У нас в гостях певец, музыкант, композитор Петр Налич.
Наш гость рассказал, какое место вера занимает в его жизни и творчестве и что для него значит быть христианином в современном мире.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианин в современном мире». Серей Рудов
- «Христианин в современном мире». Наталья Смирнова
- «Христианин в современном мире». Наталья Богданова
К. Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на радио «Вера» вновь приветствует вас. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. И как всегда в этом часе, мы говорим с нашими гостями о пути христианина в светском обществе. И гости наши, к счастью, всегда очень интересны, очень глубокие, и путь у них совершенно уникальный — как и создал нас Господь.
С радостью представляю вам нашего сегодняшнего гостя — у нас сегодня в гостях певец, композитор Петр Налич. Здравствуйте, Петр!
П. Налич
— Добрый день, Кира! Здравствуйте всем!
К. Лаврентьева
— Вы знаете, я долго думала, как начать нашу программу. Потому что, казалось бы, вопросы понятные — как Вы пришли к вере, как Вы стали верующим человеком, как открылась для Вас Церковь святая и духовный мир... И тут, к счастью, к моему большому счастью, в одном из Ваших интервью мне попалась удивительная цитата.
Почему я привожу именно ее, объясню. Потому что, как мне кажется, эта цитата как нельзя лучше подмечает Ваш вот этот вот уникальный, чудесный музыкальный внутренний мир. Послушайте...
«Когда я в детстве ходил в школу по улице, и потом вдруг узнал, что можно пройти по другой, я прошел по ней. И долгое время, несколько лет пространства между этими двумя улицами просто не существовало. Там была «черная дыра»...
Потом Вы приводите следующий пример: «Мы лазили по крышам. Мы перелезли с одной улицы и попали в другой двор; и это был такой прорыв! И это было совершенно чудесно, вот эти белые пятна...».
И дальше Вы говорите о том, что жизнь человека — это непрестанно переход на другую улицу, когда закрываются какие-то белые пятна, и ты понимаешь, что там не было пропасти — там было огромное богатое пространство...
П. Налич
— Да, и связи эти тоже неожиданными оказываются...
К. Лаврентьева
— Совершенно неожиданными...
П. Налич
— Это были улица Петровка и ныне Дмитровка — улица Пушкина называлась — Большая Дмитровка. Да, действительно, эти дворы мы исследовали постепенно, и у меня вдруг они в принципе соединились. Потому что я понял, что они как бы вот ближе, да, то есть...
Ну да, мне кажется, это интересное такое вот, по крайней мере, замечание, наверное — из того, как оно со мной происходит. Может быть, кто-то тоже такие аналоги в своей жизни замечает... Что вдруг ты понимаешь, что есть какие-то лакуны, и ты живешь — вроде как они есть, и ты привыкаешь их обходить. Но иногда ты вдруг туда залезаешь, и обнаруживаешь неожиданную, как бы сказали астрофизики, кротовую нору — то есть, какую-то совершенно неожиданную... Близкое место, понятное...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— Но с другой стороны ты к нему подошел. То есть, вот такие вот взгляды с разных сторон на... вообще на все, на предметы... И эти маршруты, мне кажется, они очень животворны...
К. Лаврентьева
— Мне подумалось о том, что эта цитата прекрасно определяет вообще приход человека к Церкви. Ты ходил по одной улице, и раз — ты узнал, что есть другая, прекрасная, и она чудесным образом соединена с твоей. Как это было у Вас?
П. Налич
— Ой, вы знаете, в моем случае не было такого, чтобы была соседняя какая-то... Я вообще в принципе... Просто у меня всегда было ощущение, что есть выше меня какая-то сила, какая-то есть сложная система, не обрисовывающаяся... То есть, у меня никогда не было такого позитивистского подхода к реальности вообще...
Просто с младенчества, всегда мне казалось, что есть какая-то интересная штука, есть какая-то загадка, есть какая-то тайна... И поэтому для меня это, грубо говоря, было естественное, может быть, не сформулированное, не выраженное ощущение реальности — через то, что есть вот этот Абсолют, Он надо мной, Абсолют мыслящий и добрый. То есть, это ощущение было всегда у меня, просто вот, не знаю... Ну с 10 лет, когда я стал хоть как-то формулировать это...
К. Лаврентьева
— Вам кто-то говорил это?
П. Налич
— У меня совершенно не религиозная семья; но и не сказать, что атеистическая... Ну естественно, все время где-то вокруг чего-то говорили...
Но такого, что у меня впервые появились именно друзья, кто... Мы что-то начали говорить о религии, о философии — это уже было, наверное, в старших классах только, или на первых курсах института, когда мы стали увлекаться и восточной философией, и христианскими какими-то штуками, и что-то из каббалы даже почитывали...
К. Лаврентьева
— Ну, годы такие были...
П. Налич
— Вот... Ну это вообще нормально совершенно — потому что человек просто вдруг ищет, смотрит, что да как...
К. Лаврентьева
— Задает вопросы...
П. Налич
— Да, задает вопросы... И это как раз, мне кажется, очень важно — чтобы вера не была... Ну например, для меня... Я не знаю, у всех действительно разные истории, начинаешь говорить — и понимаешь, что это в одном случае да, а в другом случае нет...
Но именно догматичность мне именно всегда не была близка. Мне всегда было интересно какое-то ощущение живое в соединении с логикой. То есть, у меня это всегда два таких инструмента проверки того, не впадаешь ли ты в прелесть, например. Как это понять? Очень трудно понять. Может, ты такой там уже весь в молитвах в церкви сидишь, а на самом деле...
К. Лаврентьева
— Самообольщение такое...
П. Налич
— Да, самообольщение... Да, и дела твои, и мысли твои уже давно как не там, где должны быть... Поэтому для меня вот такой контроль — логика плюс чувства, ощущения. Я стараюсь вот этими двумя как бы инструментами себя... Ну и извне просто — то, что вообще мне говорят близкие люди, мнение которых мне важно, тоже меня, естественно, корректирует. А где-то наоборот — я от него отталкиваюсь... То есть, это тоже важная такая... Критический момент...
К тому, что это, в общем, всегда было со мной... И в какой-то момент почему-то вдруг я сформулировал для себя, что вот... То есть, на самом деле, это невозможно сказать, конечно, что я просто «сидел выбирал религии» и «выбрал». Хотя отчасти это так было, но на самом деле это было бы лукавством, ну просто вот со мной случилось именно так... И вот где-то после 30 лет — кстати, в знаковом возрасте, 33 года — я покрестился... Вот такая история...
К. Лаврентьева
— А как это было?
П. Налич
— Было с приключениями небольшими. Потому что сначала я пришел в ближайшую церковь, самую красивую. Там сидел человек, торгующий литературой соответствующей. И он стал так вообще-то щеки раздувать и нос драть, что я понял, что мне как-то не сюда...
