— Хозяюшки, есть здесь кто-нибудь? Девочки?
— Здравствуйте! Простите, я одна сегодня в магазине, в подсобке новую партию товара разбирала. Вы что-то хотели купить?
— Да, мне, пожалуйста, набор акварельной бумаги. Но... вы, кажется, плакали? Могу я вам чем-то помочь?
— Заметно, да? Я и умылась, и припудрилась. Но слезы текут и текут. А помочь мне невозможно. У меня племянница тяжело больна, и врачи вчера сказали, что прогноз неблагоприятный. А ей всего двенадцать лет. Кто тут поможет?
— Очень вам сочувствую. Только... не теряйте надежды! Как сказано в молитве, «там, где хочет Бог, побеждается чин естества».
— Это слова. А в действительности случалось ли что-то подобное?
— В Евангелии немало примеров чудесных исцелений безнадежно больных. И даже возвращения к жизни уже умерших! Кстати, прямо у вас за спиной запечатлён один из таких случаев.
— Как это? Где?
— А вот же, смотрите, на витрине — репродукция работы Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира».
— Надо же, а я внимания не обращала. Тревожная картина! Светильник с тремя свечами ярко горит в полутьме комнаты. Девочка с распущенными волосами лежит на высоком ложе, устеленном белыми покрывалами. Лицо её очень бледное, глаза закрыты. Это она — дочь Иаира?
— Да. По рассказу евангелистов, отец девочки был начальником синагоги, то есть иудейским учителем. Вот он на картине — на заднем плане, в белом головном уборе. Этот человек с сомнением относился ко Христу, который в то время проповедовал в Иудее. Но когда у Иаира дочь оказалась на пороге смерти, сердце подсказало ему, что помощи нужно искать у Иисуса. И Спаситель откликнулся.
— Но, судя по названию картины, Христос пришёл, когда девочка уже умерла?
— Да. В своей работе Илья Репин остановил мгновение за несколько секунд до чуда. Иисус касается охладевшей руки и взывает к умершей: «Девица, встань!». И зритель невольно замирает, вглядываясь в изображение — произойдет ли невероятное? Мы остаёмся в напряжении, хотя из Евангелия знаем, что девочка воскресла.
— Мне кажется, напряжение создаёт контраст. С одной стороны, мы видим белеющее в полутьме смертное ложе, растерянное лицо отца умершей. А с другой — фигуру Христа, от которой веет надежностью и силой. Илья Репин достоверно передал состояние, когда в дом пришло горе, но сердце не хочет терять надежду. Он, наверное, в зрелом возрасте создал эту картину?
— Напротив! Полотно «Воскрешение дочери Иаира» Репин написал в 1871 году, как выпускник Академии художеств. Ему было на тот момент двадцать семь лет. Тему дипломной работы определили преподаватели, и поначалу она вызвала у художника немалые затруднения. Он несколько месяцев искал варианты подачи евангельского сюжета, но ни один ему не нравился. Илья Ефимович переставлял фигуры на холсте, пробовал цвета. Он готов был всё бросить и отказаться от диплома. И буквально за считанные дни до экзамена вдруг нашел нужное решение.
— Вдохновение?
— Пожалуй! Технически работа не закончена — в нескольких местах холст остался вовсе не закрашен. Но аттестационная комиссия Академии художеств дала за нее Илье Репину большую золотую медаль и звание художника первой степени.
— И справедливо! Что значат технические несовершенства, если картина «Воскрешение дочери Иаира» имеет драгоценное свойство — она может напомнить о Христе тому, кто почти отчаялся в горе. А где находится подлинник, вы не знаете?
— В Санкт-Петербурге, в Русском музее.
— Обязательно там побываю, чтобы своими глазами увидеть шедевр Ильи Ефимовича Репина.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема