Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Саратовский художественный музей радует вас, Андрей Борисович. Перед нами — полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана.
— Да ещё какое, Маргарита Константиновна! Выразительное, мощное по своему эмоциональному посылу произведение «Буря. Дождь».
— Картина впечатляет, что и говорить. Только... Не слишком ли мрачное это впечатление?
— Мрачное, вы полагаете?
— Посудите сами! Участок вырубленного леса, над которым бушует гроза. Свинцовая туча наполовину закрыла небо. Косые струи дождя серой занавесью закрыли горизонт. Молодые деревья гнутся под порывами ветра. И только стопки поленьев остаются безучастными к стихии.
— Идеальный шторм! И как правдиво, точно, экспрессивно передан момент! На каждой детали изображения лежит печать дарования Левитана.
— Да, только здесь талант художника усугубляет грозную мощь его творения. Так, что дыхание перехватывает при взгляде на картину.
— Дыхание перехватывает, вы правы. Недаром полотно «Буря. Дождь» стало сенсацией на выставке 1899 года в Санкт-Петербурге. Картина тогда получила немало эмоциональных откликов. А ещё больше о ней стали говорить через полтора года, когда Левитан умер в неполные сорок лет, от болезни сердца.
— Люди считали, что художник писал полотно «Буря. Дождь», предвидя свой скорый уход?
— Да. По выражению художника Михаила Нестерова, Левитан «работал под ясным сознанием неминуемой беды».
— Может быть, картина «Буря. Дождь» — это образ смерти?
— Скорее, её приближения. Тонкоствольные березки, трепещущие на шквальном ветру — словно струны, рождающие тревожную мелодию. Такую, например, как произведение Антонио Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года». Это созвучно состоянию человека, стоящего на пороге неизведанного, грозного, таинственного. А сама смерть для христианина — встреча с Богом.
— Но был ли Левитан христианином? На этот вопрос трудно дать точный ответ.
— Трудно, да. Однако, после кончины Левитана друзья обнаружили у него на груди православный крест. Художник, без сомнения, задумывался о вере. И наверняка был знаком с библейской историей явления Бога пророку Илии. Помните её?
— Конечно! Создатель показал праведнику сначала ураган, сокрушающий скалы, затем землетрясение и огонь. А потом открыл Себя в дуновении тихого ветра. На церковнославянском — хлада тонка.
— Картина Исаака Левитана «Буря. Дождь» мне представляется иллюстрацией к этому отрывку. Мы видим разгул стихии, вызывающий смятение и трепет. Но ещё мгновение — и целительное веяние хлада тонка коснётся измученной, исстрадавшейся души.
Картину Исаака Левитана «Буря. Дождь» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева
Все выпуски программы: Краски России
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема