
Одна из икон Божией Матери имеет трогательное название «Сладкое лобзание», то есть «Сладкий поцелуй». На греческом это звучит как «Гликофилусса». Образ написан в традиции Елеуса, что означает Умиление. Пречистая Дева с нежностью прикасается ликом к щеке Сына. Взгляд Матери полон любви и скорби. Она склоняется над Младенцем, словно хочет укрыть Его от грядущих страданий.
Первые исторические упоминания об иконе «Сладкое лобзание» относятся к девятому веку. Образ с таким надписанием принадлежал жительнице Константинополя по имени Виктория. У власти в Византии в то время был царь-иконоборец Феофил. Он издал указ уничтожить все иконы и строго наказывал тех, кто не подчинялся. Муж Виктории хотел сжечь образ «Гликофилусса», чтобы не навлекать на себя гнев императора. Желая уберечь реликвию от поругания, благочестивая женщина отпустила её в море. Виктория горячо молилась, чтобы Божия Матерь Сама позаботилась о святыне.
Прошение христианки было услышано. Образ «Сладкое лобзание» в целости и сохранности вынесло к берегам Святой горы Афон. В дни празднования Пасхи Богородица открыла во сне игумену монастыря Филофей, где найти святыню. Монахи с благоговением приняли святой образ. На том месте, где он был обретён, забил целебный источник. В монастыре и сейчас существует традиция совершать крестный ход к этому роднику в понедельник Пасхальной седмицы.
Божия Матерь явила немало чудес от своей иконы «Сладкое лобзание». Одно из них произошло в 1801 году. Паломник похитил из обители святой образ ради его драгоценного убранства. Однако, корабль, на котором вор покинул Афон, не смог выйти за пределы монастырской гавани. Судно замерло, не подчиняясь ни вёслам, ни парусам. Оно смогло сдвинуться с места лишь после того, как похититель раскаялся в содеянном и на лодке вернул реликвию в монастырь.
Также знаменателен случай, описанный современным святым, преподобным Паисием Святогорцем. В годы Второй мировой войны на Афоне наступил голод. Насельники монастыря Филофей решили прервать многовековую традицию – перестать бесплатно кормить всех нуждающихся. Однако, после молебна перед иконой «Сладкое лобзание» изменили своё решение и раздали нищим последние запасы хлеба. А утром корабль доставил в обитель пожертвование – несколько тонн зерна.
Перед иконой Богородицы «Сладкое лобзание» молятся и в других монастырях Афона. Один из её списков издавна хранится в русской Свято-Пантелеимоновой обители. А оттуда почитание святыни пришло и в Россию.
Все выпуски программы Небесная Заступница
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема