
Фото: Nick Moshoviths/Unsplash
Когда советские режиссёры в своих кинолентах решались заговорить на духовную тему, они, как правило, прибегали к разного рода художественным уловкам, чтобы как можно тщательнее завуалировать это своё стремление от комиссии, принимавшей фильм к прокату. Открыто, напрямую упомянуть в картине о Боге и вере в годы социализма практически стопроцентно означало, что фильм будет «положен на полку». Но всё же некоторым удавалось создать контекст, в котором крупным планом могли «безнаказанно» промелькнуть, к примеру, купола храма или даже прозвучать фрагменты из Богослужения. Однако дальше всех в мастерстве киношифровки подлинно христианских смыслов пошёл легендарный режиссер Тарковский, — так считает священник Дмитрий Барицкий, кандидат богословия и преподаватель библеистики Московской Духовной академии. И рассуждает об этом в своей книге «Сталкер — путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского».
И первое, на что автор обращает внимание читателя, а в данном случае ещё и зрителя — фильм «Сталкер» далеко не просто экранизация известного романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Отец Дмитрий рассказывает о том, как Тарковский добивался от писателей-фантастов совершенно особенного сценария. В результате фильм и литературное произведение стали разными, как небо и земля.
Причём, можно сказать, в самом буквально смысле. Потому что, как утверждает в книге «Сталкер — путь священника» отец Дмитрий Барицкий, в отличие от Стругацких, написавших интересный, но, в общем-то, вполне обычный сюжетный фантастический роман, Тарковский создал полотно, разгадать глубинную суть которого возможно, лишь с Евангельской точки зрения.
Именно с этих позиций отец Дмитрий подробно разбирает эпизоды, многочисленные смысловые напластования, сложный образно-символический ряд картины, монологи и характеры её героев — Писателя, Учёного, самого Сталкера, его жены и дочери. И делает неожиданные, любопытные, а главное, действительно неоспоримые выводы: в странной, непонятной Зоне с её таинственной комнатой, исполняющей желания, можно разглядеть образ Царства Божия. В Писателе и Учёном — людей, к нему стремящихся, но не способных до конца поверить. А в Сталкере... священника, посвятившего свою жизнь тому, чтобы подсказывать людям Путь и направлять их на нём...
Все эти рассуждения настолько любопытны и весомы, что хочется немедленно пересмотреть фильм Андрея Тарковского, пересмотреть с книгой Дмитрия Барицкого «Сталкер — путь священника» в руках.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема