
— Хозяюшки, есть здесь кто-нибудь? Девочки?
— Здравствуйте! Простите, я одна сегодня в магазине, в подсобке новую партию товара разбирала. Вы что-то хотели купить?
— Да, мне, пожалуйста, набор акварельной бумаги. Но... вы, кажется, плакали? Могу я вам чем-то помочь?
— Заметно, да? Я и умылась, и припудрилась. Но слезы текут и текут. А помочь мне невозможно. У меня племянница тяжело больна, и врачи вчера сказали, что прогноз неблагоприятный. А ей всего двенадцать лет. Кто тут поможет?
— Очень вам сочувствую. Только... не теряйте надежды! Как сказано в молитве, «там, где хочет Бог, побеждается чин естества».
— Это слова. А в действительности случалось ли что-то подобное?
— В Евангелии немало примеров чудесных исцелений безнадежно больных. И даже возвращения к жизни уже умерших! Кстати, прямо у вас за спиной запечатлён один из таких случаев.
— Как это? Где?
— А вот же, смотрите, на витрине — репродукция работы Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира».
— Надо же, а я внимания не обращала. Тревожная картина! Светильник с тремя свечами ярко горит в полутьме комнаты. Девочка с распущенными волосами лежит на высоком ложе, устеленном белыми покрывалами. Лицо её очень бледное, глаза закрыты. Это она — дочь Иаира?
— Да. По рассказу евангелистов, отец девочки был начальником синагоги, то есть иудейским учителем. Вот он на картине — на заднем плане, в белом головном уборе. Этот человек с сомнением относился ко Христу, который в то время проповедовал в Иудее. Но когда у Иаира дочь оказалась на пороге смерти, сердце подсказало ему, что помощи нужно искать у Иисуса. И Спаситель откликнулся.
— Но, судя по названию картины, Христос пришёл, когда девочка уже умерла?
— Да. В своей работе Илья Репин остановил мгновение за несколько секунд до чуда. Иисус касается охладевшей руки и взывает к умершей: «Девица, встань!». И зритель невольно замирает, вглядываясь в изображение — произойдет ли невероятное? Мы остаёмся в напряжении, хотя из Евангелия знаем, что девочка воскресла.
— Мне кажется, напряжение создаёт контраст. С одной стороны, мы видим белеющее в полутьме смертное ложе, растерянное лицо отца умершей. А с другой — фигуру Христа, от которой веет надежностью и силой. Илья Репин достоверно передал состояние, когда в дом пришло горе, но сердце не хочет терять надежду. Он, наверное, в зрелом возрасте создал эту картину?
— Напротив! Полотно «Воскрешение дочери Иаира» Репин написал в 1871 году, как выпускник Академии художеств. Ему было на тот момент двадцать семь лет. Тему дипломной работы определили преподаватели, и поначалу она вызвала у художника немалые затруднения. Он несколько месяцев искал варианты подачи евангельского сюжета, но ни один ему не нравился. Илья Ефимович переставлял фигуры на холсте, пробовал цвета. Он готов был всё бросить и отказаться от диплома. И буквально за считанные дни до экзамена вдруг нашел нужное решение.
— Вдохновение?
— Пожалуй! Технически работа не закончена — в нескольких местах холст остался вовсе не закрашен. Но аттестационная комиссия Академии художеств дала за нее Илье Репину большую золотую медаль и звание художника первой степени.
— И справедливо! Что значат технические несовершенства, если картина «Воскрешение дочери Иаира» имеет драгоценное свойство — она может напомнить о Христе тому, кто почти отчаялся в горе. А где находится подлинник, вы не знаете?
— В Санкт-Петербурге, в Русском музее.
— Обязательно там побываю, чтобы своими глазами увидеть шедевр Ильи Ефимовича Репина.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема