Арена цирка сверкала огнями. По манежу бегала маленькая, хрупкая девушка в большой разноцветной кепке и широком ярко-жёлтом комбинезоне. Она подбегала к проже́кторам и... дула на них, как дуют на пламя свечи, когда хотят её потушить. Прожекторы гасли один за другим. Зал постепенно погружался во тьму. И вот в центре манежа осталась лишь одна зажжённая свеча. В колышущемся свете её маленького огонька едва виднелась фигурка девушки. Она держалась руками за голову, как будто хотела сказать: что же я натворила! А огонёк тем временем всё слабел... Тогда девушка стала осторожно согревать его своим дыханием. И вдруг один за другим начали оживать огни цирка. И вот, арена вновь засияла. А хрупкая клоунесса тихонько ушла за кулисы, бережно унося с собою горящую свечу. В 70-е годы прошлого века этот трогательный номер был гвоздём программы Ленинградского цирка. Назывался он «Да будет свет!». Исполняла номер знаменитая цирковая артистка, первая советская женщина-клоун Ирина Асмус.
Ириска — этот задорный сценический псевдоним взяла себе Ирина Павловна. Весёлая, жизнерадостная, с открытой улыбкой — она сама была светом для зрителей. Глядя на её лицо с нарисованными веснушками и огромными, удивлёнными лучистыми глазами, каждому невольно хотелось улыбнуться. Ириска дарила людям радость. И в этом, по признанию артистки, был для неё главный смысл жизни.
Ирина Асмус всегда хотела выступать. После школы пошла в хореографическое училище. Экзамены сдала успешно. Однако в приёмной комиссии от девушки не стали скрывать, что при её маленьком росте прима-балериной ей никогда не стать. Танцевать придётся в кордебалете — балетной «массовке». Ирина подумала, и... забрала документы. Второй план ей не подходил. Хотелось прямого контакта с публикой. В результате поиски творческого пути привели Асмус в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. А оттуда — прямиком на арену цирка. Точнее, под купол — Ирина освоила сложную и рискованную профессию эквилибриста. Но однажды во время репетиции нового трюка она сорвалась с каната. Получила серьёзную травму головы. После этого врачи категорически запретили Ирине Павловне работать на высоте.
И она спустилась вниз, поближе к зрителям — на театральную сцену. Сначала был Ленинградский Театр юного зрителя, потом — Театр имени Комиссаржевской. Ирина Асмус играла и комедийные, и серьёзные драматические роли, среди которых, к примеру, была шекспировская Джульетта. Театральная публика полюбила талантливую актрису. А её... тянуло в цирк. Однажды, когда в театре закончился сезон и спектаклей не было, Ирина решила снова выйти на манеж. На сей раз — в качестве... клоуна. Именно тогда родился трогательный и яркий образ Ириски, который с первого взгляда понравился зрителям. На одном из представлений Ирину заметили телевизионщики. И пригласили в детскую программу «АБВГДейка».
Можно без преувеличения сказать, что именно Ириска сделала эту передачу легендарной. Каждую субботу по утрам дети и взрослые собирались у экранов, чтобы вместе с весёлыми клоунами узнавать, как выглядят буквы, как из них составлять слова, и как эти слова читать. Когда среди ведущих появилась Ирина Асмус, рейтинг «АБВГДейки» буквально взлетел. На Шаболовку посыпались письма, адресованные Ириске — миллионы посланий от благодарных зрителей. Ириска с экрана учила не только читать. Но и быть добрыми, сострадательными, чуткими.
В конце 80-х Ирина Асмус неожиданно вернулась к эквилибристике. Решила, что время вылечило старую травму. Но — ошиблась... На гастролях Ленинградского цирка в Гомеле, прямо во время представления, она сорвалась с двенадцатиметровой высоты. Ирина Асмус осталась в памяти зрителей и коллег как светлый и добрый человек, стремящийся каждую минуту своей жизни нести людям радость. Как пела она в одной из своих весёлых песен: «Но если все зовут меня Ириской \ Не значит, что мечтаю сладко жить. \ Моя мечта — войти в манеж артисткой \ И людям радость жизни подарить!»
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







