
«Императрица Мария Фёдоровна». Элизабет Виже-Лебрен
Женщины царской семьи Романовых редко ограничивались одними только хозяйственными занятиями. Вдова Павла Первого – императрица Мария Фёдоровна активно занималась общественной работой и видела в ней исполнение своего гражданского долга.
Отличный организатор, она сумела создать самую крупную в империи сеть благотворительных организаций. Её назвали «Учреждения императрицы Марии». Ведомство оказывало бесплатную помощь детям, старикам, вдовам и инвалидам. Мария Фёдоровна сумела увлечь этим благим делом многих влиятельных людей. Сама она отдавала своей работе дни и ночи. «В отношении благотворительности императрицу можно было назвать ненасытною», - вспоминала одна из фрейлин. При дворе Марию Фёдоровну звали матерью всех несчастных и неимущих. Она умела утешить плачущих, помогала всем нуждающимся. Придворные сначала объясняли неутомимую деятельность императрицы её желанием славы, но вскоре поняли, что в благотворительности смысл жизни государыни. День, когда ей не удавалось сделать хотя бы одно доброе дело, Мария Фёдоровна считала прожитым зря.
Она взяла под своё крыло два института для благородных девиц. Потом стала опекать училище для сирот и родильный дом. Вскоре к ним прибавились больницы для бедных и приюты. Детям, оставшимся без родителей, Мария Фёдоровна уделяла особое внимание. Она сама была заботливой матерью и жалела сирот всем сердцем. А потому воспитательные дома для таких детей при императрице Марии стали благоустраиваться. Содержались они на личные средства государыни. Её чрезвычайно расстраивала переполненность учреждений для сирот. И Мария Фёдоровна придумала способ разгрузить их. Часть воспитанников она стала отдавать в деревни благонадёжным крестьянским семьям за хорошую плату. А узнав, что многих младенцев матери приносят в воспитательные дома, потому что не в силах их прокормить, императрица выделила для содержания таких детей по 120 рублей в год. И семьи могли не расставаться со своими малышами.
Государыня не ограничивалась одними идеями и указами. Она лично ездила инспектировать свои учебные заведения. Причем, появлялась, когда её никто не ждал. Обходила комнаты воспитанников, обедала с ними, присутствовала на уроках и экзаменах. Для детей эти приезды были настоящим праздником. А однажды императрица, можно сказать, спасла восьмилетнего ребёнка. Девочка-сирота опасно заболела. Врачи уже не брались её лечить. Государыня приехала и села у постели больной. Девочка, которая уже не могла говорить, услышав знакомый голос, открыла глаза. А Мария Фёдоровна, взглянув на неё, сказала: «Я убеждена, что этот ребенок выздоровеет, ещё так много жизни в его глазах». И действительно, девочка скоро поправилась.
Мария Фёдоровна постоянно увеличивала круг своих обязанностей. Она открыла одну из старейших и известных клиник Петербурга – Мариинскую больницу для бедных. Навещала пациентов, обеспечивала их деньгами. Помогала и вдовам, которым после смерти мужей было не на что жить. Для этих женщин Мария Фёдоровна строила так называемые Вдовьи дома. На пятьдесят процентов все эти заведения финансировала сама государыня. Остальные суммы поступали от частных лиц, которые вдохновившись кипучей энергией Марии Фёдоровны, жертвовали средства на дело помощи ближним.
К началу 19 века в благотворительных учреждениях императрицы училось 10 тысяч девушек, а в больницах бесплатно лечилось 20 тысяч человек. Больше сорока заведений входило в «Учреждения императрицы Марии». А государыня всё продолжала работать. Её современники говорили, что за свою жизнь Мария Фёдоровна сделала больше, чем все европейские монархи вместе взятые. Но скромная императрица не похвалялась своими делами. И о многом стало известно только после её ухода. В своём завещании Мария Фёдоровна благодарила всех, кто ей помогал и писала о своём жизненном кредо: «мы должны исполнять наши обязанности, соединяя все наши старания к сохранению детей, к возбуждению чувств материнских, к подаянию помощи и вдове, и сироте. Только тогда мы будем оказывать истинную любовь к ближнему».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер