Институт благородных девиц — не правда ли, это название словно мысленно переносит нас в прошлое? В строгие классы с портретом императора на стене, иконами в красном углу и строгой классной дамой за столом. В блестящие натёртым паркетом залы для уроков танцев. Сразу вспоминаются увлекательные романы Лидии Чарской: большинство её героинь — воспитанницы институтов благородных девиц. И очень хочется хоть одним глазком заглянуть в эти таинственные, учебные заведения 19 века, куда и раньше вход был открыт далеко не каждому. А сегодня в системе образования их и вовсе давно уже нет. Однако побывать там всё-таки можно — в этом нам поможет книга «Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц».
Выпускницы Смольного, Екатерининского, Мариинского и других институтов возьмут нас за руку и поведут на увлекательную экскурсию. Но сначала стоит обратить внимание на небольшое вступление от составителей сборника. В нём мы найдём интересную историческую информацию. Узнаем, когда в России появились первые институты благородных девиц. Сколько их было и как они развивались. Кто в них учился и какие предметы там преподавались. Это поможет свободнее ориентироваться в рассказах самих воспитанниц.
Одна из них — Софья Дмитриевна Хвощинская, стала известной писательницей. В 19 веке её произведения публиковались в популярном литературном журнале «Отечественные записки». Софья училась в Московском Екатерининском институте благородных девиц. Она вспоминает свой первый день в институте — «новенькие» приехали на учёбу из разных уголков огромной Российской Империи. «Из глубины пустынных деревень, из уездных городов и губернских, из переулков и аристократических улиц самой Москвы родители привозили девочек. Святилище знания гостеприимно растворяло пред ними двери», — рассказывает Хвощинская.
Учебный процесс был очень насыщенным. Каникулы — редкими и короткими. Большинство воспитанниц не только учились, но и жили в стенах учебного заведения, которое становилось им вторым домом. Об этом вспоминает выпускница Киевского института благородных девиц, Мария Воропанова. Поначалу её пугали бесконечные коридоры, двери, лестницы... Но ощущения девушки быстро изменились. «В классе спереди и сзади меня сидели такие же девочки. Я почувствовала — здесь я не чужая, и меня научат всему, что я должна знать», — пишет Мария.
Фаина Левицкая рассказывает, как проходил в Смольном институте Великий пост. Занятия в эти дни сокращались, и основное внимание уделялось Богослужениям в домовой институтской церкви и молитвам. А однажды в Смольный с визитом приехал государь Александр III. Вот как выпускница вспоминает тот день: «Император поднялся по парадной лестнице и прошел в церковь. Нам он сказал совсем просто и ласково: «Здравствуйте, дети!» — и мы отвечали громко и радостно: «Здравствуйте, Ваше императорское величество!».
Этим, пожалуй, прежде всего и интересна книга: события, о которых рассказывают авторы воспоминаний, живо предстают перед глазами. Свидетельства бывших институток по-настоящему уникальны — ведь за сто с лишним лет книга переиздавалась всего один раз! И благодаря ей мы с вами можем приоткрыть двери в Институты благородных девиц — в мемуарах воспитанниц.
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.