
Арена цирка сверкала огнями. По манежу бегала маленькая, хрупкая девушка в большой разноцветной кепке и широком ярко-жёлтом комбинезоне. Она подбегала к проже́кторам и... дула на них, как дуют на пламя свечи, когда хотят её потушить. Прожекторы гасли один за другим. Зал постепенно погружался во тьму. И вот в центре манежа осталась лишь одна зажжённая свеча. В колышущемся свете её маленького огонька едва виднелась фигурка девушки. Она держалась руками за голову, как будто хотела сказать: что же я натворила! А огонёк тем временем всё слабел... Тогда девушка стала осторожно согревать его своим дыханием. И вдруг один за другим начали оживать огни цирка. И вот, арена вновь засияла. А хрупкая клоунесса тихонько ушла за кулисы, бережно унося с собою горящую свечу. В 70-е годы прошлого века этот трогательный номер был гвоздём программы Ленинградского цирка. Назывался он «Да будет свет!». Исполняла номер знаменитая цирковая артистка, первая советская женщина-клоун Ирина Асмус.
Ириска — этот задорный сценический псевдоним взяла себе Ирина Павловна. Весёлая, жизнерадостная, с открытой улыбкой — она сама была светом для зрителей. Глядя на её лицо с нарисованными веснушками и огромными, удивлёнными лучистыми глазами, каждому невольно хотелось улыбнуться. Ириска дарила людям радость. И в этом, по признанию артистки, был для неё главный смысл жизни.
Ирина Асмус всегда хотела выступать. После школы пошла в хореографическое училище. Экзамены сдала успешно. Однако в приёмной комиссии от девушки не стали скрывать, что при её маленьком росте прима-балериной ей никогда не стать. Танцевать придётся в кордебалете — балетной «массовке». Ирина подумала, и... забрала документы. Второй план ей не подходил. Хотелось прямого контакта с публикой. В результате поиски творческого пути привели Асмус в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. А оттуда — прямиком на арену цирка. Точнее, под купол — Ирина освоила сложную и рискованную профессию эквилибриста. Но однажды во время репетиции нового трюка она сорвалась с каната. Получила серьёзную травму головы. После этого врачи категорически запретили Ирине Павловне работать на высоте.
И она спустилась вниз, поближе к зрителям — на театральную сцену. Сначала был Ленинградский Театр юного зрителя, потом — Театр имени Комиссаржевской. Ирина Асмус играла и комедийные, и серьёзные драматические роли, среди которых, к примеру, была шекспировская Джульетта. Театральная публика полюбила талантливую актрису. А её... тянуло в цирк. Однажды, когда в театре закончился сезон и спектаклей не было, Ирина решила снова выйти на манеж. На сей раз — в качестве... клоуна. Именно тогда родился трогательный и яркий образ Ириски, который с первого взгляда понравился зрителям. На одном из представлений Ирину заметили телевизионщики. И пригласили в детскую программу «АБВГДейка».
Можно без преувеличения сказать, что именно Ириска сделала эту передачу легендарной. Каждую субботу по утрам дети и взрослые собирались у экранов, чтобы вместе с весёлыми клоунами узнавать, как выглядят буквы, как из них составлять слова, и как эти слова читать. Когда среди ведущих появилась Ирина Асмус, рейтинг «АБВГДейки» буквально взлетел. На Шаболовку посыпались письма, адресованные Ириске — миллионы посланий от благодарных зрителей. Ириска с экрана учила не только читать. Но и быть добрыми, сострадательными, чуткими.
В конце 80-х Ирина Асмус неожиданно вернулась к эквилибристике. Решила, что время вылечило старую травму. Но — ошиблась... На гастролях Ленинградского цирка в Гомеле, прямо во время представления, она сорвалась с двенадцатиметровой высоты. Ирина Асмус осталась в памяти зрителей и коллег как светлый и добрый человек, стремящийся каждую минуту своей жизни нести людям радость. Как пела она в одной из своих весёлых песен: «Но если все зовут меня Ириской \ Не значит, что мечтаю сладко жить. \ Моя мечта — войти в манеж артисткой \ И людям радость жизни подарить!»
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер