
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
7 июля по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Рождества пророка Иоанна Крестителя. На протяжении веков пророк Иоанн является одним из наиболее почитаемых христианских святых. В первую очередь, это связано с его личностью — святой Иоанн вошёл в историю как настоящий подвижник, как пример полного посвящения своей жизни Богу.
Почитание праздника Рождества святого Иоанна в России не всегда имело исключительно церковный характер. Всем нам с детства знакомо название «Иван Купала», которым обозначается летний народный праздник. Само выражение, «Иван Купала», является славянским вариантом именования Иоанна Крестителя. Наши предки называли святого Иоанна «Купалой», потому что он во время своей земной жизни в знак покаяния купал, то есть омывал, людей в водах Иордана.
Если именование «Купала» фактически никак не противоречит церковным традициям почитания святого Иоанна, то содержание самого праздника «Ивана Купалы» никогда Православной Церковью не одобрялось и даже осуждалось. Осуждалось, так как имело прямое отношение к языческому прошлому славян.
Народный праздник «Ивана Купалы» никак не был связан с личностью пророка Иоанна и являлся, на самом деле, пережитком языческой традиции почитания летнего солнцестояния. Христиане никогда не считали солнце божеством и все языческие торжества, связанные с дневным светилом, заменили на праздники церковные. Таким образом, 25 июня по старому стилю или 7 июля по новому стало днём почитания пророка Иоанна.
Святой пророк Иоанн стал одним из наиболее почитаемых христианских святых. Икона святого пророка Иоанна обязательно присутствует в каждом храме. Причем находится она на самом видном месте. В иконостасе, то есть в перегородке, отделяющей алтарь от остального пространства храма, образ Иоанна Крестителя занимает фиксированное положение во втором ряду рядом с иконой Спасителя.
В чём же причина такого почтения Иоанна Крестителя? Во-первых — в самой личности пророка Иоанна. Евангелие сообщает нам, что Иоанн Креститель был великим аскетом. Он в течение нескольких десятилетий жил в пустыне. Там он пребывал в молитве, не заботясь о том, где спать, что есть и во что одеваться.
Святого Иоанна Церковь называет пророком. Пророк — это человек, который сообщает людям волю Бога. В древнем Израиле неоднократно появлялись святые пророки. Достаточно вспомнить пророка и царя Давида, пророков Моисея, Исайю, Иеремию, Даниила. Все они были благочестивыми людьми, которых избирал Бог и через них говорил с еврейским народом. Появление пророков не было какой-то прихотью Небес. Пророки появлялись в Израиле в самые сложные моменты истории. Часто тогда, когда еврейский народ отворачивался от Бога, забывал заповеди, начинал грешить и поклоняться идолам. Пророки обличали своих соплеменников, вразумляли их, снова приводили к Богу.
Святой Иоанн резко отличался от иудейских священников и наставников иудейского народа — фарисеев — которые жили в достатке и жаждали почитания. Пророк Иоанн полностью посвятил себя проповеди о приближении царства Мессии, жителем которого может стать лишь тот, кто покается в своих грехах. Слова святого Иоанна привлекли к нему множество людей. Люди приходили к пророку Иоанну не только, чтобы восхититься его святостью, но и для того, чтобы покаяться в своих грехах. Каждый из тех, кто приходил к Иоанну, мог рассказать ему о тех неправильных поступках, которые произошли в его жизни. Пророк выслушивал человека, а потом крестил его в водах реки Иордан, тем самым свидетельствуя о совершившемся покаянии.
Святой Иоанн именуется также Предтечей, то есть «предшественником». Иоанн Креститель был послан Богом к еврейскому народу не только для проповеди покаяния, но и для того, чтобы подготовить иудеев к пришествию Иисуса Христа.
Иоанн осуществлял своё служение вот уже полгода, когда на берег Иордана пришёл Иисус Христос. Спаситель попросил пророка Иоанна и Его омыть в водах реки. Иоанн первоначально отказывается сделать это и восклицает: «Я требую, чтобы Ты меня крестил». Этими словами он хочет выразить следующее: как Ты, безгрешный Бог, хочешь зайти в воду и принять крещение, которое просят у меня грешные люди? Но Христос настоял на Своём решении, и Иоанн совершает над Ним крещение. В данный момент пророк услышал, как с небес прозвучал голос Бога Отца, и увидел, как на голову Христа спустился Святой Дух в виде голубя. После увиденного Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус Христос — Сын Божий, посланный в мир для спасения людей. Убедились и люди, которые были рядом с Иоанном в этот момент.
Иоанн Креститель настолько был предан Господу, что даже угроза смерти не смогла поколебать его убеждений. Библия повествует, что пророк Иоанн решительно обличал грехи людей, побуждал их к покаянию, несмотря на высокое положение некоторых из них. Так, осуждению Иоанна Крестителя подвергся царь Ирод Антипа, который жил в нечестивом союзе с женой своего брата. За это обличение святой Иоанн был в итоге казнён.
За своё стремление к личной безгрешности, за непримиримую борьбу с грехом, который его окружал, которым жил Израиль, за полную отдачу себя служению Богу святой Иоанн и почитается Церковью как человек, выше которого не рождалось на земле.
Псалом 60. Богослужебные чтения
Как навести порядок в своей жизни? Что необходимо сделать для того, что всё в ней встало на свои места? Чтобы проблемы перестали громоздиться одна на другую? Ответ на этот вопрос находим в 60-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета́ его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
«Да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём и поко́юсь под кро́вом крыл Твои́х», — вот она центральная мысль только что прозвучавшего псалма. По всей вероятности, его автором является сам царь Давид, который вынужден бежать из Иерусалима по причине бунта своего сына Авессалома. Оказавшись на чужбине, в изгнании, он и составляет эту молитву. Учитывая эти обстоятельства, мы можем лучше понять значение образов 60-го псалма.
Как мы знаем из библейской истории Иерусалимский храм был построен только Соломоном, сыном Давида. Поэтому жилище Божие, о котором говорится в псалме, это скорее всего временное святилище, так называемая скиния, то есть большой богослужебный шатёр. Из Священного Писания известно, что первая скиния была построена ещё во время исхода евреев из Египта. Это сооружение было местом особого присутствия Божия. И на это присутствие указывали видимые образы. Днём скинию могло покрывать нечто вроде облака, ночью над скиниею было видно что-то вроде огненного сияния.
Вероятно, нечто подобное происходило и в скинии, которая была сооружена в Иерусалиме во время Давида. На это и указывает выражение «под кро́вом крыл Твои́х». Это образ, который встречается и в других псалмах. Бог представляется в виде огромной птицы, которая согревает своих птенцов теплом и сообщает им жизненную энергию. Интересно то, что именно такой образ Творца возникает уже в рассказе о творении мира. Там Дух Божий, подобно птице, носится над первозданными стихиями, насыщая их силой, необходимой для того, чтобы из этой неоформленной материи возникла жизнь.
В христианской гимнографии синонимом этому образу является образ покрова. Например, покров Пресвятой Богородицы. Это особая благодатная поддержка, которую человек может в некоторые моменты своей жизни переживать вполне осязаемо.
Теперь понятно, что скрывается за просьбой Давида и к чему он стремится. Он жаждет пережить Божественное присутствие, то состояние, которое он обычно переживал в Иерусалимском святилище. Более того, псалмопевец хочет, чтобы это состояние стало постоянным содержанием его внутреннего мира. Поэтому и говорит он «да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём».
И это очень примечательно, учитывая непростую ситуацию, в которой оказался великий царь. Ему бы молить о вполне конкретных вещах — о победе, о справедливости, о наказании врагов, о возвращении столицы, о поддержке со стороны его подданных, о союзниках. Но всё это Давид ставит на второе место. Ведь он на собственном опыте познал важную духовную истину. Когда все свои силы мы направляем на то, чтобы войти в присутствие Бога, в нашем сердце возникает глубокий мир, а в душе всё становится ладно и ровно. И чем больше это состояние наполняет нас, тем больше порядка и ладности появляется в окружающем нас мире. И в первую очередь в тех сферах, которую напрямую с нами связаны и за которые мы с вами несём ответственность.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Апостол Павел
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда видишь, как твой ребёнок что-то делает ну не совсем так, как следовало бы, — всегда маячит соблазн указать на это, научить, исправить. И дальше — самое интересное: от того, каким именно образом произойдёт это наставление, зависит очень многое в дальнейшей судьбе ребёнка.
Отрывок из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Солунянам показывает нам очень ярко, как сам апостол поступает в подобной ситуации.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
1-е послание апостола Павла к Солунянам — одно из самых ранних христианских посланий, оно написано около 50 г. Павел разлучён с солунянами, гонимая община уже самостоятельно стоит на ногах, но она всё ещё достаточно молодая и неопытная. Апостол Тимофей вернулся с «благой вестью» о вере и любви солунян, и апостол Павел отвечает благодарением и молитвой.
О чём же эта усердная молитва апостола? О том, чтобы «видеть лицо ваше» — то есть иметь возможность лично посетить — и «дополнить, чего недоставало вере вашей». В послании использован глагол «дополнить» (καταρτίσαι). У античных авторов этот глагол καταρτίζω буквально означает «восстанавливаю до полной целостности», «привожу в стройное, завершённое состояние». Примечательно, в каком именно контексте он использовался, — «оснащать», «снаряжать корабль или войско», «гармонизировать». В слове есть ярко выраженный «инструментальный» аспект — и это здесь, в послании, совсем неслучайно.
Обратим внимание: апостол не говорит солунянам — «ну, слабовато как-то, ваша вера явно недотягивает!», а я вот сейчас приду и «додам» вам недостающее. В этом, конечно же, звучат вполне явственно определённые уничижительные нотки: кому охота услышать о том, что он — далёк от совершенства? Но смотрите, как звучат слова апостола: я предложил бы такой перевод — «пусть вера будет подогнана, как скрипка под музыканта». Апостол — не надзиратель, а настройщик; и цель его — не исправность ради исправности, а гармоничный строй ради будущего концерта.
Почему-то у меня возникает ещё один образ в связи с этими словами апостола. Когда любящая мать собирает своего ребёнка в дальний поход, она обязательно будет настаивать на том, чтобы он взял с собой что-то такое, что с его точки зрения — ненужно, избыточно — но вот если он послушается матери, то уже в самом походе будет очень сильно её благодарить. Так и здесь: самим солунянам кажется, что их веры вроде как и предостаточно для прохождения сквозь скорби — но для апостола всё же видится определённая «лакуна», которую по своей большой любви к ним он просто не может не заполнить.
Вот чему и учит нас сегодня послание апостола Павла: прежде чем делать кому-то кажущееся нам важным замечание, внимательно посмотреть — не будет ли оно оскорбительным, унизительным — и научиться подправлять другого так, чтобы и ему было радостно, и нас совесть не укоряла!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Развивающие занятия и другие подарки для ребят с инвалидностью из ЛНР
Благотворительный фонд «Ясное дело» поддерживает семьи из Луганской Народной Республики, большинство из которых находятся в прифронтовой зоне. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Фонд передаёт семьям всё необходимое и возвращает им возможность жить полноценно.
Семилетней Кате и её родным нужна бытовая техника, старая вышла из строя. А девочка мечтает о новых книгах и ёлке с красивыми игрушками. У Кати инвалидность, весь год она усердно училась делать свои первые шаги без коляски и говорить. Ей очень хочется отвлечься от сложных будней и погрузиться в атмосферу праздника. Фонд «Ясное дело» планирует не только отвезти её семье нужные вещи, но и порадовать Катю большой нарядной ёлкой и книгами.
Семилетнему Максиму и его родным тоже доставят необходимую помощь. А самого мальчика особенно порадует ортопедическое кресло. У него, как и у Кати, тоже есть нарушения в развитии. Максим учится в школе и ему это нравится. Он с большим старанием выполняет домашнюю работу, однако по причине болезни долго сидеть на обычном стуле не может, спина быстро устаёт. Поэтому так важно привезти ему специальное кресло.
Помимо семей Кати и Максима поддержки ждут и другие. Фонд «Ясное дело» отвезёт помощь 20 семьям с особенными детьми из Луганской Народной Республики, порадует ребят нужными подарками, а ещё оплатит для них развивающие занятия с логопедами и другими специалистами. Присоединяетесь к этому доброму делу, переходите на сайт фонда «Ясное дело» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







