
Фото: Adrian Kusznirewicz/Unsplash
Осенью 1903 года витебского губернского землемера прогнали со службы. Говорили: «То тут, то там, крестьянам лишний кусок земли приписывал, а помещику – убыток!» Вот и собрались богатеи со всей округи, направили губернатору жалобу - мол, обделяет их новый землемер. Вот и выдворили его, отказали от места.
Подробностей той запутанной истории сегодня, за давностью лет, конечно, узнать уже нельзя. Однако вся жизнь Игната Буйницкого – а именно так звали землемера - говорит о том, что это могла быть истинная правда: крестьян он действительно всем сердцем любил и жалел.
Происхождения Игнат Терентьевич был благородного, - из витебских дворян, но в любой бедной, крытой соломой хате чувствовал себя лучше, чем в самом аристократическом салоне. Хозяева избы собирали на стол нехитрую снедь, а потом пели Буйницкому свои грустные, протяжные или, наоборот, залихватские плясовые песни. А Игнат запоминал мелодии, записывал слова… Он всей душой любил народное творчество и был его собирателем.
Увольнение с должности, хоть и престижной, для Игната Терентьевича трагедией не стало. Наоборот – он решил полностью посвятить себя тому, что увлекало его с давних пор. Буйницкий задумал создать народный театр! При этом Игнат Терентьевич преследовал не только собственные цели. Он искренне хотел дать бедным крестьянам реальную возможность заработать.
Крестьяне с радостью откликнулись на предложение «дядьки Игната» - так они называли Буйницкого. Вскоре в своём имении Поливачи Игнат Терентьевич устроил что-то наподобие домашнего театра, на спектакли которого приглашал родственников, друзей и вообще всех желающих. Выступления, состоящие из песен, танцев и комедийных миниатюр на темы народного быта, были бесплатными для зрителей. С успехом выступал на сцене и сам Игнат Терентьевич. Скоро слух о народном театре Буйницкого вышли за пределы губернии. Труппу пригласили выступить в городе Вильно. Представление имело успех. Так начались гастроли театра по Белоруссии.
Понимая, что на спектакли его труппы будут приходить люди разного достатка, Игнат Терентьевич цену на билеты назначал символическую. Выручки не хватало на содержание труппы, да Буйницкий на это и не рассчитывал. Жалованье артистам-крестьянам, которых со временем становилось всё больше, пошив костюмов, изготовление реквизита Игнат Терентьевич оплачивал из личных средств, которые давали доходы от имения. Но бывали у его театра и особые благотворительные гастроли, и тогда стоимость билетов вырастала в расчете на то, что спектакль посетят обеспеченные люди. Вся выручка от таких выступлений шла на поддержку беднейшего крестьянства.
С началом Первой Мировой войны концертную деятельность пришлось приостановить. В это время Буйницкий активно участвовал в деятельности виленского общества «В помощь фронту». А вскоре и сам ушёл воевать. В 10-й Армии Западного фронта, где он служил, Игнат Терентьевич организовал театр солдатской самодеятельности. 22 сентября 1917 года, накануне боя, он принимал участие в спектакле, надеясь тем самым поддержать воинский дух однополчан.
Сегодня Игната Буйницкого называют отцом белорусского театра. Но не только: чтят его и как добросердечного, милосердного человека, бесконечно любившего простой народ и всеми силами помогавшего ему.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