А потом я пошел в церковь подальше, но симпатичную мне. Я знал косвенно — в передачах видел — отца Алексия Уминского, пришел в ту церковь. Но крестил меня отец Николай Лызлов, замечательный совершенно человек. И так я к нему порой и хожу с тех пор. Это Хохловская церковь — Троицы в Хохлах...
К. Лаврентьева
— То есть, это, можно сказать, Ваш духовник?
П. Налич
— Ну вообще да... Иногда я, когда у меня какой-то сложный вопрос, касающийся веры, я понимаю, что какие-то сложные вещи я у него спрашиваю...
К. Лаврентьева
— Я почему спросила — потому что Вы так четко обозначили, что для Вас вера — это живое чувство плюс логика, чтобы не ввалиться в прелесть, да. А творческому человеку на самом деле в прелесть попасть — это вопрос двух шагов...
П. Налич
— Да, элементарно — я гений, и так далее, и пошло-поехало...
К. Лаврентьева
— Да, то есть, тебе нужно постоянно, чтобы кто-то тебя держал в определенных рамках...
П. Налич
— Ты сам в меру сил, и окружающие обязательно, окружение — потому что все эти люди тоже не случайно рядом. И даже если кто-то из них говорит одно, кто-то другое, ты понимаешь... У тебя уже возникает этот некоторый набор разных энергий, сил, которые тебя двигают, и исходя из этого, мне кажется, легче, имея общий вектор, докопаться до истины, понять, в прелести ты или не в прелести — используя вот эти все сложные векторы, которые на тебя воздействуют...
К. Лаврентьева
— Давайте поясним для наших слушателей, что такое прелесть. Прелесть — это такое прельщенное состояние, когда человек находится в состоянии самообольщения, в разных смыслах. Он может считать себя святым, или считать себя гениальным, или считать себя истиной в первой инстанции...
П. Налич
— Да-да-да... Или вообще Христом, да...
К. Лаврентьева
— Что у него особые отношения какие-то с Богом, он лучше, чем другие люди... В общем, это все такие маркеры, на которые нужно обращать внимание, когда нас заносит...
П. Налич
— Да, естественно... Это очень просто... Когда ты вдруг решил...
К. Лаврентьева
— Как говорят святые отцы, все мы в некоторой степени в прелести находимся...
П. Налич
— Да, конечно... То есть, мы постоянно в этом состоянии находимся — как бы все зло в нас, оно постоянно присутствует, наше дело — его контролировать и подавлять. Так же и прелесть — она все равно присутствует. И тоже, да, Вы совершенно правы, надо ее, да...
К. Лаврентьева
— Слушайте, Вы вообще так интересно все это начали объяснять... Я даже не ожидала, что Вы сразу с таких глубин аскетических начнете наш сегодняшний разговор. Но тем лучше, тем лучше...
В 33 года Вы покрестились. Но до 33 лет была целая музыкальная жизнь. Целое творчество, целый путь огромный, витиеватый, непростой... Музыкой Вы занимались разной... Закончилось все, как я понимаю, и продолжается успешно в Гнесинке, уже на серьезном, глубоком уровне профессиональном. Я как понимаю, с оперой уже все связано, Петр, да?
П. Налич
— В смысле связано?
К. Лаврентьева
— Ну то есть, Вы уже занимаетесь конкретно оперным пением?
П. Налич
— Вы знаете, у меня так случилось, что я уже, получается, второй раз Гнесинку заканчиваю, как композитор...
К. Лаврентьева
— Это я знаю...
П. Налич
— И так получилось, что опера тоже осталась в моей жизни, но скорее в камерном, что называется, звучании, камерный репертуар. Хотя я иногда пою там небольшие спектакли и какие-то концерты; но в общем это скорее такой «сайд проджект» для меня, но тоже важная часть меня — вокал именно академический я очень люблю, и пока у меня есть силы, буду петь.
Но вот сейчас, то, что я Гнесинку заканчиваю — это композиторство, это, опять же, расширение палитры, это повышение квалификации, скажем так, для себя... Но главное, на самом деле — это нащупывание новых путей.
Потому что, говоря о витиеватости моего пути, которую Вы упомянули, наверное, прежде всего стоит вспомнить те сложные моменты, когда я ощущал, что определенный механизм, определенный метод создания какого-то продукта музыкального — уж извините за такое немножко экономическое слишком определение — себя изживал, и я чувствовал, что я уже, пытаясь сочинить что-то... На самом деле это не живой продукт получается, а такое, знаете, дикое мясо — то, что называют медики этим жутким словом...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— И это... Понимаешь, что это не годится, не годится... И ты понимаешь вдруг, что это направление — оно не работает, и надо, как вот возвращаясь к началу — с другой стороны как-то что-то накопать, какой-то вот ход...
К. Лаврентьева
— Найти новую улицу...
П. Налич
— Новую улицу найти, да... И поэтому я очень рад, что я поступил. И вот сейчас заканчиваю Гнесинку... Потому что это, безусловно, очень сильно и расширило мои горизонты, и дало какие-то новые направления. И еще лишило многих призраков. Потому что, например, всегда если есть... Я даже где-то недавно прочитал, что есть такой «комплекс самозванца» — в принципе у психологов, да...
К. Лаврентьева
— Конечно...
П. Налич
— Я не знал об этом, но всегда чувствовал, что он у меня тоже был. И когда я пытался вылезти на какую-то, грубо говоря, более серьезную симфоническую сцену в плане сочинительства, я понимал, что я испытываю комплекс самозванца. И был некоторый пиетет — то есть, совсем, совершенно дурацкий, так скажем, по отношению к чему-то более сложному. То есть, казалось, чем сложнее музыка, чем она «высоколобей», тем она лучше — ну как бы просто работает такой механизм дурацкий.
И по крайней мере, изучение большого количества наследия музыкального, в частности, 20 века, дало понимание, что вот это там, скажем... Гурецкий — это мне очень близко, а там, скажем, Штокхаузен — мне совершенно не близко. И я совершенно по этому поводу не переживаю.
Потому что вот есть разная совершенно — сложная музыка, проще, сложнее... И вообще качество музыки определяется не тем, сложна она или проста, а каким-то другим неуловимым совершенно качеством...
К. Лаврентьева
— Ну смотрите, а чей композиторский дух, если можно так сказать, Вы впитали, на ком воспитывались, какая музыка больше Вам близка, какая меньше? Ну какая меньше — это не так важно...
П. Налич
— Вы знаете, ну конечно же, в самом детстве это была музыкальная школа, плюс городской романс там и цыганский романс, народные песни русские там, украинские и так далее в доме звучали. Потом в музыкальной школе это академическая музыка...
Но я в том возрасте еще так... Не сказать, что это... Автоматически это все происходило. Я в 14 лет уже закончил музыкальную школу, был абсолютным ребенком, ничего не понимал.
Вот дальше уже там — эстрадная музыка, рок, джаз, самые разные там... Этническая музыка... То есть, ее такое количество, опять же, что для меня — я вдруг там осознал где-то в 20 лет, что какой-нибудь Джеймс Браун — это такая же моя родная корневая музыка...
К. Лаврентьева
— Точно...
П. Налич
— Как Рахманинов, или как какой-нибудь там... русская народная песня «Эй, ухнем». То есть, и это мое родное — потому что я тоже впитал это, на самом деле. Потому что мироглобализм уже наступил, и это просто прикольный такой вот эффект, что... Для меня это тоже совершенно... Я очень хорошо понимаю эту музыку, и она тоже для меня такая же родная, как какие-то парни из Нового Орлеана...
Вот, так что очень много музыки... Если в академической традиции дальше — то, конечно же, Бах. А из наших, конечно — Глинка, Чайковский самые такие вот для меня всегда были вот в 19 веке любимые, любимые композиторы. То есть, много прекрасных, Бородин тоже прекрасный, да много — начинаешь копать и понимаешь, что много-много прекрасных композиторов. Но эти, наверное — два самых любимых.
А в 20 веке... По крайней мере, иногда кто-то обращал внимание, что немножко есть некоторое сходство в моей манере со Стравинским. Хотя мне кажется, что... Ну, может быть, где-то чуть-чуть... Ну то есть, я люблю, опять же там, вот наверное, что-то из Мессиана мне очень нравилось. Например, «Три маленьких литургии на божественное присутствие» — фантастическая вещь совершенно. Но не всё там — «Турангалила» мне что-то как-то меньше зашла...
И вот Гурецкий, 70-х годов «Симфония скорбных песен» — это, по-моему, вообще одно из центральных произведений второй половины 20 века, вот такое мое ощущение... Ну, вкратце так...
К. Лаврентьева
— Да, такой краткий обзор...
К. Лаврентьева
— Напомним нашим слушателям, что у нас в гостях — певец, композитор Петр Налич, меня зовут Кира Лаврентьева, и мы говорим о пути Петра как христианина в светском обществе. Ну и, конечно, говорим о музыке, и много еще поговорим о музыке, очень на это надеюсь.
Петр, понятно, что среди великих композиторов, далеко ходить не нужно, нет, как мне кажется, полностью неверующих людей, атеистов нет. Ну вот сколько я ни читала их биографии, честно я не нашла — я даже задавалась этой целью — найти неверующих композиторов...
П. Налич
— Найдете — если говорить о тех, кто только серийной техникой писал... То есть, я думаю, какой-нибудь Булез Пьер...
К. Лаврентьева
— Ну как математика некая...
П. Налич
— Вот я думаю, что да... Это абсолютно позитивистский подход к музыке...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— Они мастеровитые все были ребята; но...
К. Лаврентьева
— Ремесло, просто ремесло... Выдаешь, выдаешь, выдаешь...
П. Налич
— Ну я не знаю... Хотя, возможно, я и ошибаюсь — это мой домысел сейчас, (смеется) что Пьер Булез был атеистом, я этого не знаю...
К. Лаврентьева
— Может быть, он так не считал...
П. Налич
— Может, да, он так не считал... Ну вообще в принципе, мне кажется, любой художник, независимо от того, что он говорит, настоящий художник всегда имеет дело с этим вот бытием таким вот, которое не считывается обычными алгоритмами никогда. И только каким-то фантастическим способом удается создать какие-то вот эти вот образы, или там, не знаю, мосты между бытием и сущим — ну не знаю, можно много всяких метафор подобного рода привести...
В общем, сделать вещь, которая немножко не от мира сего. Потому что на мой взгляд, настоящее искусство — оно все как бы не от мира сего. Потому что ты не знаешь, как это сделано. Даже изучая там литературные произведения, живописные, рисунок какого-нибудь там, не знаю, Рембрандта...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— Вот как это сделано? Ну в принципе, понятно, что это жанр такой, тогда так рисовали. И это нарисовано, например, пером, и это, в общем там реализм, жанровая сцена. Но это настолько на самом деле не описывает суть этого произведения... А суть его — в том, что ты не можешь поймать, почему это прекрасно. Почему рисунок Рембрандта не сопоставим с рисунком... просто хорошим рисунком хорошего ремесленника. Они не то что рядом — этот чуть хуже, этот чуть лучше; это просто...
Это что-то отдельное — Рембрандта рисунок, а рисунок ремесленника — это что-то как бы абсолютно, ну, техническое, ненужное. Можно завернуть колбасу, в принципе, в него — и ничего страшного не будет. А тут что-то с тобой происходит, когда ты видишь этот рисунок, или слышишь музыку того же Баха — в сравнении с огромным количеством композиторов, которые жили в то время...
К. Лаврентьева
— От избытка сердца говорят уста, как мы знаем, да. И видимо, от избытка внутреннего идет вот этот творческий процесс...
П. Налич
— Я не знаю, это опять же некоторая попытка сконструировать сейчас все эти «почему». И мне кажется, может быть, избыток, а при этом может это не выражаться — я не говорю, что если у тебя есть избыток сердца, значит, ты художник. Никто не знает, почему кто-то является художником, и этот человек может быть каким-нибудь довольно мерзким чуваком, типа Рихарда Вагнера, например... Я, помню, смотрел передачу в детстве Варгафтика про то, что он был очень нехороший парень, Вагнер... И почему он был талантливый, гениальный такой человек? Кто-то там тоже... А Штраусы там... Штраусы не такого плана, конечно, композиторы были, которые эти вальсы писали...
Ну в общем, я к тому, что никто не знает, почему вдруг какой-то человек оказывается... Вот ему вдруг выдали такую-то разнарядку: у тебя есть возможность вот эти какие-то... проводником быть чего-то вот этого... божественного — не побоюсь этого слова... Поэтому не знаю..
К. Лаврентьева
— Или не божественного...
П. Налич
— А вот это вообще самый интересный вопрос, конечно. Мы особенно с моими друзьями, православными музыкантами, любим это обсудить (смеется)... Насколько вообще там, например, хард-рок — это типа все сатанинское, типа... Я говорю: да нет, не может такого быть, это слишком тупо и просто. На мой взгляд, сатанинское — это когда вещь как раз... В ней нету жизни. То есть, она типа завернута, сделана хорошо, а суть в ней такая, что тебя мутит от нее, что у тебя... Включаются механизмы не те, которые должны включаться...
А тот же, да, например, панк-рок какой-нибудь — на определенном этапе для некоторой группы людей это был, на мой взгляд, как бы выход из привычного состояния... То есть, панк-рок — это что: это протест против привычного такого буржуазного устоя английского общества 80-х годов и консервативного. Хотя он может там петь «I’m antichrist, anarchist...» и так далее, Джонни Роттен пел... Но что это было для людей? Для них это была попытка выйти из этого замкнутого круга, который уже является адом.
То есть, у тебя... Если тебя вот превращают в механизм — значит, ты в аду. Соответственно, для них это был выход из этого ада — для панков, как я это понимаю. Поэтому в принципе эта вещь не могла быть на тот момент чем-то сатанинским — наоборот, она была, на мой взгляд, грубо говоря, скорее сверху, чем снизу...
Ну грубо говоря, если кто-то там уже через 40 лет сидит и слушает то же самое, и у него в другой конъюнктуре момента, в другое время, в другом месте это может начать вызывать... другие совершенно механизмы начинают работать... Поэтому я не знаю, как говорится...
Кто-то, может быть, под прекрасную музыку головы режет, понимаете... Поэтому тут трудно сказать, что в ком что вызывает. Но точно, я уверен, нельзя наклеивать ярлыки по принципу «если там с примочками играют —значит, это сатанинское, а если там скрипки играют — значит, это то, что надо». Ну то есть, это слишком примитивно...
К. Лаврентьева
— Смотрите, хороший музыкант — он в принципе, как мне кажется, должен быть предельно настоящим. Предельно настоящим. Потому что если он будет силы тратить на то, чтобы как-то переосмысливать собственное величие, или размышлять о том, что он теперь знаменит, и перед ним все дороги открыты... То вот с этого момента, как и во всех профессиях, можно начинать сначала, в общем-то — заканчивать и начинать все сначала...
Но для музыканта, как мне вот кажется... Глядя на Вас и слушая Вас внимательно, я понимаю, что предельно важно быть вот этой пульсирующей веной, постоянно. То есть, как только ты уходишь сам от себя — творчество либо заканчивается, либо принимает какие-то искаженные оттенки...
П. Налич
— Я абсолютно с Вами согласен. Только вопрос, да, что надо сделать, чтобы этот нерв сохранить...
К. Лаврентьева
— Вот... Вопрос Вам...
П. Налич
— Я естественно... Я абсолютно в унисон в этом смысле с Вами мыслю, и пытаюсь искать... Если есть у меня ощущение, что у меня как бы продолжена разнарядка, что я должен какой-то продукт приносить и как-то вообще работать в этой сфере, то я должен делать так, чтобы это было что-то живое, а не надуманное, опять же.
То есть, ну вот не садиться на тему, например. То есть, когда у тебя там есть песня, как у нас там «Гитар, гитар» всем известная...
К. Лаврентьева
— И ты начинаешь на разные оттенки ее...
П. Налич
— И ты просто на ней сидишь и деньги зарабатываешь, и ничего тебе больше в жизни не надо. То есть, такой соблазн есть. Есть соблазн познакомиться с крутыми продюсерами, которые поднимут тебя на новый уровень доходов и аудитории там — два нуля приписывай туда-сюда... И ты чувствуешь себя как бы ... И естественно, очень трудно поймать нерв, когда... Потому что это же огромная энергия, мощная на тебя, если вдруг ты начинаешь собирать стадионы. Я никогда не собирал стадионы, но думаю, что это заводит очень сильно. И ты уже становишься немножко заложником этой энергии...
К. Лаврентьева
— Точно...
П. Налич
— Которая может оказаться сильнее тебя, и она тебя просто загнет...
К. Лаврентьева
— Публичного внимания...
П. Налич
— Да, и она тебя просто вот так сло... Даже пресловутое «Евровидение» — в моем случае не Бог весть что, но у нас где-то год я был очень известен — даже скажу так, я себя иногда называю «бывший селебрити». (смеются) Потому что где-то был год — тянулся во время «Евровидения» и после — когда мной интересовалась желтая пресса. Это было чудовищно, когда в метро я ловил не только...
Как счастье, когда меня кто-то узнает — обычно это те, кто меня любит. А те, кто меня не любит — они про меня ничего не знают. Это очень приятная позиция, удобная... А так на меня какие-то гадости где-то вслед бросали, вот... И то есть, я почувствовал, что такое — быть вот «селебрити»... Это ужас! Это ужас... А главное, ты понимаешь, что это настолько мощная энергия, что я не уверен, что я бы смог противостоять ей, если бы немножко ей поддался. Но к счастью, удалось этого миновать...
И поэтому действительно сохранить этот пульсирующий нерв — вот это, ну... Да, я считаю, это моя профессиональная и человеческая задача. Потому что, как ни крути, так случилось со мной, что для меня моя профессия — она, никогда не являясь самоцелью, но это — средство выстраивания и меня самого.
То есть, делая какой-то... Когда получается хороший продукт, я сам чувствую какие-то правильные... Как-то выпрямляются в душе какие-то правильные струнки, они натягиваются нужным образом, шестеренки начинают правильно схватывать соседние шестеренки, когда я делаю какой-то правильный продукт. То есть, я выстраиваю продукт — продукт выстраивает меня. Грубо говоря, такая моя простая мысль...
К. Лаврентьева
— А что такое правильный продукт?
П. Налич
— Ну хорошая музыка...
К. Лаврентьева
— Ну что такое хорошая музыка?
П. Налич
— Ну которая живая получается... Ну это опять же вот, наклеиваем на нее ярлык «живая». Я не знаю, как еще это назвать, что мне... Вот я сижу это, отслушиваю — то есть, должно время пройти какое-то... Иногда кажется, что вдруг хорошо получается как раз, а с утра послушал — полная фигня. Или наоборот...
То есть, пытаюсь разными способами... Опять же, даю слушать близким людям, мнение которых мне важно. И таким образом я как бы конструирую и понимаю, что вот эта вещь — она сложилась, получилась, она стала живая. То есть вот, в какой-то вселенский паззл она так вот — чик! — вставилась... Или, не знаю, наоборот создала этот паззл — не знаю, какую аллегорию здесь применить... Вот, поэтому...
К. Лаврентьева
— То есть, она нужна?
П. Налич
— Да, безусловно. Ты понимаешь, что эта вещь — она, да, Вы совершенно правы, эта вещь — она нужна здесь, и она действительно будет, так сказать, правильные какие-то... опять же, у людей, которые ее услышат, как мне кажется — правильно их слегка подстроит. Вот как рояль настраивают чуть-чуть — так вот там правильные какие-то консонансы зазвучат...
К. Лаврентьева
— Слушайте, это очень интересно... Тогда следующий вопрос. А зачем Вы пишете музыку? Какая главная цель каждой песни — которая нужна, которая встраивается, которая... Вы чувствуете, что ей нужно быть услышанной? Не для Вашего эго, а для того, что она должна жить...
П. Налич
— Никогда нету такого... Не, ну бывает, что... Несколько раз в моей жизни были заказы именно... Но в принципе...
К. Лаврентьева
— Ну это понятно... И у Рахманинова были заказы... С Бахом и Бетховеном...
П. Налич
— У всех были, да... Но в общем и целом никогда нету, что надо написать вот такую песню, или такую... Если правильно все получается, как мне кажется, в какой-то момент цепляется вдруг какая-то такая вот буквально запятая, такой зародыш — это может быть там несколько ноток, иногда с мотивчиком, иногда с ритмом они сплетаются; иногда слово туда входит — и это является сразу со словом вместе каким-то единым целым. Тогда из этого может песня вырасти.
Если без слов, то, может быть, какая-то инструментальная вещица может выйти. Ну а это никогда не понятно, как это сделать, потому что если я просто сел: «сейчас я сяду сочинять» — обычно так ничего не получается. В моем случае.
Хотя вот Бах упомянутый, говорят, по часам все делал...
К. Лаврентьева
— А Рахманинов написал первый концерт — и он провалился...
П. Налич
— Ну, там, может быть, плохо играли еще... (смеется)
К. Лаврентьева
— Так и есть, так и есть... Но он впал, насколько я понимаю, в полное расстройство — не на год даже, а года на два...
П. Налич
— Да...
К. Лаврентьева
— В депрессию, прежде чем он написал второй концерт... А Вам знакома эта история, когда Вы понимаете, что поют и играют совсем не то, что Вы хотели?
П. Налич
— Ну, так как в моем случае обычно я сам исполняю, и мой бэнд играет... Хотя бывало, что мы играли...
К. Лаврентьева
— Все-таки можно подстраховаться...
П. Налич
— Да, можно подстраховаться чуть-чуть, то есть, все-таки вытягиваешь на какой-то уровень. Но бывало в театре, я помню, что-то там написал какой-то музычки — и совсем музыканты не поняли, что я от них хочу, и у нас не сложилось...
Да, конечно... А если ты именно режиссер... Ой, режиссер... Композитор, как был Рахманинов — хотя он был концертирующим пианистом, как мы знаем...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— То конечно, для него было важно, как это будет сыграно... Да, это мне понятно... Так что говорить «зачем» — на самом деле, это для меня никогда не является таким императивом, что я пишу для того, чтобы люди были счастливы... Я не знаю, зачем — почему-то мне это, как говорится, поручено, по моему ощущению, и я стараюсь соответствовать этому поручению, скажем так...
К. Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на радио «Вера». С радостью напоминаю, что у нас в гостях — певец, композитор Петр Налич. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы вернемся после короткой паузы.
К. Лаврентьева
— Еще раз здравствуйте, дорогие наши слушатели! «Вечер воскресенья» на радио «Вера» продолжается, у нас в гостях — певец, композитор Петр Налич, меня зовут Кира Лаврентьева. Мы говорим очень много о пути христианина в музыке, на самом-то деле... (смеются) И это очень интересно, ярко, и время как-то очень быстро идет, и хочется много чего спросить...
Петр, ну есть ли искушение такое у Вас, когда музыка становится ради музыки? Знаете, мы много слушаем от актеров, от режиссеров историю с театром, что театр — это храм... Как мне кажется, это большое искушение. Я ни в коем случае никого не осуждаю; но мы понимаем, что это соблазн для человека, у которого нет такой явной духовной жизни — считать театр храмом...
П. Налич
— Конечно... Это становится религией, я понимаю...
К. Лаврентьева
— Было ли у Вас до прихода к вере, что музыка — это некая религия?
П. Налич
— Вы знаете, нет... У меня всегда было потому что... Когда я стал заниматься музыкой профессионально, я был на положении дилетанта. Потому что я пришел из архитектуры. То есть, я закончил архитектурный институт, и еще работал какое-то время архитектором. А потом у меня вот возникло, как говорится, непреодолимое... действие непреодолимой силы, как говорят гаишники, в сторону музыки, и я начал тогда вот у нас... Первый наш альбом там, клип «Гитара» и так далее, все, мы начали выступать...
У меня не было такого именно ощущения, хотя я всегда был достаточно высокого мнения о своих способностях... Но наверное, просто с годами я понял, что это, грубо говоря, не совсем мои способности. Не только мои, скажем так. И вообще, где там я, а где не я — довольно сложный дискуссионный вопрос.
Вот, и поэтому у меня не было такого вот ощущения — ой, вы знаете... Я видел, например, некоторых смешных молодых звукорежиссеров, которые вытатуировали себе скрипичный ключ вот здесь вот, или клавиатуру там, гитару — вот такие вот ребята есть... Но это видно, что это такой период...
К. Лаврентьева
— Синдром молодого специалиста...
П. Налич
— Да, это синдром вот — всё, с ушами вместе погрузился в это человек, и любит — не могу. Поэтому у меня вот такого не было. И потом дальше происходили какие-то события, которые являлись тоже очень такими важными... То есть, у меня не было, грубо говоря, времени так вот ощутить себя почивающим на каких-то...
К. Лаврентьева
— На лаврах...
П. Налич
— На лаврах, да. И это очень хорошо, потому что такой соблазн, конечно, всегда есть. Что ты такой сел и — ну, ребята, сейчас я вам расскажу, как устроена жизнь, будете слушать мои песни, а я вам расскажу, как они сделаны... Ну хотя, может, кому-то это и интересно — я буду рад рассказать. Но в целом, конечно, должно быть все время ощущение движения, а не стагнации в этом смысле. Потому что, потому что...
К. Лаврентьева
— Потому что потому что...
П. Налич
— Потому что никто не знает почему, да...
К. Лаврентьева
— Да... Ну смотрите, на Вас же смотрят все равно большое количество людей. Пусть Вы и говорите, что сейчас, слава Богу, желтая пресса в метро за Вами не гонится, и это большое счастье, действительно. Но мы понимаем, что аудитория у Вас большая — она была, есть и дай Бог будет дальше — которым нравится Ваша музыка, Ваше творчество. Которые напитываются, утешение какое-то получают, может быть, какую-то легкость...
П. Налич
— Да, я слышал об этом, и это меня, кстати, очень радует. Очень радует, особенно в тяжелое время. Я слышал много отзывов, и меня это прямо согревает...
К. Лаврентьева
— Да... То есть, это тоже определенная миссия, определенная миссия в этом есть во всем... И такая миссия — ну, это же тоже юродство. То есть, юродство в хорошем смысле — когда ты должен быть до предела настоящим и до предела открытым людям...
П. Налич
— Ну да...
К. Лаврентьева
— Потому что каждая твоя песня — это своего рода исповедь. Там и боль твоя, там и радость твоя... И тонкий человек — он поймет, что ты хотел сказать. Даже без слов...
П. Налич
— Ну да...
