7 июля по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Рождества пророка Иоанна Крестителя. На протяжении веков пророк Иоанн является одним из наиболее почитаемых христианских святых. В первую очередь, это связано с его личностью – святой Иоанн вошёл в историю как настоящий подвижник, как пример полного посвящения своей жизни Богу.
Почитание праздника Рождества святого Иоанна в России не всегда имело исключительно церковный характер. Всем нам с детства знакомо название «Иван Купала», которым обозначается летний народный праздник. Само выражение, «Иван Купала», является славянским вариантом именования Иоанна Крестителя. Наши предки называли святого Иоанна «Купалой», потому что он во время своей земной жизни в знак покаяния купал, то есть омывал, людей в водах Иордана.
Если именование «Купала» фактически никак не противоречит церковным традициям почитания святого Иоанна, то содержание самого праздника «Ивана Купалы» никогда Православной Церковью не одобрялось и даже осуждалось. Осуждалось, так как имело прямое отношение к языческому прошлому славян.
Народный праздник «Ивана Купалы» никак не был связан с личностью пророка Иоанна и являлся, на самом деле, пережитком языческой традиции почитания летнего солнцестояния. Христиане никогда не считали солнце божеством и все языческие торжества, связанные с дневным светилом, заменили на праздники церковные. Таким образом, 25 июня по старому стилю или 7 июля по новому стало днём почитания пророка Иоанна.
Святой пророк Иоанн стал одним из наиболее почитаемых христианских святых. Икона святого пророка Иоанна обязательно присутствует в каждом храме. Причем находится она на самом видном месте. В иконостасе, то есть в перегородке, отделяющей алтарь от остального пространства храма, образ Иоанна Крестителя занимает фиксированное положение во втором ряду рядом с иконой Спасителя.
В чём же причина такого почтения Иоанна Крестителя? Во-первых - в самой личности пророка Иоанна. Евангелие сообщает нам, что Иоанн Креститель был великим аскетом. Он в течение нескольких десятилетий жил в пустыне. Там он пребывал в молитве, не заботясь о том, где спать, что есть и во что одеваться.
Святого Иоанна Церковь называет пророком. Пророк – это человек, который сообщает людям волю Бога. В древнем Израиле неоднократно появлялись святые пророки. Достаточно вспомнить пророка и царя Давида, пророков Моисея, Исайю, Иеремию, Даниила. Все они были благочестивыми людьми, которых избирал Бог и через них говорил с еврейским народом. Появление пророков не было какой-то прихотью Небес. Пророки появлялись в Израиле в самые сложные моменты истории. Часто тогда, когда еврейский народ отворачивался от Бога, забывал заповеди, начинал грешить и поклоняться идолам. Пророки обличали своих соплеменников, вразумляли их, снова приводили к Богу.
Святой Иоанн резко отличался от иудейских священников и наставников иудейского народа – фарисеев – которые жили в достатке и жаждали почитания. Пророк Иоанн полностью посвятил себя проповеди о приближении царства Мессии, жителем которого может стать лишь тот, кто покается в своих грехах. Слова святого Иоанна привлекли к нему множество людей. Люди приходили к пророку Иоанну не только, чтобы восхититься его святостью, но и для того, чтобы покаяться в своих грехах. Каждый из тех, кто приходил к Иоанну, мог рассказать ему о тех неправильных поступках, которые произошли в его жизни. Пророк выслушивал человека, а потом крестил его в водах реки Иордан, тем самым свидетельствуя о совершившемся покаянии.
Святой Иоанн именуется также Предтечей, то есть «предшественником». Иоанн Креститель был послан Богом к еврейскому народу не только для проповеди покаяния, но и для того, чтобы подготовить иудеев к пришествию Иисуса Христа.
Иоанн осуществлял своё служение вот уже полгода, когда на берег Иордана пришёл Иисус Христос. Спаситель попросил пророка Иоанна и Его омыть в водах реки. Иоанн первоначально отказывается сделать это и восклицает: “Я требую, чтобы Ты меня крестил”. Этими словами он хочет выразить следующее: как Ты, безгрешный Бог, хочешь зайти в воду и принять крещение, которое просят у меня грешные люди? Но Христос настоял на Своём решении, и Иоанн совершает над Ним крещение. В данный момент пророк услышал, как с небес прозвучал голос Бога Отца, и увидел, как на голову Христа спустился Святой Дух в виде голубя. После увиденного Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус Христос – Сын Божий, посланный в мир для спасения людей. Убедились и люди, которые были рядом с Иоанном в этот момент.
Иоанн Креститель настолько был предан Господу, что даже угроза смерти не смогла поколебать его убеждений. Библия повествует, что пророк Иоанн решительно обличал грехи людей, побуждал их к покаянию, несмотря на высокое положение некоторых из них. Так, осуждению Иоанна Крестителя подвергся царь Ирод Антипа, который жил в нечестивом союзе с женой своего брата. За это обличение святой Иоанн был в итоге казнён.
За своё стремление к личной безгрешности, за непримиримую борьбу с грехом, который его окружал, которым жил Израиль, за полную отдачу себя служению Богу святой Иоанн и почитается Церковью как человек, выше которого не рождалось на земле.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер