
У нас в гостях был дизайнер, основатель и идейный вдохновитель бренда одежды и аксессуаров «MASLOV» Вячеслав Маслов.
Наш гость рассказал о своем пути в профессии, о том, почему он решил изготавливать также вещи с православной символикой, и что для него значит быть христианином в современном обществе.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева:
— Дорогие радиослушатели, здравствуйте! С вами Кира Лаврентьева и дьякон Игорь Цуканов, «Вечер воскресенья» на радио «Вера» приветствует вас.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Как всегда, в это время мы говорим о пути христианина в светском обществе и сегодня рада вам представить дизайнера, основателя и идейного вдохновителя бренда «Маслов» Вячеслава Маслова: «Здравствуйте!»
Вячеслав Маслов:
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева:
— Знаете, чем больше я работаю на радио «Вера», чем глубже ухожу в профессию, тем больше радуюсь тому, как много прекрасных творческих талантливых людей вокруг нас. И они каким-то чудесным образом оказываются христианами. Вот это в начале программы мне хотелось бы нашим радиослушателям поведать. Потому что Вячеслав с детства в церкви, сейчас мы об этом поговорим обязательно. Он из многодетной семьи.
Вячеслав Маслов:
— Не совсем с детства, наверное, где-то с 18 лет. И в храм меня привела скорбь, скорбь о своей маме, которая внезапно умерла и мне нужно было найти решение этого вопроса, то есть, как жить дальше, веселиться, как я веселился раньше или о чём-то задуматься? При том, что я уже жил один в 18 лет, и храм у меня стоял напротив дома. Проходя мимо храма, желания не было никакого туда зайти, ни желания, ни времени. Я понимал, что это храм, он строится, был разрушенный весь, это на Плющихе Архангела Михаила на Девичьем поле. Причём окна у меня выходили прямо на храм. Потом вот обстоятельства вынудили меня что-то искать, искать нужно было прямо здесь, сейчас, сегодня. Я очень хотел носить крест с детства, вот прям с раннего детства. Я спрашивал у папы: «Пап, я крещёный?» А у нас все дети крещёные, а у меня вот непонятная ситуация: бабушка говорит, что я крещёный, папа говорит, что я некрещёный. И мне очень нужно было носить крест, вплоть до того, что я готов был его украсть в пионерском лагере, выменять у деревенских ребят. И когда в 18 лет произошли эти события, я пришёл и спросил у настоятеля, как мне быть, что мне делать, вот хочу носить крест, причём у меня других желаний не было, просто хотелось носить крест. И священник, отец Александр, настоятель этого храма сказал: «Что значит носить? Зачем тебе?». Я спросил с удивлением: «Что значит зачем? Я просто хочу, мне нравится». Это не то что веяние какое-то было — 90-е годы, там золотые кресты, а мне просто вот нужен был крест. Он говорит: «Ладно, раз ты такой настойчивый, приди в такое-то время, ты должен подготовиться». Я очень активно готовился, когда пришёл, он меня крестил в этом разрушенном храме, иконки внутри все были фотографии, то есть ещё настоящих даже не было, одна, кажется, была Михаила Архангела, остальные были бумажные. Он меня покрестил, и вот с тех пор я уже осознанно, знал, что я крещёный.
Дьякон Игорь Цуканов:
— А скорбь, которая была у вас по маме, её как-то удалось, не могу сказать преодолеть, потому что такие вещи не преодолеваются, конечно, но как-то с ней справиться благодаря приходу в храм?
Вячеслав Маслов:
— Да, да. Огромное спасибо отцу Александру Зимину, он нашёл такие слова, что... Я в детстве не очень был управляем, я хулиганил, всё, что связано с аферами детскими, я везде участвовал, и меня это всё волновало. И он нашёл ко мне подход и смог объяснить, что жизнь на этом не заканчивается, что я не единственный, у кого умирают родители. Я ему искренне благодарен, он смог не просто меня покрестить, я остался в Церкви, я стал ходить. Помню, приходил в храм и был там один на службе, один причащаешься, хор из двух человек состоит, ни дьяконов, никого не было, батюшка один и служил и всё, ни куполов не было, разрушенный храм был.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Настоящее христианство первых веков.
Кира Лаврентьева:
— А вы тогда уже были связаны с дизайном?
Дьякон Игорь Цуканов:
— С дизайном я был, конечно, связан, потому что я в 11 лет был одним из основателей кукольного театра в физико-математической школе № 57. Нас было 10 человек энтузиастов, тех, которые больше времени проводить со своим преподавателем, Львовой Еленой Леонидовной. Нам было интересно делать что-то своими руками. В общем, с 11 лет я в профессии.
Дьякон Игорь Цуканов:
— То есть вы шили кукол и моделировали их, рисовали?
Вячеслав Маслов:
— Нет. Конечно, моделировала Елена Леонидовна больше, она была идейным вдохновителем, а мы были исполнителями. Мы же не знали, что и как должно быть. Мы слушали, внимали, работали руками активно.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Но, в принципе, не каждый человек, который любит делать что-то своими руками, потом становится дизайнером. Это нужен какой-то особенный взгляд на мир. Как у вас этот переход произошёл?
Вячеслав Маслов:
— У меня переход произошёл следующим образом: я заканчиваю школу, было перепутье кем мне стать: автослесарем или портным? И там, и там надо руками работать. Ну автослесарем я понимал, как всё это происходит, у меня не было никаких сомнений, а вот как шить, то тут были сомнения: найду ли я себе применение в жизни? Вот именно такие вопросы и стояли. Когда я обратился к своему дяде Игорю Пронину, он мне простые вещи сказал: «Слав, деньги те же, но руки чистые». Я понял, что хочу стать портным.
Кира Лаврентьева:
— В смысле не измазанные машинными маслами?
Вячеслав Маслов:
— Да, понятно, что любая работа — это работа, но тем не менее у тебя будут чистые руки. Ну и, конечно, мне всё это нравилось, я не то что только конъюнктурщик, хотелось ещё и чему-то учиться. А так как мой дядя готов был поделиться опытом...
Дьякон Игорь Цуканов:
— А он как раз был портной?
Вячеслав Маслов:
— А он был портной, причём очень высокого уровня. У него уже был свой кооператив, потом ателье. Он мне с азов всё рассказывал, показывал. Дизайнером я тоже не сразу стал, придя к нему, в надежде, что сейчас всё, я буду главным дизайнером, мне дали метлу и сказали: вот, пожалуйста...
Дьякон Игорь Цуканов:
— Начни с неё.
Вячеслав Маслов:
— Да. В этой области поработай. И для меня было таким удивлением, пазл не сходился, где я, где метла, я вообще не на это учился. Я ещё тогда учился и уже начинал у него работать. Постепенно мне давали разные задания, то работа на утюге, то пришивать пуговицы, какие-то операционные вещи, которые я постепенно делал и развивался в профессии.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Дорогие друзья, напоминаю, что это «Вечер воскресенья», и мы с Кирой с радостью встречаемся и разговариваем с Вячеславом Масловым дизайнером одежды, автором известного дизайнерского бренда «Маслов». Вячеслав, скажите, пожалуйста, получается, что это искусство, которым вы начали заниматься, портновское дело досталось вам как бы по наследству от дяди. Получается, это фамильное дело, вы это воспринимаете как продолжение семейного дела или это для вас не на первом месте?
Вячеслав Маслов:
— Безусловно, я это так воспринимаю. У меня и старшая сестра, и старший брат, они тоже портные, по первой профессии, потом сестра стала заниматься детьми, брат стал заниматься другими вещами, при этом мы все через это прошли. Причём прошли у своего дяди, Игоря Пронина, огромное спасибо, что он нашёл подход к каждому из нас и вложил всё своё умение. Даже когда мне казалось, что я профессионал, всё могу, умею, сшил две пары брюк индивидуальных, я уже, естественно, себя воображал, что я достиг всего. Когда мне дядя сказал: «Вот когда ты будешь семь пар брюк в день отшивать». Я говорю: невозможно семь пар отшить за рабочий день. Он ответил: посмотрим, хочешь, покажу? И при мне он сшил брюки за 34 минуты. 34 минуты — это просто фантастика. Я стоял с секундомером, и когда я увидел, понял, что мне очень далеко до своего дяди, это при том, что какое-то время он руководит, не шьёт уже, не сидит каждый день за машинкой. Для меня это было открытием, передо мной мастер, и то, что мне доверили, я перенимал, я искренне ему благодарен.
Дьякон Игорь Цуканов:
— У вашего дяди, видно, действительно была любовь к своему делу, потому что это 90-е годы?
Вячеслав Маслов:
— Да, конец 80-х, начало 90-х.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Ну то есть тяжёлое экономически время.
Вячеслав Маслов:
— Это да. Только начинались кооперативы, не было ни материалов, ничего не было. Он преодолевал это с лёгкостью и любовью поразительной. Действительно была разруха, были карточки, талоны.
Вячеслав Маслов:
— Ну да, и чтобы передать любовь к своему делу мальчику, портновское мастерство.
Кира Лаврентьева:
— Которым в основном женщины занимаются.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Ну это стереотип такой.
Кира Лаврентьева:
— Понятно, что известные дизайнеры с мировым именем есть мужчины, но всё-таки да в основном женщины.
Вячеслав Маслов:
— Да — это было тяжело. Нужно ещё понимать, ты неусидчивый, а это работа, которая требует усидчивости. Не получается, ты должен распороть, заново собирать.
Кира Лаврентьева:
— Да вы до сих пор, по-моему, некоторые изделия сами изготавливает?
Вячеслав Маслов:
— Конечно, уже намного реже, ну, например, несколько раз в неделю я встаю и делаю что-то непосредственно своими руками, вырезаю, крою, конструирую.
Кира Лаврентьева:
— То есть своим трудом вы пришли к этому бренду, честным, целенаправленным трудом.
Вячеслав Маслов:
— Ну такое стечение обстоятельств сложилось, я ещё хочу поблагодарить Аллу Константиновну Вербер, Царство ей Небесное. Она просто увидела и поняла, что это очень востребовано и нужно на сегодняшний день, и она пригласила меня в ЦУМ, я с удовольствием начал работать. С этого всё началось, бренд с чего начался.
Дьякон Игорь Цуканов:
— С попадания в ЦУМ.
Вячеслав Маслов:
— Да. Именно как бренд «Маслов» 10 лет назад, благодаря ей.
Дьякон Игорь Цуканов:
— 10 лет назад — это 2011 год, это совсем недавно. А этот весь этот промежуток между 90-ми и 2011 годом как вы справлялись?
Вячеслав Маслов:
— Я в какой-то момент понял, что не могу быть просто портным, который шьёт брюки, мне хотелось большего. Я видел, что открываются перспективы, мне хотелось конструировать, что-то создавать. Создавать сумки, одежду. Я начал искать конструкторов, которые с удовольствием стали со мной сотрудничать, помогать мне.
Кира Лаврентьева:
— То есть вы отрисовываете модель?
Вячеслав Маслов:
— Да, я делаю технический эскиз, дальше уже начинаю сам конструировать. Потом сам шьёшь. До этого времени я делал всё сам от и до. Но тогда бренда не было, это были индивидуальные заказы.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Просто те, кто вас знал, через каких-то общих знакомых.
Вячеслав Маслов:
— Да, через сарафанное радио мы активно развивались. Работы было всегда очень много. И мы и на сегодняшний день всё время немного отстаём. Спрос превышает наши возможности. Но мы стараемся развиваться, расти активно.
Кира Лаврентьева:
— Понятно, что бренд дорогой. Там используются натуральные материалы. Зимняя верхняя одежда — это всегда дорого.
Вячеслав Маслов:
— И всё сделано руками.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Плюс сделано всё руками, каждый стежок, каждая ниточка, какая-то ювелирная совершенно работа. Понятно, что для обычных среднестатистических жителей нашей страны он не доступен. Я хочу рассказать радиослушателям, что Вячеслав творчески подходит к таким историям как школьная форма, он очень помогает... Я так понимаю, вы разрабатывали дизайн формы елизаветинской гимназии, храма Антипы Пергамского, там тоже есть свои толстовки с буквой А легендарные, из многие знают и видели. Вот это как раз тоже Вячеслав подготовил. То есть вы идёте в этой православной нашей среде и тоже находите свою нишу.
Вячеслав Маслов:
— Хочется принимать участие не только в бизнесе. Ещё хочется быть причастным...
Кира Лаврентьева:
— К христианским проектам.
Вячеслав Маслов:
— Да, христианским проектам, таким как храм Антипы, трапезная Антипы. Храм Антипы организовал нескольких дизайнеров, большое количество дизайнеров и ювелиров, и людей, которые делают иконы, мозаики, и мне случилось поучаствовать со своими толстовками. Я предложив настоятелю отцу Андрею вариант видения храма Антипы в толстовках, он поддержал, и мы активно предлагаем и прихожанам, и простым людям наши толстовки, которые мы делаем, ещё мы делаем православные толстовки с «НИКА» и «Чаю воскресения мертвых».
Дьякон Игорь Цуканов:
— «НИКА» это вы имеете в виду надпись Иисус Христос?
Вячеслав Маслов:
— Да. Иисус Христос победитель. Мы с удовольствием предлагаем это всё нашим покупателям и прихожанам. А как это всё появилось. Я несколько лет назад был на Афоне. Там я увидел, в каждом монастыре есть свои толстовочки, маечки, они были, прям такое ощущение, что на коленке сделаны. Это не значит, что монахи их делали, ну не очень. Я тогда спросил настоятеля одного из монастырей: «Благословите меня сделать толстовки», и вот что из этого получилось. Мы теперь делаем «Иисус Христос — победитель» и «Чаю воскресения мертвых». Я хочу сказать, что, работая с храмом Антипы, и светские, театр имени Пушкина, то есть мы и с ними работаем, и многие другие крупные магазины, музеи, которые тоже хотят, чтобы мы с ними сотрудничали, мы никому не отказываем, наоборот.
Дьякон Игорь Цуканов:
— В этой работе есть какой-то элемент благотворительности с вашей стороны?
Вячеслав Маслов:
— Конечно.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Вы им не продаёте, а дарите?
Вячеслав Маслов:
— Нет. Какую-то часть. Это не то, что... Что-то мы дарим, на что-то делаем скидки или ещё что-то. При этом с храмом Антипы мы стараемся держать невысокие цены, чтобы люди могли... Потому что именно на нашем сайте цена практически в два раза выше, чем... Люди, которые не могут себе позволить, мы направляем в храм Антипы.
Дьякон Игорь Цуканов:
— То есть такой индивидуальный подход.
Вячеслав Маслов:
— Ну да. Бесплатно мы не можем, но какую-то часть...
Кира Лаврентьева:
— Конечно, люди же работают.
Вячеслав Маслов:
— Опять-таки вопрос за наше видение, мы так видим и занимаемся.
Кира Лаврентьева:
— Это, конечно, очень здорово. Получается, ты ходишь в толстовках христианских, и они доступно стоят, и ты себя очень здорово чувствуешь, потому что очень хорошее качество одежды. Это сейчас не реклама, потому что нам тоже с Игорем Вячеслав подарил эти толстовки, мы сидим и радуемся. Получается, что и христиане могут стильно выглядеть.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Я сразу в таких случаях вспоминаю, когда учился в Свято-Тихоновском институте, один из наших преподавателей, который преподавал миссионерскую деятельность, говорил, что в христианстве всё должно быть высшего качества. Когда люди приходят в церковь, они должны видеть там красоту, если им показывают видео или слайды, телевизор должен быть с большим экраном и хорошим качеством изображения. То есть люди должны видеть, что мир Божий, он красивый прежде всего. То, что вы рассказываете, очень понятно.
Кира Лаврентьева:
— Что люди тоже трудятся на совесть внутри церкви.
Вячеслав Маслов:
— Для нас это очень важно. Ты же сам носишь эту одежду. Ты переживаешь, когда всё конструируешь, на этапе даже эскиза, ты всё время думаешь: а будут ли носить люди, а сам ты будешь носить?
Дьякон Игорь Цуканов:
— То есть такой критерий?
Вячеслав Маслов:
— На мой взгляд, это всегда очень важно. Если ты это делаешь: мы пытаемся заработать, я боюсь, это не всегда работает. А когда ты это пропускаешь через себя, конечно, и люди отзываются. А у нас же как? Клиент он голосует рублём, поэтому мы вынуждены всё время думать о людях, которые будут носить эту одежду. Для нас каждое мнение очень важно. Не обязательно оно должно быть положительным. Мы воспринимаем и конструктивную критику. Это нам даже очень важно и нужно, если мы будем летать в облаках, ах какой я замечательный, прекрасный, можно улететь не туда.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Мы вернёмся к этой теме обязательно, напоминаю, друзья, что сегодня у нас и у вас в гостях Вячеслав Маслов, дизайнер одежды, автор и основатель дизайнерского бренда «Маслов».
«Вечер воскресенья» на радио «Вера» продолжается, дорогие радиослушатели! С вами Кира Лаврентьева и дьякон Игорь Цуканов и ещё раз представляю вам нашего дорого гостя дизайнера, основателя и идейного вдохновителя бренда «Маслов» Вячеслава Маслова, и мы говорим о пути христианина в светском обществе, у нас эта тема особо обострена. Ну, казалось бы, что может быть более светское, чем бренд дизайнерской одежды. И конечно, здесь очень интересно спросить, как вы находите внутри себя баланс христианского мировоззрения и баланс акцента на внешнем виде. Фактически ваш труд направлен на то, чтоб человек выглядел красиво. А это всё равно где-то тщеславие...
Вячеслав Маслов:
— Самопрезентация.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Да, вот где здесь грань, чтобы удерживаться. Не улетать куда не надо?
Вячеслав Маслов:
— Ну это у каждого, мне кажется, человека внутри. Я не могу сказать где эта определённая грань.
Кира Лаврентьева:
— Тогда можно по-другому: давайте не будем спрашивать о всех, давайте спросим о вас. Вы очень уже известный дизайнер во всех этих кругах, ваш бренд представлен и в известных магазинах, и в городах многих, то есть вас знают люди. Насколько вам удаётся держать этот баланс: чтобы из берегов не выходить, говоря обыденным языком и помнить о себе, как о христианине?
Вячеслав Маслов:
— Я, честно говоря, никогда не задумывался.
Кира Лаврентьева:
— Вот может, это и прекрасно, знаете, как с одним батюшкой, видела цитату: батюшка, до знакомства с вами, мы ничего не знали о грехах и страстях. До знакомства с нами Вячеслав ничего не знал о тщеславии и гордыне, и вот сегодня он об этом узнал.
Вячеслав Маслов:
— Ну тщеславие и гордыня, конечно, мне это всё знакомо, а как найти баланс между одеждой и своим внутренним миром, не знаю. Мне кажется, это идёт естественным образом. Я не могу сказать.
Кира Лаврентьева:
— Ну смотрите, вы определённо выполняете какой-то замысел Божий о себе, вы умножаете свой талант, который очевидно у вас есть. Вот в чём вы видите для себя первостепенную задачу?
Вячеслав Маслов:
— Первоочередную задачу я вижу, чтобы не жить только этим брендом. У меня прежде всего — это Бог, а потом уже всё остальное, я бы так разделил. Я никогда не выстраивал никаких критериев, вот это я могу делать, а вот это не могу. Понятно, что Господь создал человека. Он же его одел. Мы и живём в этом всём. Мужские вещи надевают мужчины, женские — надевают женщины, и никаких других критериев я не вижу.
Вячеслав Маслов:
— То есть умножение вот этой красоты, гармонии между внешним и внутренним. Бренд «Маслов» я представляю и хочу нести посыл, что эта одежда для жизни. Чтобы любой человек мог надеть её...
Кира Лаврентьева:
— И радоваться...
Вячеслав Маслов:
— Да, и пойти и в театр, и в кино, и на работу, вести спортивный образ жизни. Я не только дизайнер, я ещё люблю хоккей, у нас есть команда «Туча», которую мы назвали в честь нашего отца-вдохновителя. Тут я тоже разработал дизайн, и все ребята приняли. Надо понимать, что возраст 47 лет — я самый молодой, нужно было найти компромисс между всеми, слава Богу, нашли, договорились, обсудили.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Ну когда речь идёт о форме — это да. Это что-то такое, что людей объединяет, нужно, чтобы её все приняли, всем она понравилась.
Вячеслав Маслов:
— Да. Потом же очень много вещей не то что я придумал, я такой гениальный, идёт всё время общение, будь то портные, будь то конструктора, мне интересно мнение всех. Я где-то слышал, что на флоте до революции капитан собирал всю команду от низших чинов до высших и ставился вопрос, и давали слово низшему составу, высказывался каждый, и так принимали решение. Я стараюсь действовать в таком ключе. Чтобы все высказались, это не значит, что я приму ту или иную точку зрения, я постараюсь найти компромисс. Так как титаник «Маслов» ещё на плаву, ходит по морям и океанам, хочется, чтобы он и дальше шёл.
Дьякон Игорь Цуканов:
— А команда у вас большая? Люди, к которым вы прислушиваетесь?
Вячеслав Маслов:
— Не очень большая, порядка 13 человек, но когда речь заходит о каких-то масштабах, мы используем костяк, который принимает непосредственно решения, и всё это через общение. Всё время ты находишься в состоянии какого-то компромисса, у тебя нет вот так и всё. У нас всё не так. Ты всё время должен принимать компромиссные решения, которые бы устраивали всех, и, прежде всего, твой внутренний голос, который бы говорил: да, вот это можешь делать, нормально.
Дьякон Игорь Цуканов:
— То есть так, чтобы ударить кулаком по столу и сказать: будет так! Это редкость.
Вячеслав Маслов:
— Этого просто не бывает. Ну нет такой задачи, хочется услышать всех и принять правильное решение. На сегодняшний день, так как у нас идёт большой рост компании, значит, пока мы на правильном пути.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Я бы хотел спросить ещё вот какую вещь: бренд «Маслов» действительно известен. Есть такой стереотип, что для того, чтобы пробиться успеха, присутствовать в дорогих бутиках, в местах, куда ходят очень обеспеченные люди, пробиться наверх невозможно, не переступая какие-то этические принципы, не нарушая законы. Люди так считают. У вас в этом смысле какой-то уникальный путь, тут же ещё и вопрос конкуренции, потому что есть масса брендов, зарубежных в том числе, с которыми вы уже конкурируете напрямую. Это тоже наверняка непросто. И могут быть какие-то интриги, не интриги, я не знаю, как это всё выглядит.