К. Лаврентьева
— Если это просто струны, если это просто мелодия — любой человек тонко настроенный — он всегда поймет, что Вы хотели сказать этой мелодией... То есть, получается, Вы живете с обнаженным сердцем, по факту... И если хотите делать хороший продукт, как мы уже сказали, да, который нужен, который востребован, который утешает и действительно несет свою мессианскую задачу, да — утешать и радовать, и поддерживать в трудные времена — ты должен постоянно быть с открытым сердцем.
Это определенный риск. Это, как мне кажется, действительно юродство — потому что ты же понимаешь, что в это сердце в любой момент может что-нибудь обратно в любой момент с той стороны прилететь...
Есть ли у Вас такой вообще вопрос, внутри Вас?..
П. Налич
— Ну если говорить о человеческом факторе, что, грубо говоря, кто-то может попытаться «оттоптаться» на мне, как говорят, значит — то это мне, честно говоря, довольно трудно сделать, потому что я довольно могу быть злым на язык, если надо... Стараюсь этого не делать...
А в смысле, скажем так, метафизическом...
К. Лаврентьева
— Метафизическом, конечно...
П. Налич
— Ну конечно... Наверное... Потому что...
К. Лаврентьева
— Музыкант — это тонкий инструмент, это скрипка Страдивари...
П. Налич
— Тут можно увидеть... Опять же, тут можно свалиться в соблазн, в прелесть — что я такой открытый, я прямо весь вот... Через меня говорит Бог, ребят...
К. Лаврентьева
— Это тоже...
П. Налич
— Вот давайте слушайте меня...
К. Лаврентьева
— Это вообще прелесть первой степени...
П. Налич
— Вот это — да, такое... Ну я надеюсь, во-первых, так как меня окружают остроумные люди, любящие меня, но не безоглядно, скажем так... Ну может быть, безоглядно, но всегда... Скажем так, меня никогда не захваливали родители, и друзья тоже. Я считаю, это очень важно...
К. Лаврентьева
— Адекватность присутствует в отношениях, в оценках...
П. Налич
— Да... То есть, если моим друзьям, моим родителям нравится то, что я делаю, они мне это говорят; а если им не нравится — они говорят: ну, что-то не нравится. И это — очень хорошая, так сказать, трезвящая среда...
К. Лаврентьева
— А нет такого: «Ах, как же вам не нравится, вы не понимаете моей великой идеи»?
П. Налич
— Не, ну естественно, бывает, что у меня вдруг попадет вожжа под хвост, и я так именно и сформулирую — я скажу: «Вы ничего не понимаете», и скажу какую-нибудь обидную вещь... Такое бывало...
К. Лаврентьева
— И они такие: «Ладно, ладно, мы поняли»...
П. Налич
— Да... Иди умойся холодной водой...
К. Лаврентьева
— (смеются) Иди умойся холодной водой... Слушайте, ну это очень круто, на самом деле... А есть такое, что «нет пророка в своем отечестве»? Знаете, когда близкие друзья, или какие-то неблизкие друзья, или окружение там — в школе, в институте не считали вас слишком талантливым...
П. Налич
— Знаете, я бывает, просто плачу вечерами от этого — как они меня не ценят такого... (смеются)
К. Лаврентьева
— Не понимают...
П. Налич
— Может, понимают, но вида не подают...
К. Лаврентьева
— Ну да...
П. Налич
— Да может быть, не знаю. Мне кажется, это настолько не то, о чем вообще стоит думать! И вообще требовать себе большего почитания, чем ты имеешь — ну, это просто смешно и пошло. Поэтому я стараюсь в такое не впадать...
К. Лаврентьева
— У Вас получается оставаться собой в общении с людьми? Ну так, знаете, подойдет к Вам кто-то: «О, Петр, я Вас узнал!», и Вы такой: «Да, здравствуйте... Здравствуйте, я великий композитор, я тот самый Петр Налич»... (смеются)
П. Налич
— Ну как... Ну есть, естественно, машинальная реакция... Если я вижу, человек подошел с улыбкой, и хочет автограф и сфотографироваться — я, естественно, с улыбкой дам автограф или сфотографируюсь. Но не то чтобы, скажем: «А давайте теперь дружить домами»... (смеются) Я в этом смысле, собственно, закрытый человек...
И вообще вот, я как раз... Те мои друзья, которые у меня есть, с которыми я в юности подружился — других у меня нет и не будет уже. Это в какой-то момент вдруг понимание ко мне пришло. И я очень это ценю, это важно вообще...
Так что... Нет, есть люди, которые как-то легче сходятся, именно становятся друзьями там в 30, 40, 50 лет. Но это, конечно, не мой случай...
К. Лаврентьева
— Вы знаете, как говорят, чтобы быть хорошим ведущим, журналистом, должна быть постоянная некая начитанность. Тебе нужно постоянно слушать других хороших ведущих, читать хороших авторов, желательно классическую литературу, чтобы у тебя постоянно наполнялся мозг.
У композиторов есть такая история — когда ему нужно быть «наслушанным»? Должна быть постоянная «наслушанность» хорошей музыкой, и постоянно, постоянно, постоянно наполняться, чтобы продуцировать что-то свое уникальное, ни на что не похожее?
П. Налич
— Скажу на мой взгляд — для меня иногда надо быть наслушанным, а иногда, наоборот, уйти в раковину свою, не слушать никого и ничего. То есть, это два разных состояния, так сказать — внаружу и внутрь, скажем так, два состояния.
Наверное, для музыкальных критиков важно все время, чаще быть наслушанным. Но в случае с композитором, грубо говоря... Вы знаете, у меня даже такая, помню, приходила мысль. Почему каждая религия думает, что она самая главная? Ну почему, как это так вот — Бог сделал так, что вот так вот, почему-то. Много же религий почему-то...
И у меня есть такая параллель с человеком в состоянии творческого акта. Что когда ты просто сидишь... Вот мы сейчас сидим с вами, разговариваем, все хорошо так, уютно... И я понимаю, что вот есть Бах, есть Бетховен, есть Чайковский — они все хорошие, мы их всех любим. Они все — великие композиторы.
Но в момент... Если я нахожусь в моменте создания какого-то продукта — для меня они не являются уже никем, их просто нет. То есть, они в этот момент отсутствуют. Есть только я, и только мой собственный метод в данный момент создания является чем-то значимым.
Соответственно, религиозный человек, когда он не просто религиовед... Вот мы с вами знаем там много религий; тут есть такие места, такие, тут нам нравится, тут не нравится... Но в момент религиозного, так сказать, вот этого усилия нет никакой другой религии, кроме твоей собственной. Вот поэтому, мне кажется, ну собственно, это разделение существует...
То есть, на самом деле, в дальнейшем еще как-то, мне кажется, еще больше... Не знаю, сейчас, наверное, уже ересь какую-то буду говорить... (смеется) Что на самом деле, грубо говоря, твоя личная встреча с Богом, что называется — это потому что только ты, и в этот момент у тебя нету там ни всего вот этого бэкграунда православного, нету никаких там ощущений, сколько ты раз причащался, что ты прочитал умного по этому поводу — то есть как бы, все это отпадает, этого всего нет. Есть только ты и твое усилие к Богу...
И в этот момент, грубо говоря, твой единственный метод — то, как ты сейчас делаешь это, как ты пытаешься вот эту макушку свою за косичку, как Мюнхгаузен, подтянуть. Это только твой собственный метод.
Поэтому когда ты находишься в состоянии именно создания музыкального продукта (назовем его так скромно), ты не должен никого слушать вообще в этот... в сию секунду. Потом уже как бы, может быть, через двадцать минут, когда ты вышел из комнаты — уже можно слушать, разговаривать, рефлексировать на эту тему...
Но в момент создания — грубо говоря, у тебя нету никаких авторитетов. Это мое как бы наблюдение, и соответственно, из этого я теорию вот смешную вывел...
К. Лаврентьева
— Ну возможно, потому что тебе это будет мешать сохранять свою идентичность...
П. Налич
— Да, да, совершенно верно. Потому что ты все равно... Каждый же человек уникален, и поэтому композитор — как один из людей, имеющий возможность именно с помощью этого инструментария создавать какой-то там, так сказать, продукт, или прокладку между собой... или перламутр вокруг жемчужины, не знаю, какие еще придумать аллегории — он и свою уникальную идентичность выражает.
Да, и конечно же, если ты будешь сейчас думать о том, а вот Бах бы так здесь сочинил, а Бетховен — сяк, а Шёнберг — совсем по-другому... Эвона как все сложно! Пойду-ка я лучше, не буду ничего сочинять...
Ну то есть, их не должно быть, авторитетов. Когда ты у них учишься — они авторитеты; а когда ты создаешь — авторитетов не должно быть никаких, кроме Бога...
К. Лаврентьева
— А как Вы нашли свой вот этот собственный индивидуальный стиль написания музыки?
П. Налич
— Я ничего не знаю! Вот скажем, оно просто вот так сложилось как-то, и живет...
К. Лаврентьева
— Ну как это происходит? Вы берете, значит, ноты, линеечки нотные, карандаш — и типа напишу...
П. Налич
— Несколько раз пробовал так — вот таким методом ничего не получалось...
К. Лаврентьева
— Или Вы берете что — инструмент? И начинаете наигрывать?
П. Налич
— Я беру обычно инструмент, да — либо фортепиано, либо гитара (то есть, соответственно, два у меня в основном в арсенале инструмента). И начинаю что-то наигрывать, да. Либо инструментальное, либо со словами — получается песенка... Да, вот такой, вот именно только такой метод получается.
Иногда в процессе бывает, что в нотном редакторе в компьютерном набрасываешь какую-то вещь — она такая хаотическая; и потом из нее вычленяешь то, чтобы получилось интересно, постфактум уже... Такой, знаете, экспромт происходит, и потом из этого какие-то вот удачные элементы вычленяешь и начинаешь оформлять — уже прямо в нотном редакторе, такое бывает...
К. Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Дорогие друзья, у нас в гостях — композитор, певец Петр Налич, у микрофона — Кира Лаврентьева. И мы продолжаем наш разговор.
Петр, знаете, о чем хотела поговорить... Знаю, что в самое ближайшее время — даже я сейчас скажу, когда это случится — вот: в Звенигороде 16 июня состоится Шиховский фестиваль музыки и ремесел «Звенящая струна». И там как раз — 17-18-го даже, как я понимаю, да, 17-18 июня — и там как раз мы можем, если захотим, дорогие друзья, услышать песни Петра, которые он написал — я как понимаю, прямо для этого фестиваля, если я не ошибаюсь...
П. Налич
— Да, совершенно верно...
К. Лаврентьева
— А фестиваль непростой. Это деревня Шихово — она как раз является центром древнего промысла — производства музыкальных инструментов. То есть, все не так-то просто, и все очень связано с музыкой... Петр, а Вы можете рассказать вообще вот об этом, что там будут за песни?
П. Налич
— Это будет театрализованное представление, связанное с историей фабрики и вообще производства музыкальных инструментов в этом месте. Мне всегда на ухо казалось, что это «шиховская» гитара — по крайней мере, так говорили: шиховская там, семиструнная какая-то...
К. Лаврентьева
— Шиховская...
П. Налич
— Вот... И что там будет? Будет театрализованное представление, спектакль. И специально для него будут две песни, и еще одна знакомая всем песня, которую, как выражался Костик из «Покровских ворот», я «перепёр на родной язык»...
К. Лаврентьева
— Которую Вы как раз исполняли в «Евровидении»?
П. Налич
— Да, на «Евровидении» как раз выступал... Она называлась «Lost and forgotten»...
К. Лаврентьева
— А сложно было перекладывать ее на русский?
П. Налич
— Ужасно сложно. Я уже в какой-то момент думал, что, знаете, ничего не получится вообще. Потому что переводить, конечно, с одного языка песню на другой — очень редко получается что-то стоящее. Ну как «Битлз» возьмешь, начнешь переводить, особенно если построчно — будет чепуха.
Так что было сложно, но в какой-то момент вдруг что-то как-то зацепилось, сложилось — и вроде получилось прикольно, и по настроению похоже...
К. Лаврентьева
— А вот хотелось спросить, вот с тех пор, как Вы стали уже действительно серьезно заниматься композиторской деятельностью, Ваше вот это внутреннее какое-то состояние — оно изменилось? То есть, Вы не просто стали исполнителем, да, а еще и композитором. И Вы все время углубляетесь в профессиональном плане, как мы уже сказали — Вы уже второй раз учитесь в Гнесинке. То есть, Вы все время копаете в эту сторону, и занимаетесь все глубже и глубже вот этими музыкальными историями, раскапываете вот эти слои...
П. Налич
— Не боитесь ли раскопать что-нибудь чудовищное, да? (смеется)
К. Лаврентьева
— Ну нет, я думаю, что не боитесь... Я скорее хотела спросить, изменились ли Вы — вот в связи со своей вот этой новой ипостасью?
П. Налич
— Я не знаю... Мне кажется, что на каждом... на каких-то этапах возрастных человек должен проделывать какие-то над собой... изменения осуществлять с собой. И мне кажется, что я в этом смысле копаю в правильную сторону — потому что это именно копание в эту сторону изменяет меня так, как надо...
К. Лаврентьева
— Это интересно...
П. Налич
— Вот это как бы на этом этапе... Скажем, был бы... В моем случае было бы бессмысленно в 17 лет, например, пытаться делать то же самое. Не потому, что у меня там ума бы не хватило, а просто в принципе потому что другой был человек, грубо говоря, в другом каком-то модусе совершенно существовал. И важно, что кто смолоду был молод, и так далее...
А вот сейчас — такой этап, и вот так со мной случилось, что я в 42 года заканчиваю Гнесинку... Но дальше, опережая Ваш вопрос, дальше я учиться никуда не пойду... (смеются)
К. Лаврентьева
— Нет, ну это очень интересно... Вы знаете, психологи говорят, что даже когда завязывается самая маленькая нейронная связь, человек испытывает страдание — ну реальные физические страдания, пока она не завяжется. Он испытывает дискомфорт постоянно от нового. Даже если это очень хорошее, даже если во дворец переехал из маленькой квартиры — ты будешь какое-то время тосковать по своей квартире, и тебе будет реально плохо в этом дворце...
П. Налич
— Ну да...
К. Лаврентьева
— Вам знакома эта история, когда ты начинаешь осваивать новое ремесло... ну, какое-то не ремесло, а по-другому — какую-то новую сферу изучать своей профессии, и тебе реально какое-то время дискомфортно и тяжко?
П. Налич
— Ну конечно — это знаменитый «выход из зоны комфорта», как говорят...
К. Лаврентьева
— Зоны комфорта, да...
П. Налич
— Мне кажется, это... Она же — трансценденция... Ну чуть-чуть...
К. Лаврентьева
— Вот это да... Вот это полет...
П. Налич
— Бинго... (смеются) Мне кажется, это, конечно же, так, потому что есть налаженный механизм — всем это понятно — твоей жизнедеятельности. Особенно если он уже работает и приносит тебе, скажем так, хлеб с маслом, и все в порядке. И ты выстраиваешь свою собственную идеологию маленькую — что вот я живу, знаете, например, работаю и свои деньги зарабатываю, и поэтому имею право...
К. Лаврентьева
— Да...
П. Налич
— Ну какие-то там простые... Или какую-то сложную...
К. Лаврентьева
— Тварь я дрожащая или право имею...
П. Налич
— Да... Ну какую-нибудь выстраиваешь свою собственную идеологию, которая как-то сопрягается с внешними идеологиями, как правило. И конечно, мне кажется, в какой-то момент человеку... Я не могу сказать, что все время — потому что если ты искусственно все время будешь пытаться выйти за пределы уже осваиваемого этой сферы...
К. Лаврентьева
— Пространства...
П. Налич
— Да, то это превратится опять же просто в такую дурную бесконечность. Просто зачем ты будешь все время перепрыгивать? Нет, я буду это делать, потому что это... То есть, это будет манерно. Как бы ты решил, что это такая манера — все время менять, например, образ деятельности...
К. Лаврентьева
— Ну тоже крайность...
П. Налич
— Да, крайность некоторая... Соответственно, в какой-то момент ты входишь в эту сферу, и ты пытаешься наладить, ты придумываешь туда свои механизмы, как эта сфера работает — и она у тебя начинает работать. Она какое-то время работает... А потом в какой-то момент ты начинаешь ощущать, что эта вещь — ее надо выбрасывать, или там сломать, переделать...
Ну как, опять же, как вы хотите, аллегорию... То есть, выйти за пределы этой штуки и попасть в знаменитую зону дискомфорта, чтобы освоить какую-то новую сферу — в которой, конечно же, ты изначально чувствуешь себя очень плохо, потому что ты ничего не понимаешь. Ты получаешь по шапке, скорее всего, на тебя косо смотрят там — зачем скрипач залез в дирижеры? Или зачем актер стал режиссером, захотел быть?
Обычно это встречает всегда сопротивление среды, и это просто надо понимать. Это как, знаете, в физике — стартовая мощность. Электричество когда... Когда стартует двигатель, он больше энергии потребляет. И это, мне кажется, верное такое сравнение именно.
Потому что когда ты входишь в это новое, какое-то движение совершаешь — тебе нужна стартовая мощность, чтобы преодолеть вот это сопротивление среды, которая сопротивляется твоему переходу в другую сферу...
К. Лаврентьева
— Петр, а вот когда Вы верующим человеком стали — вот все-таки мы уже заканчиваем нашу программу, и мне очень хочется спросить: а как Вы решили для себя свое мировоззрение открывать детям?
П. Налич
— Аккуратненько, аккуратненько...
К. Лаврентьева
— Вы же прекрасный отец, у Вас много детей... Как они это узнают от Вас?
П. Налич
— Исключительно аккуратненько. Потому что очень важно... По крайней мере, у меня на глазах были случаи, когда детей слишком много затаскивали в церковь, и это вызывало настолько мощную обратную реакцию...
Да даже у Достоевского, если помните, был такой персонаж — мальчик такой, которого две тетки воспитывали... Воспитывали в благочестии таком, что просто... клейма негде ставить... И в итоге он там где-то в борделе совсем пропал с деньгами и застрелился... Это какой-то эпизод, по-моему, то ли в «Братьях Карамазовых», то ли в «Бесах», я не помню, где-то вот...
И поэтому очень аккуратно, мне кажется, надо. Потому что если ты, опять же, предложишь ребенку некую догму, с которой он должен соглашаться — это сразу проблемы, это плохо, нельзя так делать с детьми.
Ты должен предлагать ему подумать самому. Вообще, как говорится, христианство — это свобода, человек рожден свободным. Соответственно, человек должен сам понять почему-то — и ты можешь только этому как-то способствовать пытаться — почему именно, ну грубо говоря, вообще в принципе Бог есть. Как бы простое положение, а не наоборот...
К. Лаврентьева
— Ну Вы говорите с детьми на эти темы?
П. Налич
— Да, говорю...
К. Лаврентьева
— Есть ли у вас семейные походы в храм?
П. Налич
— Нечасто. Нечасто... Я буквально несколько раз ходил с детьми в храм. И я говорю: если хотите — сходите со мной, не хотите — не надо. Вообще никого никуда я не тащу. Поэтому они обычно не очень хотят и не идут. И я не вижу в этом никакой большой проблемы, потому что мы не знаем, как говорится, когда кто к чему вообще придет. И превращать, опять же, это в обрядоверие — я считаю, очень неправильно, особенно с мыслящими молодыми людьми...
К. Лаврентьева
— Огромное спасибо, Петр! Я вообще так рада, что мы сегодня так с Вами здорово пообщались...
П. Налич
— И я тоже рад, прекрасно поговорили...
К. Лаврентьева
— Дорогие друзья, это «Вечер воскресенья» на радио «Вера», у нас в гостях был певец, композитор Петр Налич, меня зовут Кира Лаврентьева. Мы еще раз приглашаем вас на фестиваль, который состоится в деревне Шихово 17-18 июня — это Звенигород, Шиховский фестиваль музыки и ремесел «Звенящая струна». Там как раз — помимо прочих интересных разных всяких театрально-культурных и просветительских историй (там будет большая программа) — можно услышать будет песни Петра. Всего вам доброго и до свидания!
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница