
Одна из икон Божией Матери имеет трогательное название «Сладкое лобзание», то есть «Сладкий поцелуй». На греческом это звучит как «Гликофилусса». Образ написан в традиции Елеуса, что означает Умиление. Пречистая Дева с нежностью прикасается ликом к щеке Сына. Взгляд Матери полон любви и скорби. Она склоняется над Младенцем, словно хочет укрыть Его от грядущих страданий.
Первые исторические упоминания об иконе «Сладкое лобзание» относятся к девятому веку. Образ с таким надписанием принадлежал жительнице Константинополя по имени Виктория. У власти в Византии в то время был царь-иконоборец Феофил. Он издал указ уничтожить все иконы и строго наказывал тех, кто не подчинялся. Муж Виктории хотел сжечь образ «Гликофилусса», чтобы не навлекать на себя гнев императора. Желая уберечь реликвию от поругания, благочестивая женщина отпустила её в море. Виктория горячо молилась, чтобы Божия Матерь Сама позаботилась о святыне.
Прошение христианки было услышано. Образ «Сладкое лобзание» в целости и сохранности вынесло к берегам Святой горы Афон. В дни празднования Пасхи Богородица открыла во сне игумену монастыря Филофей, где найти святыню. Монахи с благоговением приняли святой образ. На том месте, где он был обретён, забил целебный источник. В монастыре и сейчас существует традиция совершать крестный ход к этому роднику в понедельник Пасхальной седмицы.
Божия Матерь явила немало чудес от своей иконы «Сладкое лобзание». Одно из них произошло в 1801 году. Паломник похитил из обители святой образ ради его драгоценного убранства. Однако, корабль, на котором вор покинул Афон, не смог выйти за пределы монастырской гавани. Судно замерло, не подчиняясь ни вёслам, ни парусам. Оно смогло сдвинуться с места лишь после того, как похититель раскаялся в содеянном и на лодке вернул реликвию в монастырь.
Также знаменателен случай, описанный современным святым, преподобным Паисием Святогорцем. В годы Второй мировой войны на Афоне наступил голод. Насельники монастыря Филофей решили прервать многовековую традицию – перестать бесплатно кормить всех нуждающихся. Однако, после молебна перед иконой «Сладкое лобзание» изменили своё решение и раздали нищим последние запасы хлеба. А утром корабль доставил в обитель пожертвование – несколько тонн зерна.
Перед иконой Богородицы «Сладкое лобзание» молятся и в других монастырях Афона. Один из её списков издавна хранится в русской Свято-Пантелеимоновой обители. А оттуда почитание святыни пришло и в Россию.
Все выпуски программы Небесная Заступница
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема