
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
7 июля по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Рождества пророка Иоанна Крестителя. На протяжении веков пророк Иоанн является одним из наиболее почитаемых христианских святых. В первую очередь, это связано с его личностью — святой Иоанн вошёл в историю как настоящий подвижник, как пример полного посвящения своей жизни Богу.
Почитание праздника Рождества святого Иоанна в России не всегда имело исключительно церковный характер. Всем нам с детства знакомо название «Иван Купала», которым обозначается летний народный праздник. Само выражение, «Иван Купала», является славянским вариантом именования Иоанна Крестителя. Наши предки называли святого Иоанна «Купалой», потому что он во время своей земной жизни в знак покаяния купал, то есть омывал, людей в водах Иордана.
Если именование «Купала» фактически никак не противоречит церковным традициям почитания святого Иоанна, то содержание самого праздника «Ивана Купалы» никогда Православной Церковью не одобрялось и даже осуждалось. Осуждалось, так как имело прямое отношение к языческому прошлому славян.
Народный праздник «Ивана Купалы» никак не был связан с личностью пророка Иоанна и являлся, на самом деле, пережитком языческой традиции почитания летнего солнцестояния. Христиане никогда не считали солнце божеством и все языческие торжества, связанные с дневным светилом, заменили на праздники церковные. Таким образом, 25 июня по старому стилю или 7 июля по новому стало днём почитания пророка Иоанна.
Святой пророк Иоанн стал одним из наиболее почитаемых христианских святых. Икона святого пророка Иоанна обязательно присутствует в каждом храме. Причем находится она на самом видном месте. В иконостасе, то есть в перегородке, отделяющей алтарь от остального пространства храма, образ Иоанна Крестителя занимает фиксированное положение во втором ряду рядом с иконой Спасителя.
В чём же причина такого почтения Иоанна Крестителя? Во-первых — в самой личности пророка Иоанна. Евангелие сообщает нам, что Иоанн Креститель был великим аскетом. Он в течение нескольких десятилетий жил в пустыне. Там он пребывал в молитве, не заботясь о том, где спать, что есть и во что одеваться.
Святого Иоанна Церковь называет пророком. Пророк — это человек, который сообщает людям волю Бога. В древнем Израиле неоднократно появлялись святые пророки. Достаточно вспомнить пророка и царя Давида, пророков Моисея, Исайю, Иеремию, Даниила. Все они были благочестивыми людьми, которых избирал Бог и через них говорил с еврейским народом. Появление пророков не было какой-то прихотью Небес. Пророки появлялись в Израиле в самые сложные моменты истории. Часто тогда, когда еврейский народ отворачивался от Бога, забывал заповеди, начинал грешить и поклоняться идолам. Пророки обличали своих соплеменников, вразумляли их, снова приводили к Богу.
Святой Иоанн резко отличался от иудейских священников и наставников иудейского народа — фарисеев — которые жили в достатке и жаждали почитания. Пророк Иоанн полностью посвятил себя проповеди о приближении царства Мессии, жителем которого может стать лишь тот, кто покается в своих грехах. Слова святого Иоанна привлекли к нему множество людей. Люди приходили к пророку Иоанну не только, чтобы восхититься его святостью, но и для того, чтобы покаяться в своих грехах. Каждый из тех, кто приходил к Иоанну, мог рассказать ему о тех неправильных поступках, которые произошли в его жизни. Пророк выслушивал человека, а потом крестил его в водах реки Иордан, тем самым свидетельствуя о совершившемся покаянии.
Святой Иоанн именуется также Предтечей, то есть «предшественником». Иоанн Креститель был послан Богом к еврейскому народу не только для проповеди покаяния, но и для того, чтобы подготовить иудеев к пришествию Иисуса Христа.
Иоанн осуществлял своё служение вот уже полгода, когда на берег Иордана пришёл Иисус Христос. Спаситель попросил пророка Иоанна и Его омыть в водах реки. Иоанн первоначально отказывается сделать это и восклицает: «Я требую, чтобы Ты меня крестил». Этими словами он хочет выразить следующее: как Ты, безгрешный Бог, хочешь зайти в воду и принять крещение, которое просят у меня грешные люди? Но Христос настоял на Своём решении, и Иоанн совершает над Ним крещение. В данный момент пророк услышал, как с небес прозвучал голос Бога Отца, и увидел, как на голову Христа спустился Святой Дух в виде голубя. После увиденного Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус Христос — Сын Божий, посланный в мир для спасения людей. Убедились и люди, которые были рядом с Иоанном в этот момент.
Иоанн Креститель настолько был предан Господу, что даже угроза смерти не смогла поколебать его убеждений. Библия повествует, что пророк Иоанн решительно обличал грехи людей, побуждал их к покаянию, несмотря на высокое положение некоторых из них. Так, осуждению Иоанна Крестителя подвергся царь Ирод Антипа, который жил в нечестивом союзе с женой своего брата. За это обличение святой Иоанн был в итоге казнён.
За своё стремление к личной безгрешности, за непримиримую борьбу с грехом, который его окружал, которым жил Израиль, за полную отдачу себя служению Богу святой Иоанн и почитается Церковью как человек, выше которого не рождалось на земле.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица