
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Когда я оказался на Афоне в первый раз, это произошло на Страстной седмице — на неделе перед Пасхой. Домой я должен был уезжать уже после Пасхального воскресенья — во вторник. Благодаря такому стечению обстоятельств мне удалось поучаствовать в удивительно радостном обычае, который совершается на Афоне ежегодно — в понедельник после Пасхи. Обычай этот связан с почитанием иконы Божией Матери «Достойно есть». Икона «Достойно есть» вот уже много веков хранится в главном храме Афона — так называемой Протатской церкви. Ежегодно в понедельник после Пасхи икону берут с горнего места этого храма и торжественно несут во главе многолюдного крестного хода.
«Достойно есть» самая почитаемая и самая известная икона Богоматери. Историю ее прославления, кроме как чудесной, и не назовешь. В десятом веке на Афоне, недалеко от его столицы — Кареи, жил один старец. Рядом с ним жил молодой послушник. Как-то раз, накануне праздника Успения Богородицы, старец отправился на ночное богослужение в Карею; послушник же остался стеречь его келью, получив от старца указание совершить богослужение дома. И вот наступила ночь — юноша хотел было начать службу, но вдруг услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого, по закону афонского гостеприимства, впустил в келью. Вместе с пришедшим он и стал совершать богослужение перед безымянной иконой Богородицы.
И вот наступило время совершить молитву в честь Богоматери. Послушник и монах встали перед иконой и начали петь традиционное для Афона песнопение: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу, Тя величаем». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего“ — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим...“».
Послушнику очень понравилась молитва, которую произнес незнакомец. Он стал просить гостя записать ее, чтобы впоследствии выучить наизусть. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, смягчился под пальцем гостя. Начертав таким образом молитву, он подал его послушнику и, назвав себя архангелом Гавриилом, мгновенно исчез. С этого самого момента в православном богослужении появилось песнопение «Достойно есть», которое поется теперь постоянно. Икона, перед которой молился послушник вместе с архангелом, также получила именование «Достойно есть». Ее торжественно перенесли в Протатский храм, где она теперь и хранится.
На следующий день после Пасхи икону выносят из Протата и во главе крестного хода несут по окрестностям Кареи. В крестном ходе принимают участие представители всех двадцати афонских монастырей. Процессия движется строго в соответствии с уставом 16 века и заходит почти во все соседствующие с Кареей монастыри и скиты. При каждой остановке служится молебен в честь Богородицы, люди могут поклониться иконе. В соответствии с принципами афонского гостеприимства каждый монастырь или скит, принимающий икону, готовит угощение для участников крестного хода. Накрываются огромные столы с различными лакомствами, кофе и минеральной водой. Сужу по личному опыту, от этого радость от крестного хода и наступившей Пасхи только усиливается.
Все выпуски программы Вселенная православия
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема