Любите ли вы читать? Чтение — это и отдых, и труд, и радость. Книги дарят предчувствие открытия новых миров, созданных писателями. Атмосферу этого ожидания чуда можно почувствовать на картине Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке».

— Маргарита Константиновна, с вами так интересно! Это потому что вы много читаете, наверное...
— Интересно тебе со мной, Настенька, потому что ты тоже живописью увлеклась, полюбила приходить сюда, в Третьяковскую галерею. А я тут каждый уголок изучила за много лет работы. Но чтение и впрямь в моей жизни много значит. Это и отдых, и труд, и радость.
— У вас, наверное, очень много книг?
— Много, но всегда недостаточно. Хорошо, что существуют библиотеки. Помню, ещё школьницей, Настенька, я там целыми днями пропадала. Всё мне казалось необыкновенным в этом царстве книг — запахи, звуки. И охватывало предчувствие чуда.
— Чуда?
— Именно так. Разве это не чудо — дарованная Богом способность писать стихи, повести, сказки, создавать новые миры, где герои помогают друг другу, а добро побеждает зло. А библиотека — словно пространство между этими мирами, выбирай любой! Эту атмосферу чудесно передала художница Ирина Шевандронова в своей работе «В сельской библиотеке». Картина, кстати, здесь экспонируется, в Третьяковской галерее. Хочешь взглянуть?
— Конечно!
— Пойдём... Вот, смотри.
— Ух ты! Я бы хотела побывать в такой библиотеке! В ней нет современной мебели и компьютеров, но так уютно! Большое окно покрыто морозными узорами. Слева — деревянный стеллаж с книгами.
— А справа, обрати внимание, поленья на полу и чуть видна печная дверца. Она приоткрыта, и видно, как жарко горят дрова. Девочка в валенках и белой шали, видишь, пригрелась.
— Она так увлеченно читает, с таким удовольствием! Как и мальчики, что стоят к нам спиной. Склонились вместе над книгой — так и хочется узнать, что у них там такое интересное!
— А с каким нетерпением ожидает книжку твоя ровесница на переднем плане картины! Библиотекарь удалилась вглубь помещения искать нужный томик, и девочка провожает её взглядом.
— И младший братишка школьницы смотрит с интересом.
— Он, скорее всего, читать пока не умеет и пришёл в библиотеку за компанию, но общая увлечённость книгами так заразительна!
— Интересно, а сколько лет сейчас этим ребятам на картине?
— Картина написана в 1954 году, значит, мальчики и девочки, которые позировали Ирине Шевандроновой для этой картины, уже успели вырасти и состариться.
— Как жаль, что всё это осталось в прошлом!
— Ну что ты, Настя! В прошлом осталось разве что печное отопление в библиотеках. А захватывающий мир книг и увлечённые книгочеи никуда не делись. Попробуй, запишись в читальный зал и присмотрись к другим его посетителям, своим сверстникам. Наверняка у них такие же умные, добрые, заинтересованные лица, как у детей на картине Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке» — на полотне, с которым ты познакомилась сегодня в Третьяковской галерее.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов