
Арена цирка сверкала огнями. По манежу бегала маленькая, хрупкая девушка в большой разноцветной кепке и широком ярко-жёлтом комбинезоне. Она подбегала к проже́кторам и... дула на них, как дуют на пламя свечи, когда хотят её потушить. Прожекторы гасли один за другим. Зал постепенно погружался во тьму. И вот в центре манежа осталась лишь одна зажжённая свеча. В колышущемся свете её маленького огонька едва виднелась фигурка девушки. Она держалась руками за голову, как будто хотела сказать: что же я натворила! А огонёк тем временем всё слабел... Тогда девушка стала осторожно согревать его своим дыханием. И вдруг один за другим начали оживать огни цирка. И вот, арена вновь засияла. А хрупкая клоунесса тихонько ушла за кулисы, бережно унося с собою горящую свечу. В 70-е годы прошлого века этот трогательный номер был гвоздём программы Ленинградского цирка. Назывался он «Да будет свет!». Исполняла номер знаменитая цирковая артистка, первая советская женщина-клоун Ирина Асмус.
Ириска — этот задорный сценический псевдоним взяла себе Ирина Павловна. Весёлая, жизнерадостная, с открытой улыбкой — она сама была светом для зрителей. Глядя на её лицо с нарисованными веснушками и огромными, удивлёнными лучистыми глазами, каждому невольно хотелось улыбнуться. Ириска дарила людям радость. И в этом, по признанию артистки, был для неё главный смысл жизни.
Ирина Асмус всегда хотела выступать. После школы пошла в хореографическое училище. Экзамены сдала успешно. Однако в приёмной комиссии от девушки не стали скрывать, что при её маленьком росте прима-балериной ей никогда не стать. Танцевать придётся в кордебалете — балетной «массовке». Ирина подумала, и... забрала документы. Второй план ей не подходил. Хотелось прямого контакта с публикой. В результате поиски творческого пути привели Асмус в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. А оттуда — прямиком на арену цирка. Точнее, под купол — Ирина освоила сложную и рискованную профессию эквилибриста. Но однажды во время репетиции нового трюка она сорвалась с каната. Получила серьёзную травму головы. После этого врачи категорически запретили Ирине Павловне работать на высоте.
И она спустилась вниз, поближе к зрителям — на театральную сцену. Сначала был Ленинградский Театр юного зрителя, потом — Театр имени Комиссаржевской. Ирина Асмус играла и комедийные, и серьёзные драматические роли, среди которых, к примеру, была шекспировская Джульетта. Театральная публика полюбила талантливую актрису. А её... тянуло в цирк. Однажды, когда в театре закончился сезон и спектаклей не было, Ирина решила снова выйти на манеж. На сей раз — в качестве... клоуна. Именно тогда родился трогательный и яркий образ Ириски, который с первого взгляда понравился зрителям. На одном из представлений Ирину заметили телевизионщики. И пригласили в детскую программу «АБВГДейка».
Можно без преувеличения сказать, что именно Ириска сделала эту передачу легендарной. Каждую субботу по утрам дети и взрослые собирались у экранов, чтобы вместе с весёлыми клоунами узнавать, как выглядят буквы, как из них составлять слова, и как эти слова читать. Когда среди ведущих появилась Ирина Асмус, рейтинг «АБВГДейки» буквально взлетел. На Шаболовку посыпались письма, адресованные Ириске — миллионы посланий от благодарных зрителей. Ириска с экрана учила не только читать. Но и быть добрыми, сострадательными, чуткими.
В конце 80-х Ирина Асмус неожиданно вернулась к эквилибристике. Решила, что время вылечило старую травму. Но — ошиблась... На гастролях Ленинградского цирка в Гомеле, прямо во время представления, она сорвалась с двенадцатиметровой высоты. Ирина Асмус осталась в памяти зрителей и коллег как светлый и добрый человек, стремящийся каждую минуту своей жизни нести людям радость. Как пела она в одной из своих весёлых песен: «Но если все зовут меня Ириской \ Не значит, что мечтаю сладко жить. \ Моя мечта — войти в манеж артисткой \ И людям радость жизни подарить!»
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер