В большом, светлом доме господ Алчевских, владельцев имения Алексеевка, что в Екатеринославской губернии, царило оживление. Хозяйка поместья, Христина Даниловна, пригласила портного – к осени её сыну Николаю, второкласснику Харьковской гимназии, нужен был новый костюм. Снимая с мальчика мерки, местный кутюрье то и дело грустно вздыхал и, наконец, не выдержал:
— Вот и у меня такой же хлопчик подрастает, – задумчиво сказал портной. – Сашей зовут. И как уж хочет учиться, да только здесь на пятьдесят вёрст – ни одной школы…
Христина Алчевская и сама с детства стремилась к знаниям. Она хотела поступить в женскую гимназию или институт благородных девиц, но отец девочки был категорически против. «Женщине образование ни к чему», - жёстко и категорично повторял он, и Христина по вечерам плакала в подушку у себя в спальне. Но однажды отец пригласил для её старших братьев домашнего учителя – студента-семинариста. Занятия проходили в гостиной за плотно закрытыми дверями. А с другой стороны дверей, в коридоре, стояла маленькая Христина и жадно ловила каждое слово. Так девочка освоила азбуку. В течение нескольких следующих лет Христина Алчевская упорно занималась самообразованием, тайком беря учебники у братьев. Таким образом, она освоила весь гимназический курс. Христина дала себе твёрдое обещание, что эти с трудом добытые знания она обязательно передаст другим.
Однажды, уже будучи замужем, Христина гостила у своих знакомых в деревне. Ранним утром она вышла в сад, и её взору представилось удивительное зрелище: на крыльце сидели молодые барышни, дочери хозяев, держа на коленях открытые книги. Вокруг них гнездились крестьянские ребятишки. Барышни учили детей чтению. «Эта поразительная сцена заронила во мне искру глубокой симпатии к нашему несчастному, неграмотному народу», – вспоминала позже Алчевская. Вернувшись в Харьков, на собственные средства она открыла в городе свою первую бесплатную Воскресную школу грамоты для бедных детей.
Чуть позже Христина Даниловна организовала ещё одну школу – на сей раз для взрослых, где обучались преимущественно женщины. Супруг Христины Даниловны, богатый предприниматель Алексей Кириллович Алчевский, всецело поддерживал начинания своей жены и не скупился на средства для воплощения её идей на благо народного просвещения.
В тысяча восемьсот семьдесят восьмом году Алчевские купили имение Алексеевка близ Екатеринослава (нынешнего Днепропетровска). Переехав туда, Христина Даниловна много общалась с крестьянами, помогала им – ухаживала за больными, снабжала продуктами. В разговорах крестьяне часто сетовали на то, что негде выучить детей грамоте. А потом в особняк Алчевских пришёл тот самый портной… Удостоверившись, что в знаниях здесь нуждаются не меньше, чем в хлебе насущном, Христина Даниловна решила строить в Алексеевке школу.
Она открылась шестого сентября тысяча восемьсот семьдесят девятого года. Это был настоящий праздник! «Мне кажется, что в жизни моей я никогда не присутствовала при таком торжестве, как сегодня. Хотела заснуть и не могу — перед глазами все та же картина: священник в светлой рясе с крестом в руках, за ним толпа детей, весёлых, нарядных…», – писала Христина Даниловна об этом событии в своём дневнике.
Благодаря бесплатным школам Алчевской образование смогли получить несколько десятков тысяч людей из народа – бедных, не имеющих средств для учёбы в гимназиях и училищах. А сама Христина Даниловна осталась в истории России как неутомимый просветитель и добрый, щедрый, милосердный человек.
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема








