В большом, светлом доме господ Алчевских, владельцев имения Алексеевка, что в Екатеринославской губернии, царило оживление. Хозяйка поместья, Христина Даниловна, пригласила портного – к осени её сыну Николаю, второкласснику Харьковской гимназии, нужен был новый костюм. Снимая с мальчика мерки, местный кутюрье то и дело грустно вздыхал и, наконец, не выдержал:
— Вот и у меня такой же хлопчик подрастает, – задумчиво сказал портной. – Сашей зовут. И как уж хочет учиться, да только здесь на пятьдесят вёрст – ни одной школы…
Христина Алчевская и сама с детства стремилась к знаниям. Она хотела поступить в женскую гимназию или институт благородных девиц, но отец девочки был категорически против. «Женщине образование ни к чему», - жёстко и категорично повторял он, и Христина по вечерам плакала в подушку у себя в спальне. Но однажды отец пригласил для её старших братьев домашнего учителя – студента-семинариста. Занятия проходили в гостиной за плотно закрытыми дверями. А с другой стороны дверей, в коридоре, стояла маленькая Христина и жадно ловила каждое слово. Так девочка освоила азбуку. В течение нескольких следующих лет Христина Алчевская упорно занималась самообразованием, тайком беря учебники у братьев. Таким образом, она освоила весь гимназический курс. Христина дала себе твёрдое обещание, что эти с трудом добытые знания она обязательно передаст другим.
Однажды, уже будучи замужем, Христина гостила у своих знакомых в деревне. Ранним утром она вышла в сад, и её взору представилось удивительное зрелище: на крыльце сидели молодые барышни, дочери хозяев, держа на коленях открытые книги. Вокруг них гнездились крестьянские ребятишки. Барышни учили детей чтению. «Эта поразительная сцена заронила во мне искру глубокой симпатии к нашему несчастному, неграмотному народу», – вспоминала позже Алчевская. Вернувшись в Харьков, на собственные средства она открыла в городе свою первую бесплатную Воскресную школу грамоты для бедных детей.
Чуть позже Христина Даниловна организовала ещё одну школу – на сей раз для взрослых, где обучались преимущественно женщины. Супруг Христины Даниловны, богатый предприниматель Алексей Кириллович Алчевский, всецело поддерживал начинания своей жены и не скупился на средства для воплощения её идей на благо народного просвещения.
В тысяча восемьсот семьдесят восьмом году Алчевские купили имение Алексеевка близ Екатеринослава (нынешнего Днепропетровска). Переехав туда, Христина Даниловна много общалась с крестьянами, помогала им – ухаживала за больными, снабжала продуктами. В разговорах крестьяне часто сетовали на то, что негде выучить детей грамоте. А потом в особняк Алчевских пришёл тот самый портной… Удостоверившись, что в знаниях здесь нуждаются не меньше, чем в хлебе насущном, Христина Даниловна решила строить в Алексеевке школу.
Она открылась шестого сентября тысяча восемьсот семьдесят девятого года. Это был настоящий праздник! «Мне кажется, что в жизни моей я никогда не присутствовала при таком торжестве, как сегодня. Хотела заснуть и не могу — перед глазами все та же картина: священник в светлой рясе с крестом в руках, за ним толпа детей, весёлых, нарядных…», – писала Христина Даниловна об этом событии в своём дневнике.
Благодаря бесплатным школам Алчевской образование смогли получить несколько десятков тысяч людей из народа – бедных, не имеющих средств для учёбы в гимназиях и училищах. А сама Христина Даниловна осталась в истории России как неутомимый просветитель и добрый, щедрый, милосердный человек.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер