Известные учёные Игорь Дьяконов и Нина Магазинер впервые встретились летом 1932 года в крымском посёлке Коктебель — в доме отдыха. «Это была девушка удивительного обаяния, очарования и необыкновенной красоты, — вспоминал Дьяконов о первом знакомстве. — Но при этом не считала себя красавицей». Молодые люди обменялись теплыми словами, узнали, что оба поступают в Ленинградский государственный университет и договорились там встретиться. Только осенью у них получилось возобновить общение, переросшее в многолетний счастливый брак.
Игорь поступил на исторический факультет, а Нина на филологический. Молодые люди встречались на переменах, здоровались, обменивались малозначительными фразами. Они симпатизировали друг другу, но Игорь почему-то считал, что недостоин такой красивой девушки, а Нина не решалась сама сделать первый шаг. Однажды, после профсоюзного собрания, они вместе покидали здание, и Дьяконов вызвался проводить девушку до дома. К концу пути они поняли, что влюблены друг в друга. Потом были встречи после окончания занятий, прогулки по Ленинграду и, как говорил впоследствии Дьяконов, «стремительное нарастание чувств, быстро несшее нас к чему-то. Всё это время вспоминалось нами как вечно окутывавшее нас облачко счастья». 15 августа 1935 года, заведя Нину в пустую университетскую аудиторию, Игорь попросил девушку стать его женой. В следующем году молодые люди поженились.
Они поселились в квартире Нининых родителей. Игорю было сложно найти общий язык с тёщей, из-за этого часто возникали размолвки между супругами. Негативно сказывалось на отношениях супругов и то, что с деньгами в молодой семье было не очень хорошо. Но Игорь и Нина уже тогда взяли себе за правило: размолвка никогда не должна переступать порог ночи, к вечеру нужно было помириться. Этому правилу Дьяконовы старались следовать всю жизнь.
Перед Великой Отечественной войной у Нины и Игоря родился сын Миша. Первые годы жизни ему пришлось провести без отца: Нину с ребёнком отправили в эвакуацию в Свердловскую область, а Игорь остался служить в разведотделе Карельского фронта. Встретились супруги вновь только в самом конце войны. По выражению Игоря Михайловича, «началась новая эпоха их знакомства». За спиной у Нины был голод, работа в невыносимых условиях, ребёнок на руках. За спиной у Игоря — почти безопасная штабная работа. Из-за этого между супругами возник психологический барьер, но он был преодолен взаимной любовью и верой в Бога, которую Дьяконовы пронесли через всю жизнь.
После войны у Дьяконовых родился второй сын — Дмитрий. Игорь Михайлович работал в Государственном Эрмитаже, а затем в 1950-м году перешёл в Институт Востоковедения, где и трудился до глубокой старости. Он стал одним из классиков советского востоковедения и языкознания. Нина Яковлевна преподавала на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. Супруги много писали, путешествовали. Их сыновья стали известными физиками.
Дьяконовы прожили вместе шестьдесят три года. После смерти Игоря Михайловича вдова разбирала архив мужа и наткнулась на стихотворение, написанное им в 1930-е годы после медового месяца в деревне под Ленинградом. Стихотворение предсказывало молодожёнам счастливую старость и оказалось пророческим:
Мы донесеём свою любовь
В тот неизбежный край седин,
Где будем вместе я и ты,
Как наше озеро, чисты,
Прямей душою этих сосен,
Как вереск, цветом встретим осень.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема