
Оранта в переводе с латыни означает Молящаяся. Так называется один из типов иконографии Божией Матери. Согласно ему, Царица Небесная изображается в молитвенном предстоянии, с поднятыми к небу руками. Первые подобные образы Богородицы были созданы ещё в первые века христианства в римских катакомбах, где верующие во Христа собирались втайне от своих гонителей. Позднее иконы Оранта писали в Египте и в Византии. На Русь иконописная традиция изображать Богородицу Молящейся пришла вместе с верой в Спасителя. Один из самых древних русских образов Богоматери Оранта был обнаружен в 1919 году в Ярославле.
Обретение иконы произошло вскоре после одного из горьких исторических эпизодов двадцатого века. В 1918 году к власти в Ярославле пришли большевики. Горожане выступили против них, но потерпели поражение. Советская власть подавила восстание с особой жестокостью. Городской центр был полностью разрушен артиллерией и бомбардировками с самолётов. В руинах оказались многие сотни домов и десятки православных храмов.
Восстанавливать церкви принялась научная экспедиция под руководством московского архитектора Петра Барановского. Зодчий и его команда делали всё возможное, чтобы спасти церковные здания от окончательного уничтожения. В составе экспедиции работали специалисты реставрационной комиссии, созданной по инициативе художника Игоря Грабаря. Исследуя развалины, учёные искали уцелевшие реликвии.
В процессе работы на территории Спасо-Преображенского монастыря реставратор Григорий Чириков обратил внимание на иконную доску. Хотя она была покрыта относительно свежей неумелой живописью, мастер сразу же определил возраст дерева — около девяти столетий. Артефакт отправили в мастерскую, где, сняв верхний слой краски и грунта, обнаружили древнее изображение Богородицы. Царица Небесная предстала на нём стоящей в полный рост на овальном красном ковре. Она молитвенно подняла руки с раскрытыми ладонями. На груди Пречистой Девы виден круглый медальон с изображением Её Божественного Сына.
Икона получила название Ярославская Оранта. Ученые высказали предположение, что, с большой вероятностью, образ принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского — первого русского иконописца. Он жил и творил в Киево-Печерской лавре в одиннадцатом веке.
В настоящее время Ярославская Оранта хранится в Третьяковской галерее. Древний образ Молящейся Богородицы вызывает благоговение у посетителей музея. Верующие задерживаются перед ним, осеняя себя крестным знамением.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений