Известные учёные Игорь Дьяконов и Нина Магазинер впервые встретились летом 1932 года в крымском посёлке Коктебель — в доме отдыха. «Это была девушка удивительного обаяния, очарования и необыкновенной красоты, — вспоминал Дьяконов о первом знакомстве. — Но при этом не считала себя красавицей». Молодые люди обменялись теплыми словами, узнали, что оба поступают в Ленинградский государственный университет и договорились там встретиться. Только осенью у них получилось возобновить общение, переросшее в многолетний счастливый брак.
Игорь поступил на исторический факультет, а Нина на филологический. Молодые люди встречались на переменах, здоровались, обменивались малозначительными фразами. Они симпатизировали друг другу, но Игорь почему-то считал, что недостоин такой красивой девушки, а Нина не решалась сама сделать первый шаг. Однажды, после профсоюзного собрания, они вместе покидали здание, и Дьяконов вызвался проводить девушку до дома. К концу пути они поняли, что влюблены друг в друга. Потом были встречи после окончания занятий, прогулки по Ленинграду и, как говорил впоследствии Дьяконов, «стремительное нарастание чувств, быстро несшее нас к чему-то. Всё это время вспоминалось нами как вечно окутывавшее нас облачко счастья». 15 августа 1935 года, заведя Нину в пустую университетскую аудиторию, Игорь попросил девушку стать его женой. В следующем году молодые люди поженились.
Они поселились в квартире Нининых родителей. Игорю было сложно найти общий язык с тёщей, из-за этого часто возникали размолвки между супругами. Негативно сказывалось на отношениях супругов и то, что с деньгами в молодой семье было не очень хорошо. Но Игорь и Нина уже тогда взяли себе за правило: размолвка никогда не должна переступать порог ночи, к вечеру нужно было помириться. Этому правилу Дьяконовы старались следовать всю жизнь.
Перед Великой Отечественной войной у Нины и Игоря родился сын Миша. Первые годы жизни ему пришлось провести без отца: Нину с ребёнком отправили в эвакуацию в Свердловскую область, а Игорь остался служить в разведотделе Карельского фронта. Встретились супруги вновь только в самом конце войны. По выражению Игоря Михайловича, «началась новая эпоха их знакомства». За спиной у Нины был голод, работа в невыносимых условиях, ребёнок на руках. За спиной у Игоря — почти безопасная штабная работа. Из-за этого между супругами возник психологический барьер, но он был преодолен взаимной любовью и верой в Бога, которую Дьяконовы пронесли через всю жизнь.
После войны у Дьяконовых родился второй сын — Дмитрий. Игорь Михайлович работал в Государственном Эрмитаже, а затем в 1950-м году перешёл в Институт Востоковедения, где и трудился до глубокой старости. Он стал одним из классиков советского востоковедения и языкознания. Нина Яковлевна преподавала на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. Супруги много писали, путешествовали. Их сыновья стали известными физиками.
Дьяконовы прожили вместе шестьдесят три года. После смерти Игоря Михайловича вдова разбирала архив мужа и наткнулась на стихотворение, написанное им в 1930-е годы после медового месяца в деревне под Ленинградом. Стихотворение предсказывало молодожёнам счастливую старость и оказалось пророческим:
Мы донесеём свою любовь
В тот неизбежный край седин,
Где будем вместе я и ты,
Как наше озеро, чисты,
Прямей душою этих сосен,
Как вереск, цветом встретим осень.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.