Илья Репин. «Стрекоза» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Илья Репин. «Стрекоза»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!

— Добрый день, Настенька! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее!

— Я к вам за помощью.

— Рада буду помочь. Тебе нужно подготовить доклад по какой-то картине?

— Нет, в этот раз нам в школе дали задание поинтересней! У нас пройдёт конкурс «Живые картины». Надо изобразить какое-то полотно, чтобы все его узнали. Посоветуйте, пожалуйста, какое произведение мне выбрать?

— О, какая замечательная идея! Мы с тобой сейчас обязательно что-нибудь придумаем. Для начала скажи, сколько человек вместе с тобой будут представлять картину?

— Да в том-то и дело, что я одна. Пока я болела, одноклассники уже разделились на группы.

— Не расстраивайся, моя хорошая. Ведь есть немало полотен, где герой один, но очень выразительный. Вот, например, замечательный вариант — работа Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза».

— Мне нравится! Смешная какая девочка нарисована. Взобралась высоко и ногами болтает. Интересно, на чем это она сидит? На турнике?

— Вряд ли. Репин писал это полотно на даче под Петербургом, в посёлке Мартышкино — сейчас это часть города Ломоносов. Едва ли в сельский быт художника вписывался турник. К тому же перекладина слишком толстая, за неё не ухватишься, чтобы заниматься гимнастикой. Скорее, это верхняя жердь на заборе.

— На заборе?? А родители не ругали девочку?

— Не ругали. Дочь Ильи Ефимовича Вера — а именно она изображена на картине — была живым, резвым ребенком. Отец любовался её искренностью, чистосердечием. В своей работе он хотел подчеркнуть детскую непосредственность дочки, её радостное стремление познавать мир. Видишь, какой необычный ракурс художник выбрал? Зритель смотрит на девочку снизу вверх. Она как будто парит на фоне синего летнего неба.

— Как стрекоза?

— Как стрекоза. Помнишь, как двигаются эти симпатичные насекомые?

— А что, они как-то по-особенному летают?

— Их полёт стремительный и быстрый. Стрекоза может зависать в воздухе, резко менять направление. Можно протянуть руку навстречу любопытной стрекозе — она сядет на несколько секунд и тут же вспорхнёт и взмоет ввысь. Вот и Верочка Репина, кажется, сейчас умчится в полёт — делать потрясающие открытия.

— Я тоже очень люблю каждый день узнавать что-то новое!

— Здесь Вере, так же, как и тебе, двенадцать лет. Любознательность — счастливая особенность вашего возраста. Счастье, когда удаётся сохранить это качество и во взрослые годы.

— Маргарита Константиновна, а костюм я сумею подобрать, чтобы «Стрекозу» представить на конкурсе «Живые картины»?

— Создать этот образ несложно. Картина написана в 1892 году, и девочка одета в соответствии с модой того времени. Такую шляпку сейчас, конечно, не купишь, но можно сделать из папье-маше, я тебе помогу. Платье у Веры простое — думаю, не составит труда найти похожее. Лучше, если оно будет голубых, зеленоватых, синих оттенков, чтобы напоминало веселый окрас стрекозы. А самое главное — у тебя есть жизнерадостность и окрылённость, которую Репин так любил в дочери.

— Надеюсь, всё получится, и ребята оценят нашу задумку!

— Не сомневаюсь, что получится! А друзей приводи в Третьяковскую галерею. Пусть посмотрят на репинскую «Стрекозу» и убедятся, что по сути героиня картины не отличается от современных подростков. Века проходят, а детство остаётся заповедным миром, в котором душа просится в полёт.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем