
Оранта в переводе с латыни означает Молящаяся. Так называется один из типов иконографии Божией Матери. Согласно ему, Царица Небесная изображается в молитвенном предстоянии, с поднятыми к небу руками. Первые подобные образы Богородицы были созданы ещё в первые века христианства в римских катакомбах, где верующие во Христа собирались втайне от своих гонителей. Позднее иконы Оранта писали в Египте и в Византии. На Русь иконописная традиция изображать Богородицу Молящейся пришла вместе с верой в Спасителя. Один из самых древних русских образов Богоматери Оранта был обнаружен в 1919 году в Ярославле.
Обретение иконы произошло вскоре после одного из горьких исторических эпизодов двадцатого века. В 1918 году к власти в Ярославле пришли большевики. Горожане выступили против них, но потерпели поражение. Советская власть подавила восстание с особой жестокостью. Городской центр был полностью разрушен артиллерией и бомбардировками с самолётов. В руинах оказались многие сотни домов и десятки православных храмов.
Восстанавливать церкви принялась научная экспедиция под руководством московского архитектора Петра Барановского. Зодчий и его команда делали всё возможное, чтобы спасти церковные здания от окончательного уничтожения. В составе экспедиции работали специалисты реставрационной комиссии, созданной по инициативе художника Игоря Грабаря. Исследуя развалины, учёные искали уцелевшие реликвии.
В процессе работы на территории Спасо-Преображенского монастыря реставратор Григорий Чириков обратил внимание на иконную доску. Хотя она была покрыта относительно свежей неумелой живописью, мастер сразу же определил возраст дерева — около девяти столетий. Артефакт отправили в мастерскую, где, сняв верхний слой краски и грунта, обнаружили древнее изображение Богородицы. Царица Небесная предстала на нём стоящей в полный рост на овальном красном ковре. Она молитвенно подняла руки с раскрытыми ладонями. На груди Пречистой Девы виден круглый медальон с изображением Её Божественного Сына.
Икона получила название Ярославская Оранта. Ученые высказали предположение, что, с большой вероятностью, образ принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского — первого русского иконописца. Он жил и творил в Киево-Печерской лавре в одиннадцатом веке.
В настоящее время Ярославская Оранта хранится в Третьяковской галерее. Древний образ Молящейся Богородицы вызывает благоговение у посетителей музея. Верующие задерживаются перед ним, осеняя себя крестным знамением.
Все выпуски программы Небесная Заступница
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема