Иосиф вздохнул и взялся за инструмент. Старый плотник любил свое ремесло, но в этот раз на душе было тягостно, и работа не спорилась. Прошло несколько месяцев с тех пор, как он обручился с Марией – своей дальней родственницей, совсем юной Девушкой, которая выросла при Иерусалимском храме. Иосиф не собирался вступать в брак – какой из него, седого старика, жених? Но священники искали, кому поручить Воспитанницу, пожелавшую провести жизнь в девстве и служении Богу, и жребий пал на него. И вот теперь Иосиф заметил, что Девушка, которую ему поручено беречь, ждёт ребенка. Сначала он сомневался, убеждал себя, что ошибся. А потом спросил напрямую. Мария не стала отрицать, что непраздна. Она сказала, что не утратила своего девства, а Ребенок, которого Она носит под сердцем – от Божьего действия. Могут ли эти объяснения быть правдой?
Промаявшись в нелёгких раздумьях весь день, Иосиф лег спать. Но едва он забылся, голос ангела призвал его: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою! Родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь имя ему Иисус, ибо Он спасёт людей от грехов их». Иосиф сел на кровати. Имя Иисус означает «Бог спасает». Значит, кроткая Девочка носит под сердцем Спасителя людей, а он, старый плотник, призван беречь их обоих?
Иосиф решил больше не терзаться, а положиться во всем на волю Создателя. Но не так-то это оказалось просто. Иногда старец твердо верил в особое предназначение Марии, и душа его радостно пела о премудрости Божией. Но порой сомнения опять начинали мучить. Особенно трудно пришлось Иосифу во время путешествия в Вифлеем, куда они с Марией отправились, чтобы принять участие в переписи, объявленной кесарем. Устало и безнадежно Иосиф брел от одной гостиницы к другой, и не находил свободных мест. Он тревожно взглядывал на Марию, которая ехала рядом на ослике. Она со дня на день должна была родить, и старец переживал, не повредит ли ей и младенцу утомительное странствие.
На ночлег пришлось остановиться на окраине города, в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. Здесь и появился на свет Сын Марии. Юная Мать спеленала Дитя в свое покрывало, уложила на солому в кормушку для животных и тихонько напевала над Ним псалмы, светясь от счастья. Иосиф же вновь опечалился. «Возможно ли, чтобы Сын Божий родился в такой убогой хижине?», - сомнения вновь зашевелились в душе.
В этот момент раздался стук в дверь. На пороге стояли пастухи.
Иосиф:
Просите нас, добрые люди, что мы заняли вашу пещеру. У жены только что родился ребенок, позвольте нам пробыть здесь до утра.
Пастух:
Так это правда! А можно нам взглянуть на Младенца?
Иосиф:
Конечно, я не обманываю вас. Вот он, новорождённый Мальчик.
Пастух:
Так вот Он какой, Спаситель людей!
Иосиф:
Спаситель?..
Пастух:
Так возвестил нам ангел! Мы грелись у костра, когда небо ярко осветилось, и хор неземных голосов запел удивительный гимн: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение!». Небесный посланник сказал нам, что близ Вифлеема в пещере родился Христос. И вот, мы видим это воочию!
Пастухи благоговейно опустились на колени перед колыбелью. Иосиф смотрел на них и мысленно укорял себя за маловерие. Бесхитростный рассказ гостей, их чистосердечная радость о Родившемся Младенце укрепили плотника, и он дал себе слово никогда больше не сомневаться в великом Божественном промысле о Марии и Сыне, которого Она родила.
Вскоре его вновь посетил во сне ангел. Божий вестник велел уводить Марию и Иисуса в Египет, поскольку иудейский правитель Ирод узнал о рождении Мессии и решил избавиться от Него, как от соперника. Иосиф не стал медлить. Погрузив на ослика нехитрые пожитки и усадив на тюки Марию с ребенком, он поспешил в путь.
Старец больше не испытывал сомнений, вся его жизнь стала послушанием Богу. До самой кончины Иосиф оставался хранителем двух Жизней – непостижимо великих и таких беззащитных в земной юдоли. Он понимал, что Мария и Ее Сын находятся под особым покровом Всевышнего, но до последнего вздоха тревожился и заботился о них, как отец.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица