
«Инопланетянин», студии Amblin Entertainment и Universal Pictures, режиссёр Стивен Спилберг
— Может, это была игуана?
— Это была не игуана.
— А может... говорят, в канализации живут аллигаторы...
— Аллигаторы в канализации...
— Понимаешь, сынок, может, тебе просто показалось...
— Ничего не показалось!
— Может быть, эльф или леприкон?
— Ничего подобного!
— Элиот! Сядь!
Десятилетний паренёк по имени Элиот изо всех сил пытается доказать родным, что своими глазами видел необыкновенное существо. Прямо во дворе — в сарае со всяким старым хламом. Не человека и не животное. А кого — Элиот и сам не может понять. Странный гость, поначалу пугающий своей необычной внешностью, при более близком знакомстве показался мальчику довольно милым. Элиот, пожалуй, был бы даже не против с ним подружиться. Вот только мама, брат и младшая сестрёнка, конечно же, ему не верят. Подняли на смех. Да и вообще, отношения в семье после того, как из неё ушёл отец, совсем расклеились... На таком непростом жизненном этапе встречаем мы героев киноленты «Инопланетянин». Фрагмент из неё только что прозвучал. Да-да, я говорю о том самом фильме американского режиссёра Стивена Спилберга, который в 1982 году произвёл настоящий фурор в мире кино. В кинотеатры выстраивались огромные очереди — люди ходили на фильм по несколько раз. На премьере в Каннах во время финальных титров смахивали слёзы принцесса Диана и Рональд Рейган. «Инопланетянин» покорил миллионы сердец по всему миру. Но что же такого особенного в этой картине, которую, к слову, сам Стивен Спилберг назвал однажды своей лучшей режиссёрской работой?
Начнём с сюжета. На Землю прилетает корабль с пришельцами из космоса. Однако бдительные спецслужбы заранее сумели вычислить место их посадки. И когда ночью на лесной поляне, где никого не должно быть, вдруг появляются люди с яркими фонарями в руках, инопланетяне в испуге обращаются в бегство. Корабль взмывает в небо. А на земле остаётся... один из пришельцев. В спешке его попросту забыли! Одинокий, испуганный, на чужой незнакомой планете, он не знал, что делать. Пока не познакомился с Элиотом.
Мальчик назвал нового друга И-Ти — это аббревиатура от английского слова «внеземной». Поселил у себя в комнате. Показал, что такое телефон и холодильник. Познакомил с братом и сестрой. С появлением И-Ти ребята прекратили ссориться! Наблюдая за тем, как рождается и развивается дружба Элиота и пришельца, невольно приходит мысль о том, что маленький неуклюжий инопланетянин — всего лишь трогательный образ. И режиссёр хотел рассказать нам совсем не о контактах с так называемыми «внеземными цивилизациями». Но в то же время — о вещах вполне вселенского масштаба: о миротворчестве, сострадании, милосердии, готовности идти на жертву ради тех, кого любишь. Не хочется раскрывать подробности увлекательного сюжета. Но кое-о чём не рассказать просто не могу. Случится так, что И-Ти и Элиот попадут в беду, и на кону окажется жизнь одного из них. Это, пожалуй, один из самых трогательных моментов в фильме — сцена, когда пришелец решает умереть, чтобы мальчик остался жить.
— И-Ти!
— Элиот...
— И-Ти! Живи! Пожалуйста!
— Живи.
— Вместе! Я буду здесь! Я буду здесь!
— Живи, Элиот! Живи... Живи.. Живи... Живи...
Один из ведущих американских кинокритиков, Роджер Эберт, писал о картине: «Инопланетянин» заставил мою душу петь. Этот фильм будит светлые чувства, он — словно бальзам на раны всем, кто исстрадался без доброты«. Сам Стивен Спилберг не скрывал, что после съёмок «Инопланетянина» коренным образом переосмыслил и жизнь, и творчество. Он ушёл от кино чисто развлекательного формата, и стал снимать фильмы, в центре которых — история человека и его взаимоотношений с ближними. А ещё, как признавался режиссёр, после фильма ему впервые захотелось создать семью и стать отцом. «Инопланетянин — на сто процентов семейная картина», — говорил Спилберг. Замечательно отозвался о фильме спустя 40 лет после его выхода и Генри Томас, актёр, сыгравший Элиота. По его мнению, «Инопланетянин» помогает раскрыть всё хорошее и доброе, заложенное Творцом в нашей человеческой природе. То, что есть в каждом из нас.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер