Осенью 1903 года витебского губернского землемера прогнали со службы. Говорили: «То тут, то там, крестьянам лишний кусок земли приписывал, а помещику – убыток!» Вот и собрались богатеи со всей округи, направили губернатору жалобу - мол, обделяет их новый землемер. Вот и выдворили его, отказали от места.
Подробностей той запутанной истории сегодня, за давностью лет, конечно, узнать уже нельзя. Однако вся жизнь Игната Буйницкого – а именно так звали землемера - говорит о том, что это могла быть истинная правда: крестьян он действительно всем сердцем любил и жалел.
Происхождения Игнат Терентьевич был благородного, - из витебских дворян, но в любой бедной, крытой соломой хате чувствовал себя лучше, чем в самом аристократическом салоне. Хозяева избы собирали на стол нехитрую снедь, а потом пели Буйницкому свои грустные, протяжные или, наоборот, залихватские плясовые песни. А Игнат запоминал мелодии, записывал слова… Он всей душой любил народное творчество и был его собирателем.
Увольнение с должности, хоть и престижной, для Игната Терентьевича трагедией не стало. Наоборот – он решил полностью посвятить себя тому, что увлекало его с давних пор. Буйницкий задумал создать народный театр! При этом Игнат Терентьевич преследовал не только собственные цели. Он искренне хотел дать бедным крестьянам реальную возможность заработать.
Крестьяне с радостью откликнулись на предложение «дядьки Игната» - так они называли Буйницкого. Вскоре в своём имении Поливачи Игнат Терентьевич устроил что-то наподобие домашнего театра, на спектакли которого приглашал родственников, друзей и вообще всех желающих. Выступления, состоящие из песен, танцев и комедийных миниатюр на темы народного быта, были бесплатными для зрителей. С успехом выступал на сцене и сам Игнат Терентьевич. Скоро слух о народном театре Буйницкого вышли за пределы губернии. Труппу пригласили выступить в городе Вильно. Представление имело успех. Так начались гастроли театра по Белоруссии.
Понимая, что на спектакли его труппы будут приходить люди разного достатка, Игнат Терентьевич цену на билеты назначал символическую. Выручки не хватало на содержание труппы, да Буйницкий на это и не рассчитывал. Жалованье артистам-крестьянам, которых со временем становилось всё больше, пошив костюмов, изготовление реквизита Игнат Терентьевич оплачивал из личных средств, которые давали доходы от имения. Но бывали у его театра и особые благотворительные гастроли, и тогда стоимость билетов вырастала в расчете на то, что спектакль посетят обеспеченные люди. Вся выручка от таких выступлений шла на поддержку беднейшего крестьянства.
С началом Первой Мировой войны концертную деятельность пришлось приостановить. В это время Буйницкий активно участвовал в деятельности виленского общества «В помощь фронту». А вскоре и сам ушёл воевать. В 10-й Армии Западного фронта, где он служил, Игнат Терентьевич организовал театр солдатской самодеятельности. 22 сентября 1917 года, накануне боя, он принимал участие в спектакле, надеясь тем самым поддержать воинский дух однополчан.
Сегодня Игната Буйницкого называют отцом белорусского театра. Но не только: чтят его и как добросердечного, милосердного человека, бесконечно любившего простой народ и всеми силами помогавшего ему.
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе