
Интересно устроена наша память! Святые места, в которых доводиться побывать, чаще всего остаются в ней зрительными образами. Порой эти картины возрождаются особыми ароматами. А многое помнит наш слух.
Именно звуком наполнены мои воспоминания о литургии на Святой Земле, в Гефсиманском храме Успения Пресвятой Богородицы.
Мне казалось тогда, что я никогда не забуду пения молодой, почти юной, монахини. Увы — ангельский голос, долго звучавший потом в моих ушах, уже растаял. Но душа по-прежнему помнит свое молитвенное, неземное состояние. Конечно, к нему располагало само святое место, но и чудесное пение тоже.
Монахиня пела одна. Не слишком громко и не слишком тихо, не слишком высоко и не слишком низко, не слишком торопясь и не слишком затягивая. Ничего не было слишком. Потому что пела она ради службы Господу, а не для демонстрации своих вокальных данных. Это пение, как и все органически входящее в тебя на Святой Земле, отличалось полным отсутствием какой бы то ни было искусственности и театральности. Оно было естественным, как само дыхание.
Литургия продолжалась. Слава Богу, я хорошо знаю её последовательность, и греческий язык богослужения не мешал пониманию. Но давно известные особые моменты службы воспринимались по-новому — необыкновенной красоты Херувимская песнь, необыкновенный по красоте и торжественности Великий вход. А на Евхаристическом каноне я, неумёха, вдруг помолилась так горячо, что показалось — эта самая важная часть богослужения прошла почти мгновенно, как одно, но произнесенное от всего сердца «Господи, помилуй».
Вот мы уже сложили крестообразно руки в ожидании причастия. А монахиня-певчая запела Гимн Богородице. Тот, который раньше я много раз слышала, и даже сама пела, но не по-гречески, а на церковнославянском языке: «Марие Дево Чистая, Пресвятая Богородице... Радуйся, Невесто Неневестная!»
Поющая разговаривала с Владычицей — просто и естественно, славила Её — с щемящей искренностью и проникновенностью. По преданию, слова и мелодию этого песнопения записал святитель Нектарий, Эгинский чудотворец — он получил их от ангелов. Ангельским, совершенно неотмирным, гимн звучал здесь, на месте, которое послужило Гробом Самой Богородице.
Где мы находились, когда причащались потом Тела и Крови Господних? На земле или на небе?
Да, таинственно устроена наша память. Сильнее всего мы помним то, что увидели и услышали сердцем.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений