как бы чреда случайных совпадений. Но епископ Василий Родзянко сказал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются» . Поэтому нельзя оставлять молитвенный труд, и невозможное станет возможным.
Ведь Сам Спаситель нам пообещал: «То, что невозможно человеку, возможно Богу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов