
— Кроме удовольствия познакомиться, у меня нет никакой цели.
— Удовольствие, конечно, и для меня чрезвычайное. Притом я никак не могу разглядеть между нами общего. Так сказать, причины...
— Причины нет. И общего нет. Потому что если я князь Мышкин и ваша супруга из нашего рода, то это, разумеется, не причина. Я это понимаю.
Только что прозвучавший диалог — одна из первых сцен телесериала «Идиот», который по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского в 2002-м году снял режиссёр Владимир Бортко. Это — сцена знакомства только что приехавшего из Европы в Россию князя Льва Николаевича Мышкина и его дальнего родственника, генерала Епанчина. Совсем скоро князя и семейство Епанчиных тесно свяжет целый ряд непредсказуемых событий, и перед зрителем развернётся необыкновенной глубины драма, которую просто невозможно объяснить в двух словах.
Именно поэтому Владимир Бортко решился на экранизацию романа «Идиот» именно в формате сериала. В 10-ти сериях режиссёру удалось почти полностью и дословно воплотить текст Достоевского и снять кино... о любви. Но в её подлинном, евангельском смысле — той любви, которая не ищет собственной выгоды и готова покрыть страдания другого человека. Именно о такой говорит князь Мышкин в разговоре с генеральшей Епанчиной, когда впервые видит портрет Настасьи Филипповны — женщины, которой суждено коренным образом повлиять на его жизнь.
— Да, хороша, даже очень. Так вы такую-то красоту цените, князь?
— Да, такую.
— То есть именно такую?
— Именно такую.
— За что?
— В этом лице страдания много.
Князь Мышкин — его блестяще сыграл Евгений Миронов — готов пожертвовать собой ради спасения Настасьи Филипповны, дискредитированной в глазах светского общества. Парфён Рогожин, образ которого невероятно ярко воплотил актёр Владимир Машков — напротив, желает лишь присвоить её, не заботясь ни о чём. Этот конфликт от серии к серии раскрывается перед зрителями с разных сторон, в него вовлекается всё больше действующих лиц. Кстати, фильм может похвастаться звёздным составом: мы видим и Михаила Боярского в роли Келлера, и Инну Чурикову с Олегом Басилашвили в роли генерала и генеральши Епанчиных, и многих других известных актёров.
Отдельно хотелось бы сказать несколько слов Евгении Миронове в роли Мышкина. Князь получился у артиста светлым, буквально излучающим любовь и доброту к людям. Достоевский признавался, что в образе Мышкина хотел воплотить черты Христа и создать прекрасного человека, идеального положительного героя, которого прежде ещё не бывало в литературе. Режиссёр сериала «Идиот» Владимир Бортко, конечно, не мог не учесть этот важный факт. В одном из ключевых эпизодов фильма, когда решается судьба Настасьи Филипповны, она единственная видит в князе не чудачество блаженного, а искреннюю любовь и готовность прощать, и своеобразно говорит об этом.
— Бывало, мечтаешь-мечтаешь, и всё такого как ты воображала. Доброго, честного, глупенького, который придёт и скажет: "Вы не виноваты, Настасья Филипповна!"
Сложные, многогранные образы, невероятно бережное отношение к оригиналу, а главное — способность пробудить в сердцах зрителей сострадание ко всем героям этого фильма. Именно о том, что сострадания достоин каждый человек — и говорит нам и сериал Владимира Бортко «Идиот», и, конечно же, Фёдор Достоевский в своём романе, который после просмотра фильма очень хочется перечитать.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер