Иерей Дмитрий Барицкий. «Сталкер — путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иерей Дмитрий Барицкий. «Сталкер — путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского»

* Поделиться

Кадр из фильма «Сталкер»

Когда советские режиссёры в своих кинолентах решались заговорить на духовную тему, они, как правило, прибегали к разного рода художественным уловкам, чтобы как можно тщательнее завуалировать это своё стремление от комиссии, принимавшей фильм к прокату. Открыто, напрямую упомянуть в картине о Боге и вере в годы социализма практически стопроцентно означало, что фильм будет «положен на полку». Но всё же некоторым удавалось создать контекст, в котором крупным планом могли «безнаказанно» промелькнуть, к примеру, купола храма или даже прозвучать фрагменты из Богослужения. Однако дальше всех в мастерстве киношифровки подлинно христианских смыслов пошёл легендарный режиссер Тарковский, — так считает священник Дмитрий Барицкий, кандидат богословия и преподаватель библеистики Московской Духовной академии. И рассуждает об этом в своей книге «Сталкер — путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского».

И первое, на что автор обращает внимание читателя, а в данном случае ещё и зрителя — фильм «Сталкер» далеко не просто экранизация известного романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Отец Дмитрий рассказывает о том, как Тарковский добивался от писателей-фантастов совершенно особенного сценария. В результате фильм и литературное произведение стали разными, как небо и земля.

Причём, можно сказать, в самом буквально смысле. Потому что, как утверждает в книге «Сталкер — путь священника» отец Дмитрий Барицкий, в отличие от Стругацких, написавших интересный, но, в общем-то, вполне обычный сюжетный фантастический роман, Тарковский создал полотно, разгадать глубинную суть которого возможно, лишь с Евангельской точки зрения.

Именно с этих позиций отец Дмитрий подробно разбирает эпизоды, многочисленные смысловые напластования, сложный образно-символический ряд картины, монологи и характеры её героев — Писателя, Учёного, самого Сталкера, его жены и дочери. И делает неожиданные, любопытные, а главное, действительно неоспоримые выводы: в странной, непонятной Зоне с её таинственной комнатой, исполняющей желания, можно разглядеть образ Царства Божия. В Писателе и Учёном — людей, к нему стремящихся, но не способных до конца поверить. А в Сталкере... священника, посвятившего свою жизнь тому, чтобы подсказывать людям Путь и направлять их на нём...

Все эти рассуждения настолько любопытны и весомы, что хочется немедленно пересмотреть фильм Андрея Тарковского, пересмотреть с книгой Дмитрия Барицкого «Сталкер — путь священника» в руках.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем