«...В ту зиму мы с Корней Иванычем виделись часто, он даже с Пастернаком однажды зашел ко мне, когда тот направлялся в дом творчества по телефону звонить. Дорогой, видимо, сказал — кто я, откуда и каких кровей. Потому что Пастернак, выслушав три стихотворения, отреагировал своим водопадно-захлебывающимся голосом:
— Откуда в еврейско-армянской крови, взращенной на азербайджанской почве, такая русская музыка? Откуда?
Скорей всего, Пастернак так отреагировал, чтобы сказать нечто общее, — меня не обидеть, да и рекомендатора, хотя эту фразу повторял и на обратном пути Корней Иванычу. Но ведь в своем дневнике Чуковский записи не сделал, значит, правильно я рассуждаю. И Корней Иваныч, уверена, так рассудил».
Это был фрагмент из «моноромана» — а именно так обозначен здесь жанр — поэтессы Инны Лиснянской — «Хвастунья». Читала Елена Топникова.
Вместе с ещё двумя произведениями, обозначенными автором как «воспоминательная проза», — посвященными поэтам Тарковскому и Окуджаве, эта «Хвастунья» вошла в одноимённую книгу.
Как редактору отдела поэзии журнала «Новый мир» мне доводилось готовить стихотворные подборки нашей выдающейся поэтессы Инны Лиснянской к печати, да я и дружил с нею, признаюсь вам, в течение почти четверти века...
Перечитывая книгу Лиснянской, написанную на рубеже столетий и выпущенную в свет в 2006-м году (а после издания «Хвастуньи» Инна Львовна прожила на белом свете ещё восемь лет и отошла к Господу весной 2014-го года), я подумал о том, что наша память может принадлежать и не только нам самим.
Что мы, как это ни странно прозвучит, ответственны за нее.
...Сколько незаурядных людей и сюжетов, красок и впечатлений, показательных случаев и оказий — сопровождают нас в жизни, а мы, в лучшем случае, пишем лишь пару слов в ускользающих на глазах лентах своих фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)ов.
Мы удивляемся тому, как параллельный свидетель какого-то забытого нами примечательного случая, сохраняет свежесть своего воспоминания о нем и дополняет тот случай чем-то таким, что нам и не приходило в голову.
Давайте делать остановки, друзья.
И тем или иным способом, лучше всего в форме — путеводного течению нашей жизни, беглого ли, обстоятельного ли — дневника, возвращаться иногда к нашему прошлому. То есть — к настоящему, стремительно становящемуся прошлым.
Даже же если речь идёт об одной только яркой детали из этого прошлого.
И пусть мы с вами и не писатели — пригодится. Как пригодилось Инне Львовне Лиснянской, которая долгие годы хранила в памяти реплику Бориса Пастернака о своей поэзии, произнесённую им, как она точно запомнила — своим неповторимым «водопадно-захлебывающимся голосом».
" ...— Откуда в еврейско-армянской крови, взращенной на азербайджанской почве, такая русская музыка? Откуда?"
В устной-то форме я этот эпизод слышал не раз.
И как же хорошо, что, однажды Инна Лиснянская всё-таки записала его, введя в ткань своего документально-художественного произведения, — в названии которого трогательно обозначен детский грех хвастовства.
Но это, конечно, уже художественный приём.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»