
Петербургский Князь-Владимирский собор — один из немногих храмов, который оставался действующим во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Под бомбёжками, изнурённые голодом, люди шли туда, чтобы помолиться перед его святынями — иконами Божьей Матери «Казанская» и «Скоропослушница». Увы, не всем было суждено пережить то страшное время. А те из прихожан собора, кто пронёс память о блокаде до наших дней, решили записать свои воспоминания и выпустить книгу — о том, что испытали, как верили и надеялись несмотря ни на что. Сборник воспоминаний настоятеля и прихожан Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда вышел в 2010 году. Называется он «Испытание».
В книгу, помимо самих воспоминаний, вошли документы из семейных архивов — письма, фотографии. Перед взором читателей проходят живые люди: парень, пытавшийся бежать из эвакуации на фронт, радистка полка пикирующих бомбардировщиков, блокадники и труженики тыла. Эти и многие другие люди поделились на страницах сборника своими историями, и деталями, которые может знать только тот, кто побывал в городе, окружённом врагом.
«Всё было окрашено в охристые тона: форма военных и множество песка на улицах, которым заполняли ящики, чтобы закрыть витрины магазинов. Другие ящики, поменьше, поднимали на чердаки домов для тушения зажигательных бомб. Звучала музыка военных оркестров, провожающих солдат на фронт», — таким увидела Ленинград в первые дни блокады Инна Тимофеевна Балашова. Ей было тогда десять лет. Прихожанка Князь-Владимирского собора вспоминала, как во дворе дома падали фашистские бомбы. Как вместе с братом в темноте бомбоубежища они всматривались в лица людей. Для публикации в сборнике «Испытание» Инна Тимофеевна предоставила уникальные документы — несколько карандашных портретов, которые сделал её брат во время бомбёжки в ленинградском подвале.
Под бомбами истерзанные голодом люди не теряли человечности, доброты и взаимовыручки. Любопытный случай произошёл однажды с Варварой Ивановной Кучеровой, знатоком иностранных языков. Однажды на улице к ней подошёл моряк и спросил, не преподаёт ли она случайно немецкий. Кто-то ему подсказал, или это было чудесное совпадение — Варвара Ивановна так и не узнала. Оказалось, что офицерскому составу команды военного корабля, где служил моряк, требовалась помощь в изучении немецкого языка. Судно стояло в ленинградском порту. Каждый день, невзирая на опасность фашистских налётов, на то, что от голода её качало, Варвара Ивановна Кучерова приходила на корабль и проводила урок. А моряки делились с учительницей своим пайком.
Не останавливалась ни на минуту в блокадном Ленинграде и духовная жизнь. Иван Дмитриевич Ильин рассказывает, как однажды зимой пришёл в Князь-Владимирский собор. И как священник дал ему, голодному пареньку, просфору — богослужебный хлеб, который раздают молящимся после Литургии. Блокадная просфора была совсем крошечная...
Нынешний настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, протоиерей Владимир Сорокин, в предисловии к сборнику вспоминает 65-й Псалом: «Ты испытал нас Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро». И говорит о том, что любые испытания даются человеку Богом не случайно. Их нужно попытаться понять, проникнув в духовный смысл. Как сделали это люди, пережившие блокаду, на страницах книги воспоминаний «Испытание».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер