Гость программы кандидат философских наук, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Николай Игоревич Герасимов.
Анархизм, отрицающий бытие всеблагого Бога, традиционно считают мировоззренчески противоположным христианству. Мир для анархиста не только лежит во зле, но и пробуждает потребность властно отказаться от всего, что стесняет и ограничивает анархию и свободу. Бердяев не раз отмечал, что Стенька Разин продолжает жить в народной памяти, анархизм и стремление к бунту не чужды русской идее. Но каков религиозный потенциал русского анархизма? Не является ли он своеобразным проявлением религиозной романтики, верящей в слишком скорое освобождение от уз и господств этого мира? Почему творцы анархизма и сегодня популярны и читаемы не только в России, но и за рубежом? Как и в чем анархизм черпал свои идеи у первых христиан? Об этом мы поговорим сегодня в программе «Философские ночи».
Священник Косьма Раина
Во второй половине ХХ века настоятелем Пятницкой церкви в белорусском селе Хойно был протоиерей Косьма Раина. Он происходил из семьи потомственного духовенства. Его отец был флотским священником. Служил на военных кораблях, исповедовал умирающих в самой гуще боя, и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре в Русско-Японскую войну 1904-го года. Героический пример родителя всегда был перед мысленным взором отца Косьмы. Особенно — в годы Великой Отечественной, когда батюшка самоотверженно помогал народу, на плечи которого легло тяжёлое и грозное бремя войны.
В первые же её дни Белоруссия была оккупирована немцами. Фашисты сразу же начали устанавливать в республике свои порядки. Затронули они и Церковь. Оккупанты разослали по всем приходам требование молиться «о победоносном германском воинстве». Получил такой приказ и отец Косьма Раина. Однако выполнять его не стал. Он категорически отказался изменять текст Богослужения, и продолжал возносить молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Предать Отечество батюшка не мог. Как не мог и оставаться в стороне от людской беды. Отец Косьма устраивал сборы средств для раненых, вдов и детей. А сколько раз тайком, с риском для жизни, он пробирался на базу партизан — в глухую деревеньку Семиховичи! Там в маленькой деревянной церквушке священник причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал погибших. Связь с партизанами батюшка поддерживал постоянно — передавал им важную информацию о передвижениях врага, организовывал доставку продовольствия. В партизанский отряд вступили два его старших сына.
Подошла Пасха 1943-го года. На праздничное Богослужение в Пятницкой церкви села Хойно собрался народ из окрестных деревень. Храм был полон. В завершение Литургии отец Косьма обратился к народу с проповедью. «...Воля Божия не в приказах оккупантов, а в заповеди Господа нашего Иисуса Христа любить друг друга и помнить всегда, что «нет больше той любви, кто душу положит за друга своя», — говорил батюшка. Он призывал всех, чем только возможно, помогать защитникам Отечества — русским солдатам. Об этих речах священника узнали фашистские захватчики.
Ранним утром 9-го октября 1943 года немцы вошли в село Хойно. Отец Косьма был в церкви — облачался к Литургии. Фашисты приказали ему снять облачение и следовать за ними. Отец Косьма понял — пришёл его последний час. Он упал на колени и стал горячо молиться. А когда поднялся на ноги, то увидел, что рядом никого нет. Это было настоящее чудо! Отец Косьма перекрестился, и бегом бросился в лес — к партизанам. Так батюшка вступил в отряд имени Кирова. Он жил в землянке, ходил в разведку, налаживал контакты со связными в деревнях и сёлах. И, конечно, продолжал совершать пастырское служение. Партизаны уважали и ценили отца Косьму. Командир отряда написал батюшке такую характеристику: «Священник Косьма Раина помогал партизанам, действовавшим в тылу врага, и призывал население оказывать им содействие. Доставлял в партизанские отряды разведданные и проявил себя как подлинный патриот своей Родины». За храбрость и самоотверженность отец Косьма был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени. Те, кто воевал в те годы плечом к плечу с героическим священником, навсегда запомнили его слова: «Братья! Все мы — сыны одной великой Родины. И да поможет нам Бог всегда защищать православную веру и Отечество!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Что мешает нам излагать захватывающие истории так, чтобы окружающие слушали нас с интересом и затаив дыхание? Можно ли преодолеть возможные преграды и стать хорошим рассказчиком?
В прежние времена сказители очень ценились в народе. Например, у поморов, жителей севера, была такая традиция: уходя на рыбный промысел, который мог длиться несколько месяцев, моряки брали с собой сказителя. Он получал паёк за то, что вечерами после тяжёлых будней развлекал рыбаков интересным повествованием. Хороший рассказчик ценился так же, как и хороший работник.
Чтобы научиться этому искусству, стоит овладеть некоторыми навыками, например, мастерством пересказа. Да, передать своими словами чужую историю, не упустив сюжетную нить и ключевые смыслы — важная способность. Тренировать данный навык поможет обсуждение с друзьями увлекательных книг или фильмов.
Второе качество — наблюдательность. Умение видеть вокруг занятные сюжеты, которые можно оформить в короткий рассказ.
Третье качество — богатство словарного запаса и способность использовать нетипичные обороты речи. Например, вместо «пришёл» сказать «примчался стремглав», «прилетел на всех парах». А глагол «увидел» заменить на выражение «бросилось в глаза», «заприметил». Подбирайте синонимы, используйте крылатые выражения, поговорки, цитаты из фильмов, стихов, любимых книг и песен — всё это украсит вашу речь, поможет увлечь собеседника.
И четвёртое. Необходимо знать драматургические приёмы, они позволяют создать интригу рассказа. Слушатель ценит, когда его заинтересовывают, озадачивают. Можно начать рассказ с конца или середины: «Я однажды беседовал с дельфином. А дело было так...» Ещё один способ зацепить внимание — начать повествование с вопроса. Например, с такого: «Знаешь, откуда взялось слово шапокляк?»
Кстати, хочу заметить, что данная и многие другие программы «Сила слова» начинаются именно с вопроса. И если вы меня всё ещё слушаете, значит, я показала себя неплохим рассказчиком.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
На струнах Псалтири. Псалом 26
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.