Кира Лаврентьева:
— Скандалы, интриги, расследования.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Как вы проходите между этими Сцилой и Харибдой, если можно так выразиться?
Вячеслав Маслов:
— Бывают моменты, когда очень тяжело. Но опять-таки, мы должны производить лучше, выше, сильнее. Вот всё время мы на низком старте, мы должны слышать своих клиентов. Как только ты начинаешь слушать и слышать, Господь тебя как-то направляет, без Бога я вообще не приступаю. С утра проснулся: Господи, благодарю, дай силы, я пошёл работать. С 18 лет это происходит каждый день, ты всё время не забываешь: главное, благодарить, вот это самое, на мой взгляд, важное. Хорошо или что-то не доделал, или что-то ещё, всегда ты должен благодарить. Без благодарности, без любви, не только к себе, к людям, которые тебя окружают, ты всё время должен быть в благодарности.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Благодарность рождается тогда, когда ты всё-таки как-то чувствуешь присутствие Бога в жизни, значит, вы ощущаете Его помощь, да? Такое постоянное соприсутствие рядом?
Вячеслав Маслов:
— Да, да. Вплоть до того, что вы вот говорите: как трудно с конкуренцией, ещё что-то. Да, были такие моменты, и сейчас происходят, это нормально. Ты должен выживать в этом мире, это нормально, я же не единственный портной, который занимается одеждой, таких миллионы, и все хотят продавать свою продукцию в том или ином месте, поэтому ты должен быть всё время на шаг впереди, всё время думать: что дальше? Как это всё будет? Если ты будешь переживать и строить козни, которые тебе строят, это всё бессмысленно. Это всё как раз не по-Божьему, Господь же, Его и били, и чего только не творили, и плевали, издевались. А Он говорил: не ведают, что творят. То есть на Кресте всех простил. Вот и от нас, мне кажется, Господь ждёт то же самое.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Делать своё дело и не обращать внимания.
Вячеслав Маслов:
— Да, делать своё дело и идти дальше. Это просто необходимо.
Кира Лаврентьева:
— А вот эта история с облачениями для Святейшего патриарха Алексия? Вообще чудесная.
Вячеслав Маслов:
— Да. Это было, конечно, неожиданно. Тоже как раз происходило в храме Архангела Михаила на Девичьем поле, ко мне подходит отец Александр и говорит: «Слав, ты шьёшь облачение для патриарха». Я говорю: «Отец Александр? Я никогда... Где я, а где облачения? Он говорит...: «Ты не переживай, я тебе дам образец, ты справишься»
Кира Лаврентьева:
— Бренда ещё не было тогда?
Вячеслав Маслов:
— Бренда не было. И я просто, было такое непонимание. Ну, думаю, образец даст, я по нему, наверное, всё сделаю. Потом он говорит, что это будет второе освящение храма и нужно будет шить облачения. Я думаю, там и митра, и всё, как я это буду делать? Он говорит: не переживай, это попроще, нужно будет сделать фартуки, там патриарху, двум владыкам и пятнадцати священникам. Я говорю: это вообще ерунда. Ну что там? Нарукавники сделать и фартуки, и каково было моё удивление, когда начались такие испытания, что было очень тяжело делать. Я просто места себе не находил, очень переживал, что я не успею, не справлюсь, и, буквально, в день освящения доделал всё, сдал. Патриарх освятил, всё очень понравилось, всё было замечательно. Ну сделал и сделал, и ушёл, на следующие выходные прихожу, ко мне подходит настоятель и говорит: «Вячеслав, патриарх просил вам передать». Я думаю, что ж мне может передать патриарх? Он говорит: «Много было освящений, но чтоб таким образом подходили к облачению для освящения, это впервые». Это была очень высокая оценка, тут я, конечно, чуть не взлетел.
Дьякон Игорь Цуканов:
— «Вечер воскресенья» на радио «Вера», сегодня в гостях у нас автор и идейный вдохновитель авторского бренда «Маслов». Вячеслав, хотелось спросить, есть ли у вас как у христианина, уже давнего такого, осознанного христианина, какие-то критерии оценки одежды. В том смысле, что бывает одежда слишком эпатирующая, вызывающая, соблазняющая, одежда бывает очень разная. Чем вы руководствуетесь, когда разрабатываете или оцениваете чьи-то разработки? Были ли случаи, когда вы отказывались от каких-то заказов, например, на эту тему можете сказать?
Вячеслав Маслов:
— Ну, конечно. Такие праздники, как Хэллоуин, мне это было никогда не интересно, потому что очень многие считают, что в этом нет ничего такого.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Шуточки такие.
Вячеслав Маслов:
— Да, ну шуточки и шуточки. Но эти шуточки для меня неприемлемы.
Дьякон Игорь Цуканов:
— А обращались с такими заказами?
Вячеслав Маслов:
— Ну обращаются всё время, потому что, к сожалению, у нас это уже и в школах на сегодняшний день празднуют. Конечно, это большая трагедия, что мы вместо наших православных праздников предпочитаем какие-то зарубежные, которых у нас никогда не было.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Ну сейчас как-то празднуют и Хэллоуин, и Рождество.
Вячеслав Маслов:
— Да. Это как-то на одном уровне. Для многих, к сожалению, в этом нет ничего удивительного, а для меня как человека, знакомого с церковью, это тяжело, неприемлемо, я не готов. Понятное дело, ты можешь себе придумать: ну я же просто деньги зарабатываю. Но есть моменты, когда ты подсознательно-не подсознательно, а вот не идёт, как-то не получается. Ты, может, и рад бы, а Господь отводит тебя. Стараюсь слышать, видеть и не принимать в этом участия. Это мне неблизко. Вот, например, мы с известным Петром Аксёновым ювелиром в 2005 или 2010, не помню, делали русские сказки. Вот это интересно, это вдохновляет. Вот тут ты ночами не спишь и работаешь, это что-то высокое, творческое, тебе это интересно. Хотя, казалось бы, и тут костюмы, и тут костюмы. Тут просто каждый сам выбирает, хочет он или не хочет. Но мне вот с Аксёновым очень понравилось работать, как ювелиром. Я к этому проекту делал все костюмы, включая кокошники, которые, кстати, сейчас можно увидеть в Щукинском училище, мы подарили им.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Это для театра?
Вячеслав Маслов:
— Да, для театра. Это как бы проектная работа, мы отсняли всё, мне очень жалко, когда костюмы просто висят. Хочется, чтобы будущие актёры, режиссёры могли пользоваться какими-то высококачественными костюмами. Мы делали там шёлк, соболь, то есть, самые передовые технологии.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Расстарались.
Вячеслав Маслов:
— Да. Расстарались прям максимально. Причём мы этот проект делали целый год, целый год мы шили костюмы. Ну порядка 40-50 костюмов, у нас там и бояре, и цари, царевны.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Ну да, и сделать на один как-то раз жалко.
Вячеслав Маслов:
— Нет, мы очень тепло, и он действительно в своё время прошёл очень ярко, нам это очень понравилось. Так интересно.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Вячеслав, вы уже не раз сказали, что у вас есть плотный контакт с вашими клиентами, вы всё время их мнением интересуетесь, а как обратная связь функционирует? Потому что понятно, когда это говорит актёр, актёру пишут письма, у него творческие вечера, на которых он общается со своими поклонниками, а вот когда речь идёт о разработчике дизайнерского бренда, каким образом у вас происходит связь с вашими клиентами?
Вячеслав Маслов:
— Существует очень много разных отзывов и на сайтах, и в инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)х, и в фэйсбуках, во всех социальных сетях. Но я вас уверяю, если вещь не нравится, вы услышите всё.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Люди найдут способ.
Вячеслав Маслов:
— Да, люди найдут способ тебе сказать, донести, чтоб ты это услышал и зарубил себе на носу. Слава Богу, такое не так часто происходит, но оно всё равно происходит. Это не значит, что мы безгрешны. Нет, конечно, мы тоже ошибаемся, потому что мы люди. Но мы это слышим, сразу пытаемся исправить, чтобы человек знал, что бренд «Маслов», если уж произойдёт момент, ну у людей бывает, там порвалась куртка, или ещё что-то, конечно, мы её исправим.
Дьякон Игорь Цуканов:
— А что вы обычно в таких случаях людям предлагаете? Вернуть вещь, починить, какие варианты?
Вячеслав Маслов:
— Ну, как правило, происходят какие-то поломки, они происходят не в начале пути, а в каком-то процессе. Человек носил, потом где-то зацепился, ещё что-то, он к нам обращается, мы говорим: мы вам всё сделаем, независимо от масштаба бедствия. Например, одна женщина обратилась, она купила сумку одну из самых ранних, она её относила лет 10, и она позвонила и говорит: «Слава, сумка вообще идеальная, но вот замочек сломался». А он просто от времени уже. Ну, конечно, мы просто взяли и дали новую сумку человеку. Ну а как? Человек 10 лет носит твою сумку верой и правдой, а как? А что сказать: мы вам замок поменяем? Да нет, конечно, в благодарность за то, что носит, мы поддержали. Для неё это, конечно, было удивлением, пазл не сходился: я вроде замок хотела починить, а тут ей вот. Разные бывают случаи, моменты. Бывает так, что замок сломан. Замок сломан, к сожалению, мы не производим замок, но мы берём и исправляем, то есть, если нужно поменять молнию, берёшь, меняешь. У нас существует огромная проблема, извиняюсь, что я плавно перехожу к производству, что у нас нет ничего практически отечественного. Мы используем материалы итальянские, фурнитуру швейцарскую, приклад, нитки немецкие, а так хочется делать это всё из отечественного. На сегодняшний день, если бы у нас появилась такая возможность, не турецкое, не итальянское, мы с удовольствием бы это всё производили из наших материалов отечественных. Например, в Италии, почему называется made in Italy? Нет версий?
Дьякон Игорь Цуканов:
— Потому что сделано в Италии?
Вячеслав Маслов:
— Потому что всё сделано от пуговицы до конечного изделия, всё сделано, от этого и пошло made in Italy, потому что они всё произвели: и фурнитуру, и нитки, и ткань, и кожу. Всё до мельчайших. А мы, к сожалению, не можем написать made in Moscow, made in Россия, потому что из made in Россия у нас только руки.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Как интересно. А многие ведь, наверно, пишут.
Вячеслав Маслов:
— Понятное дело, наша конструкция, мы конструируем, там лекало, а всё остальное-то у нас зарубежное, а нам очень бы хотелось, чтобы нас услышал и Сергей Семёнович Собянин, и Владимир Владимирович Путин, и всё-таки обратили внимание на производственников, которые производят. Я уверен, что они есть. Им просто надо...
Кира Лаврентьева:
— Дать зелёный свет.
Вячеслав Маслов:
— Дать зелёный свет.
Дьякон Игорь Цуканов:
— Вот, дорогие друзья, если среди вас есть те, кто производит нитки крепкие, фурнитуру, или что-то, что может пригодиться Вячеславу Маслову, пожалуйста, дайте знать о себе.
Кира Лаврентьева:
— Так неожиданно заканчивается разговор. Огромное спасибо, дорогие радиослушатели, сегодня у нас был очень интересный разговор, мы с Игорем просто вдохновились. «Вечер воскресенья» на радио «Вера», с вами дьякон Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева и в этом часе с нами был основатель, идейный вдохновитель бренда «Маслов» Вячеслав Маслов, мы говорили о создании бренда, о творческом пути Вячеслава, о его встрече со Христом, с Церковью, о его жизни внутри Церкви. Огромное спасибо, Вячеслав, было очень интересно.
Вячеслав Маслов:
— И вам спасибо за приглашение!
Дьякон Игорь Цуканов:
— Побольше бы таких гостей у нас было!
Кира Лаврентьева:
— Это правда. Мы прощаемся с вами до следующего воскресенья, до свиданья!
Дьякон Игорь Цуканов:
— Всего доброго!
Вячеслав Маслов:
— До свидания!
Второе соборное послание святого апостола Петра

Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Духовная жизнь — это жизнь по определённым правилам. И для того, чтобы эти правила усвоить, нам необходим проводник. Именно поэтому спрос на духовных учителей всегда был и останется высоким. Но как не ошибиться в выборе наставника? Как выбрать, кого слушать, а кого нет? Один из важных критериев находим в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Отрывок, который только что прозвучал, — это призыв апостола Петра к христианам избегать ложных пророков и ложных учителей. Из истории мы знаем, что опасность псевдохристианства всегда подстерегала верующих. Время от времени в Церкви появлялись проповедники, которые своей харизмой увлекали людей, но при этом навязывали им образ мысли и жизни, который входил в резкое противоречие с заповедями Спасителя.
Сегодня апостол Пётр указывает на характерный признак этих людей. Они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Важно подчеркнуть. По словам апостола, их побуждает к такому поведению скверная похоть плоти. Это выражение не обязательно понимать в его узком значении. Дескать они одержимы блудной страстью. Скверная похоть плоти — это то, что воодушевляет человека во всём искать свою корыстную выгоду.
Вот именно это настроение и заставляет этих ложных учителей противиться тем, кто поставлен заботится о церковном единстве. Они одержимы духом противления. Упорно настаивают на своём. Не в силах думать об общем благополучие, но заняты лишь собственными идеями и проектами.
Яркий пример подобного поведения апостол Пётр находит в Священном Писании. Когда евреи во главе с Моисеем возвращались из Египетского плена в Палестину, один из местных царьков нанял провидца по имени Валаам, чтобы тот при помощи магических заклинаний проклял богоизбранный народ. Валааму обещали за это кругленькую сумму. Бог явился кудеснику лично и предостерёг его от безумного поступка. Валаам на словах отказался от своей затеи, однако позже всё-таки пошёл, чтобы проклясть евреев. Он боялся Бога. Но ещё больше боялся потерять деньги. А потому стал противником Творцу.
Важное напоминание всем нам. Для подлинного ученика Христова не характерно враждовать и воевать с окружающими людьми. «Не противьтесь злому», — говорит об этом Сам Господь. Это не означает, что мы не можем защищаться от агрессии. Это означает, что мы не должны быть её инициаторами. Есть люди, которым комфортно жить в конфликте и эмоциональном возбуждении. Внутри они исполнены претензий к жизни и окружающим. Их хлебом не корми, но дай с кем-то поспорить и кому-то что-до доказать. Их мнение всегда должно быть последним. Даже если они научились держать его при себе. Прислушаемся к совету апостола Петра. Лучше от таких удаляться. Искать тех, чей дух мирен. Тех, кого окружает атмосфера покоя и тишины. А для того, чтобы такого человека встретить и распознать, нам необходимо и самим взращивать тишину и покой в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Нина Дорицци-Малер

В 1970-м году в церкви Воскресения Христова швейцарского города Цюриха шла литургия. Наступило время Причастия. Прихожане благоговейно выстроились в очередь к Чаше. Но вдруг среди людей началось шевеление. Народ расступался, пропуская кого-то вперёд. Перед священником оказалась инвалидная коляска. В ней сидела молодая девушка. «Нина», — назвала она батюшке своё имя. Голос глухой, сдавленный, хрипловатый. На лице — отпечаток недуга и страдания. Но глаза девушки светились радостью. В тот день после долгих лет, проведённых в больничной палате, она впервые приехала в храм и причастилась. Так началась новая жизнь Нины Дорицци-Малер — женщины, которая сумела впоследствии не только побороть собственную болезнь, но и найти силы, чтобы помогать другим людям.
Нина Малер родилась в 1944-м году в Швейцарии, в православной семье потомков русских иммигрантов. Долгое время она ничем не отличалась от сверстников. Бойкая, жизнерадостная девочка прилежно училась, занималась спортом, увлекалась туризмом, неплохо пела. Но однажды любимые занятия стали для Нины навсегда недоступны. Это произошло, когда ей исполнилось шестнадцать. Девушка заболела полиомиелитом и оказалась на больничной койке. Её парализовало, способность двигаться она утратила. Даже дышала Нина с помощью специального аппарата — огромного, размером со шкаф. Кислород подавался через катетер, введённый в трахею. Немного шевелились у неё лишь губы и язык. Когда нужно было подозвать медсестру, Нина слегка причмокивала — и это всё, что она могла. Врачи давали неутешительные прогнозы: считали, что девушке осталось недолго. Но прикованная к постели, парализованная Нина хотела жить! Она горячо молилась Богу. И мечтала о том, чтобы снова самостоятельно передвигаться. О доме, обустроенном специальными механическими приспособлениями для людей с инвалидностью.
Нина решила бороться. Под руководством терапевта невероятными усилиями ей удалось научиться сжимать во рту палочку. Постепенно с её помощью, она научилась печатать на машинке! А через некоторое время упорные физиотерапевтические упражнения помогли, пусть и не в полной мере, восстановить голос. Друзья и знакомые Нины собрали средства и приобрели для девушки особое кресло-коляску и новый, лёгкий и мобильный, дыхательный аппарат, который крепился к коляске. Теперь Нина больше не была привязана к палате и выезжала на прогулки в больничный сад. Однажды она встретила там молодого человека по имени Урс Дорицци. Они познакомились, со временем полюбили друг друга. И обвенчались! Урс оборудовал дом всеми доступными по тем временам техническими средствами, чтобы Нина могла самостоятельно по нему передвигаться. После долгих лет девушка, наконец, покинула клинику.
Однажды Нина предложила мужу организовать в их доме что-то вроде приюта для инвалидов — ведь далеко не у каждого есть возможность окружить себя комфортной средой. Урс поддержал идею жены, и скоро у них поселились несколько человек. Для многих это стало возможностью начать самостоятельную жизнь. Тогдашний настоятель Воскресенского храма в Цюрихе, священник Олег Батов, часто навещал Нину. Он вспоминал, что обитатели её дома были общиной, в которой люди по-евангельски несут бремя друг друга. Нина поднимала их дух, подбадривала, не давала унывать. Она помогала людям научиться помогать себе. Говорила: «Посмотрите на меня. Я — смогла. Сможете и вы».
Нина, действительно, смогла очень многое. Упорным трудом она освоила компьютер — научилась печатать с помощью всё той же палочки, зажатой во рту. Стала работать приходским секретарём своего храма. Дистанционно получила высшее образование. Начала писать и публиковать статьи и книги, в которых обращала внимание общества на проблемы инвалидов. А в 90-х годах ХХ века основала благотворительный фонд. Фонд Нины Дорицци-Малер много помогал российским инвалидам. Направлял из Швейцарии в Москву современные электрические и ручные кресла-коляски, а ещё компьютеры и модемы, которые отправлялись в отдалённые деревни и сёла, чтобы инвалиды могли пользоваться интернетом — ведь для многих из них это была единственная связь с миром.
Нина Дорицци-Малер скончалась в ноябре 2008 года в возрасте 64-х лет. В своей автобиографической книге «Я живу!» она писала: «Нельзя замыкаться в болезни. Наше пребывание на этом свете — не зря. Так захотел Бог. А Он, конечно, знает для чего и зачем, и почему всё в жизни обстоит именно так. Ибо не даёт Господь креста не по силам».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как известно, человеческий мозг устроен так, что всегда старается экономить силы. В новой для себя ситуации он задействует большие ресурсы, но как только обвыкается, снижает напряжение до минимума, и действия, первоначально вызывавшие у нас панику, мы начинаем совершать автоматически. Но ли присутствовать автоматизм в области веры? Ответ на этот вопрос звучит в 27-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Если мы задумаемся о своих отношениях с окружающими и особенно близкими, мы поймём, что многое в них доведено до автоматизма. Более-менее точно понимая, чего ждать друг от друга, мы заранее рассчитываем на привычные действия. Гарантировать, конечно, что-либо сложно, но иногда в отношении друг друга мы можем сказать — я твёрдо уверен, что он это сделает и не подведёт. Опыт подобной уверенности в другом человеке бывает трагичным в том смысле, что человек может подвести, дать слабину и в какой-то важный момент выбрать своё благо вместо общего, на которое мы рассчитывали и в котором были уверены. Однако, несмотря на всю трагичность, этот опыт оказывается важным в отношениях с Богом. Только он, естественно, становится более глубоким и сложным. И сложность такого доверия заключается в том, что мы призваны доверять не только там, где всё идёт по-нашему, не только в ситуациях, суть которых мы понимаем, но даже там, где наши планы ломаются и мы не понимаем практически ничего.
27-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с утверждения, важнее которого в Ветхом Завете сложно подобрать. Формулировки, конечно, могут быть разными, но суть одна: человек называет Бога своей опорой. Давид взывает к Богу, как к твердыне, к скале, на которой он стоит, к родителю, в любви которого он совершенно не сомневается. Но в каком положении Давид обращается к Богу с такими словами? Когда именно он доверяет Ему? Только ли когда у него нет проблем и всё хорошо? Отнюдь нет. Он говорит: «Твердыня моя, Господи, не молчи, чтобы при молчании Твоём я не стал похож на умирающего. То есть дай мне знать, что Ты всё ещё со мной. Враги рядом, они говорят о мире, а в сердце у них зло, не погуби же меня вместе с ними».
Мы видим, что доверие Давида звучит из глубины, но не означает при этом отчаяния. Он взывает к милости, вдалеке от храма простирает к нему руки. Ему трудно, но он ни на мгновение не сомневается в Боге, почему и просьба перерастает в уверенность. Удивительным образом на пространстве трёх предложений мы видим три времени: воздай им, просит он Бога, и уже знает, что Бог разрушит козни врагов, и не только разрушит в будущем, ведь Он помог и укрепил молящегося уже сейчас.
Ступая по земле, мы совершенно не задумываемся о том, что доверяем ей. Мы идём по ней с уверенностью, что она не разверзнется под нами. Доверяя Богу, мы точно так же не должны сомневаться в Нём, как не сомневаемся в земле, по которой идём. Но учитывая, что перед нами живая личность, наши отношения никогда не должны становиться автоматическими. Землёй под нашими ногами ничто не движет, когда она гарантирует нам свою твёрдость. В свою очередь Бог поддерживает нас не автоматически, но потому, что Он есть любовь.